Генеральному прокурору: после закулисных переговоров с областными руководителями принято решение предъявить обвинение не реальным правонарушителям, а стрелочникам

Дата публикации: 13 сентября 2022

Мэр города О.Н. Фадина и генеральный директор АО «Омскэлектро» А.А. Жуковский — действовали осознанно и с умыслом, поскольку заведомо знали от меня лично о том, что их действия носят противоправный характер.                                      

Генеральному прокурору Российской Федерации            

действительному государственному советнику   

юстиции  И.В. Краснову

от гражданина РФ Лихачева Александра   

Владимировича, полковника милиции в отставке,        

работающего советником ООО «Труд»                                

                                              З А Я В Л Е Н И Е

                                         Уважаемый Игорь Викторович!

          В соответствии с требованиями Федеральных законов от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке  рассмотрения обращений граждан Российской  Федерации», от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прошу Вас дать поручение работникам центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации вникнуть в вопросы, связанные с ходом расследования и утверждения обвинительного заключения по уголовному делу № 12102520036000007, возбужденному 05.04.2021 года СУ СК РФ по Омской области по признакам  преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, в отношении неустановленных должностных лиц Администрации г. Омска и АО «Омскэлектро».     

           С января 2020 года я неоднократно обращался в местные правоохранительные органы с заявлениями о совершенном преступлении, связанном с незаконным расходованием одного миллиарда рублей федеральной субсидии по государственной программе ремонта многоквартирных домов, но они под разными предлогами волокитились по простой причине, что главный фигурант — генеральный директор АО «Омскэлектро» А.А. Жуковский — личный друг губернатора Омской области. Только через год, после моего обращения на Ваше имя от 14.02.2021 года в итоге уголовное дело было возбуждено, а до этого писали мне ответы, что белое — это черное и наоборот, все они, целая пачка, сохранились.

           Суть дела, если кратко, состоит в том, что, действуя с явным превышением должностных полномочий, Мэр города Омска О.Н. Фадина постановлением от 16.12.2019 года № 816-п изменила редакцию Постановления Администрации города Омска от 19.01.2018 № 40-п «О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов» таким образом, чтобы в нарушение требований федерального законодательства, исчерпывающе определяющего круг лиц, кто именно может получать такого рода субсидии (это региональный оператор капитального ремонта, управляющие организации, ТСН (ТСЖ, ЖСК), дополнило этот список иными юридическими лицами  и сформулировало условия таким образом, чтобы субсидия в полном объеме досталась именно АО «Омскэлектро» (в частности, были указаны такие условия как размер  основных фондов, количество персонала, а главное —  что если один претендент подает заявку на ремонт одного или нескольких домов (понятно, любая УК будет ремонтировать только «свои» дома, тем более ТСЖ или ЖСК), а другой претендент подает заявку на ремонт всех домов, то выигрывает последний).

         Однако даже эти, незаконно «подогнанные» под АО «Омскэлектро» условия отбора организаций для получения субсидии, последнее даже формально не выполнило: ревизиями Управления Федерального казначейства доказано, что даже положенные на все дома сметы и  дефектные ведомости по некоторым домам вообще не были представлены в составе конкурсной документации, а из представленных смет ни одна из 273 не соответствовала реальным работам и затратам (так как никто на дома не выезжал, будучи уверенными в своей безнаказанности и покровительстве на самом верху областной власти).   

         Несмотря на это, далее также действуя с явным превышением должностных полномочий, должностными лицами Администрации города Омска и АО «Омскэлектро»  заключено Соглашение  № 907-865 «О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов», согласно которому 26.12.2019 года АО «Омскэлектро» перечислена бюджетная субсидия на выполнение указанных работ в размере 997 миллионов 611 тысяч 030 рублей 59 копеек. Со стороны АО Омскэлектро» данное соглашение подписал лично генеральный директор А.А. Жуковский.

          При этом важным является то, что оба указанных руководителя — мэр города О.Н. Фадина и генеральный директор АО «Омскэлектро» А.А. Жуковский — действовали осознанно и с умыслом, поскольку заведомо знали от меня лично о том, что их действия носят противоправный характер, так как я им это лично и публично две недели говорил до совершения преступления, когда они занимались приготовлением к нему — готовили бумаги, обманывали на совещаниях руководителей УК, ТСЖ, ЖСК. Более того, в моем присутствии первый заместитель мэра города Е.В. Фомин лично говорил руководителю АО «Омскэлектро» А.А. Жуковскому о необходимости действовать законно.

          Все изложенное и многое другое указано в утвержденном областной прокуратурой постановлении о возбуждении уголовного дела, где делается вывод: «Таким образом, в результате указанных преступных умышленных действий неустановленных должностных лиц Администрации г. Омска и неустановленных должностных лиц АО «Омскэлектро», превысивших свои должностные полномочия, совершивших действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, действовавших за пределами возложенных на них полномочий, грубо нарушивших регламентированный нормативными правовыми актами порядок деятельности органов местного самоуправления и муниципального образования, существенно нарушены права и законные интересы граждан, лишенных права выбора подрядчика для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, а также охраняемые законом интересы общества и государства, дискредитирован и подорван авторитет органов местного самоуправления, не исполнена государственная программа Омской области, что повлекло наступление тяжких последствий в виде материального ущерба бюджету       г. Омска на сумму не менее 573 823 518, 96 руб.».

