Часть омских предпринимателей уже пользуется невзаимозаменяемыми токенами, а другие все еще считают это хайпом

Дата публикации: 21 августа 2022

NFT – МММ нового времени? 

Первого августа в омской Точке кипения состоялась фокус-группа «Омский бизнес и NFT».

Юрист Сергей КИРГИНЦЕВ, основатель сообщества NFT KING, создатель бренда «Омич», признался, что увлекся темой невзаимозаменяемых токенов после истории о продаже на аукционе в 2021 году картины цифрового художника Beeple за 69 млн долларов. В качестве впечатляющих примеров спикер также привел самый дорогой на текущий момент проект CryptoPunks от двух канадских разработчиков программного обеспечения Larva Labs – весной текущего года объем продаж составил более 550 млн долларов. Это коллекция из 10 тысяч цифровых аватаров в виде людей, обезьян, пришельцев и других существ, созданная в виде NFT. Второго августа суточный объем торгов CryptoPunks – 2,8 млн рублей. Еще более оригинальный проект, который популяризовал NFT, – игра CryptoKitties. После того как была реализована возможность разведения котиков, скрещивание виртуальных котов дало почти безграничную возможность для заработка на Ethereum. Топовые места на маркетплейсах занимает, по словам КИРГИНЦЕВА, перспективный NFT-стартап Bored Ape Yacht Club: компания Yuga Labs заработала, к примеру, за день 285 млн долларов на продаже... виртуальной земли. Блокчейн-токены позже можно будет обменять на участки в виртуальном мире. Занятно, что при этом самого мира пока даже не существует, хотя в него вкладываются звезды мировой величины.

«Феномен повышенной ценности, – отметил омский предприниматель, – уникальное сочетание краудфандинга и искусства». КИРГИНЦЕВ сравнил современную манию скупать NFT с увлечением филателией или нумизматикой: с одной стороны, мы все понимаем, что марки или монеты сами по себе не могут стоить очень дорого, с другой стороны, коллекционеры, охотясь за редкими экземплярами, искусственно поднимают их стоимость до немыслимых высот. Также спикер напомнил об абстрактном искусстве – неискушенный любитель живописи не понимает, почему полотна, выполненные в простейшей, казалось бы, манере, продаются на аукционах за сотни миллионов долларов. Отличие же заключается в том, что второго невзаимозаменяемого токена не существует в природе, а значит, купленное NFT-изображение, видеозапись, аудиозапись нельзя скопировать. Растет популярность привлечения инвестиций через продажу токенов, – добавил КИРГИНЦЕВ. В частности, в блокчейн помещают документы на высоколиквидные активы – дом или земельный участок. NFT также популярны в игровой индустрии. И все это несмотря на невнятный правовой статус инструмента.

КИРГИНЦЕВ посетовал, что в России до сих пор к NFT относятся со скепсисом, не разобравшись в преимуществах актуальной технологии:

– А ведь это голубой океан, рынок свободен, мы можем с нуля построить его сами. Объем рынка в 2021 году – 22 млрд долларов, по прогнозам в 2022 году – 100 млрд долларов. Профессии будущего – в области метавселенных.

Кстати, в Омске запустил NFT-проект ресторан «Где же кролик?» – купив токены, их обладатель сможет бесплатно пожизненно пить кофе – в реальном мире, разумеется. Предприниматель и президент клуба предпринимателей «Моментум» Денис МОИСЕЕВ рассказал, что тоже прикоснулся к миру ультрамодных технологий: создал картину NFT, «никому ее не показывал и продал через Instagram (соцсеть признана в России экстремистской организацией и запрещена) за 55 тысяч рублей».

Однако у пришедших на мероприятие остальных предпринимателей, полностью подтвердивших опасения КИРГИНЦЕВА, осталась масса вопросов к NFT и тому, чем инструмент может им быть по-настоящему полезен. Спикер настаивал: его можно использовать для более широкого охвата аудитории и удержания постоянных клиентов (то есть инструмент маркетинга) и капитализации (то есть привлечения дополнительных инвестиций, допродажи дополнительных ценностей – допустим, мерча). Публика парировала: зачем торговать «пустыми» картинками, если уже есть карты постоянного гостя, личные кабинеты в приложениях и прочие привычные атрибуты лояльности и, конечно, банальная, но неизменно работающая схема продажи акций предприятия.

«Если компания не обладает ценностью, то NFT ей ценности не добавит, – настаивала одна из участниц мероприятия. –Мне это все напоминает онлайн-игры. Да, там есть цельные сообщества со своими фишками, коллекциями, но в реальной жизни… ничего этого нет!» «Похоже на МММ нового времени»; «Выглядит как попытка натянуть сову на глобус», – иронично резюмировали оппоненты, подчеркивая, что тема – не более чем хайп.

Художница, рассказав, как в своей галерее торгует элитарным искусством, в том числе абстрактным, подчеркнула, что не может свой бизнес перевести в NFT-плоскость, поэтому «сочетание краудфандинга с искусством» – утверждение не менее спорное.

23-25 сентября в Точке кипения-Омск пройдет Фестиваль-форум об NFT, призванный ликвидировать безграмотность по теме.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 августа 2022 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/142624