          Чтобы не было сомнений в моей беспристрастности, повторяю, что ранее писал в заявлении о преступлении на Ваше имя: меня лично им обмануть не удалось, так как я был единственным в городе, кто сразу сказал, что это жульничество,  отказался подписать мировое соглашение о проведении ремонта на этих условиях за свой дом, где являюсь председателем совета дома, и не предоставил требуемые фигурантами документы на дома управляющих организаций, где являюсь учредителем.

         Меня просто это лично возмущает, так как преступление носит корыстный характер и затрагивает интересы самой неимущей части населения, кто ждал этот ремонт 10-12 лет после решений суда (так как в местном бюджете не было денежных средств), а в итоге ремонт не сделали и деньги украли. 

         Что же вынудило меня оторвать Ваше драгоценное время?  

         Не вправе вмешиваться в ход следствия, надеюсь, что за полтора года проведена достаточная работа для изобличения преступников, подошло время предъявления обвинения.

         Однако по последним неофициальным, но заслуживающим доверия данным, так как получены из источников внутри органов прокуратуры и следствия, после закулисных переговоров с областными руководителями  должностными лицами прокуратуры принято решение переквалифицировать состав на менее тяжкую статью и предъявить обвинение не реальным правонарушителям — подписавшей незаконное постановление О.Н. Фадиной и подписавшему незаконное соглашение о получении субсидии  А.А. Жуковскому, а «стрелочникам» — директору департамента городского хозяйства Е.В. Фомину, его заместителю Н.Д. Машкову, а со стороны АО «Омскэлектро» — непосредственно подписавшему часть конкурсных документов на отбор подрядчиков первому заместителю генерального директора АО «Омскэлектро» В.А. Киселеву и занимавшемуся организацией ремонта домов  заместителю генерального директора М.В. Николаенко.

          Как мне известно, делается это со странной аргументацией: идет спецоперация, как можно в этот момент предъявлять обвинения депутату Государственной Думы РФ О.Н. Фадиной и депутату Законодательного Собрания Омской области А.А. Жуковскому. А что — если ты депутат и личный друг губернатора  — можно расхищать бюджетные средства? Так скажите это всем публично, многие тоже пойдут в депутаты.

         Не буду отрывать время, готов предметно показать по пунктам и ранее представил эти доводы на допросах в следственном комитете, а также изложил в прессе, что по Уставу города Омска только лично мэр города могла принять нормативный правовой акт о порядке выделения субсидии и принять решение о перечислении денежных средств (а указанные должностные лица лишь исполняли это незаконное постановление мэра), и согласно уставу АО «Омскэлектро» только генеральный директор был полномочен подписывать соглашение с городом, принимать решение об участии в отборе организаций, представлении конкурсной документации, получении денежных средств, именно и только он их и расходовал далее (его заместители также лишь исполняли приказы руководителя).

         При  этом, как представляется, подготовка к переквалификации преступных действий и «похоронам» дела начала вестись еще год назад. Первоначально дело было поручено старшему следователю по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) следственного управления СК РФ по Омской области полковнику юстиции Д.А. Понуровскому, который известен в Омске по расследованию предыдущих резонансных дел, имел опыт расследования подобных дел в сфере ЖКХ.

         Отказав в 2021 году ряду управляющих организаций и представителей советов домов в признании потерпевшими, на мой вопрос он пояснил, что совершенно не против привлечения к ответственности в рамках иных уголовных дел менее важных фигурантов по другим статьям, связанным с нарушениями порядка проведения ремонта, хищением денежных средств, но данное преступление оканчивается самим фактом подписания постановления мэра города с превышением полномочий, подачей конкурсной документации и подписанием о соглашения и фактическим получением денежных средств   руководителем АО «Омскэлектро» и далее с точки зрения квалификации неважно даже — сделали ремонт, не сделали, сделали частично — они уже превысили полномочия, тем самым лишив права УК, ТСН, ТСЖ проводить ремонт, жильцов — выбрать подрядчиков, что определено мировыми соглашениями, а выбранных ранее жильцами подрядчиков, затративших фактически денежные средства на разработку проектно-сметной документации — этих средств и возможного дохода от проведения ремонта. Все, преступление уже окончено. 

           В январе 2022 года Д.А. Понуровский в целом  завершил расследование и по требованию прокурора направляет дело для контроля в областную прокуратуру, откуда приходит поручение уделить внимание определению размера ущерба в части невыполнения и (или) некачественного выполнения работ по конкретным домам.

           Понимаю, что установление реального ущерба играет роль при предъявлении обвинения, влияет на квалификацию и сроки наказания фигурантов, но в данном случае представляется, что из-за этого произошло только затягивание расследования, и появилась возможность переквалификации содеянного на менее тяжкую статью, игнорируя тот факт, что все нарушения при ремонте стали лишь  следствием превышения полномочий указанными выше должностными лицами.

          С этого момента также был заменен следователь по делу с полковника юстиции на капитана юстиции А.С. Пеляк, не имеющего опыта самостоятельного расследования такого крупного объема дел в сфере ЖКХ. Нет, не имею претензий к следователю, который полгода добросовестно разбирался, на каком доме что именно недоделали или сделали некачественно, не вправе комментировать его действия, тем более, что для меня очевидно, что процессуальный закон — он сам по себе, но в  реальной жизни не следователь решает, кому и в каком объеме предъявить обвинения по данному резонансному делу.

         Позволю обратить внимание лишь на очевидные вещи, так как мне известно, какие варианты обсуждались.

         Первое. Если будут предъявлять обвинение только указанным выше заместителям генерального директора АО «Омскэлектро» в том, что вот документы на отбор организаций для получения субсидии представлены недостоверные (что действительно так и есть), что не было контроля за подрядчиками и последние деньги присвоили  (что тоже так и есть), то это все лишь следствия превышения должностных полномочий указанными выше руководителями Администрации г. Омска и АО «Омскэлектро» — если бы не было незаконного постановления, не объявили бы незаконный отбор организаций для получения субсидии, и не нужно было бы создавать подложные сметы и дефектные ведомости срочно за три дня, все это уже за месяц до этого было в соответствующих УК, ТСН (ТСЖ, ЖСК) — для понимания, по ст.ст. 165, 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации все проще, там нет никаких конкурсных отборов: кто управляет домом, тот и получает субсидию, а если никто (так бывает на домах в плохом техническом состоянии)  или имеется указание в решении суда на ст. 190.1 ЖК РФ — то региональный оператор капремонта. Это же как взятка: не может быть взяткополучателя без взяткодателя. Так и здесь — не могли бы появиться подложные конкурсные документы, если бы не придумали сам незаконный отбор организаций на получение субсидии.

          Второе. Если бы А.А. Жуковский, превысив полномочия,  не подписал незаконное соглашение и не получил данные денежные средства — не были бы в принципе возможны совершенные нарушения при проведении капитального ремонта, за которые обсуждается привлечение к ответственности другого заместителя директора АО «Омскэлектро», так как при таких обстоятельствах, после незаконного получения денежных средств АО «Омскэлектро» далее невозможно было в принципе сделать все качественно и в полном объеме хотя бы потому, что недостоверные сметы не соответствовали перечню и объему работ,  а управляющие организации, ТСН (ТСЖ, ЖСК) и даже сами выгодоприобретатели по судебному решению, собственники помещений в многоквартирных домах — неправомерно были отстранены от контроля за работами и их приемки — вот и получилось, что пришли посторонние дяди и тети из АО «Омскэлектро», ни разу до этого на доме не побывавшие, не знающие, в отличие от местных слесаря, электрика или мастера, данные инженерные сети и конструктивные элементы дома, приняли работы, выплатили подрядчикам деньги, а затем УК и жильцы составили акты, что работы выполнены не в полном объеме и некачественно и народ уже потянулся в суды, имеются вступившие в силу решения об обязании АО «Омскэлектро» переделать ремонт, а еще больше домов департамент городского хозяйства просто в 2022 году доделал сам за счет бюджета города Омска.

          Иными словам, при предъявлении обвинения подчиненным за пределами следствия и суда оказывается главное — а почему вообще все это стало возможным. Было бы все по Закону — действовал бы совершенно иной, законный механизм ремонта, который действовал в Омской области, как и по всей стране  до этого с 2011 года, и за все 10 лет было только одно уголовное дело, тоже по моим обращениям, когда подрядчик по подложным документам попытался присвоить бюджетные средства за несделанные фактически работы, фигурант был осужден к реальному сроку лишения свободы. И суммы нарушений несопоставимы в сотни раз.

          И вообще интересная картина складывается, как в русской поговорке: «И в шапке дурак, и без шапки дурак». С одной стороны имеют место  попытки переквалифицировать предмет обвинения на менее тяжкие статьи, связанные непосредственно с нарушениями при оформлении проектно-сметной документации и проведении непосредственно самого ремонта   конкретных домов, с другой стороны, до сих пор следствием не удовлетворено ни одно из заявлений первоначально выбранных жильцами подрядчиков, управляющих организаций, ТСН (ТСЖ, ЖСК) и самих представителей собственников о признании их потерпевшими, что необходимо с точки зрения возможности предъявления впоследствии гражданского иска в рамках уголовного дела.

          Прошу найти возможность разобраться в сложившейся ситуации, так как направлять документы в прокуратуру Омской области полагаю в данном случае бессмысленным, не будет прокурор ссориться с губернатором.

         Если бы дело касалось одного дома или нескольких, вопрос можно было бы решить на месте, но в данном случае фигуранты по сути обворовали, на мой взгляд, весь город, даже по официальным данным департамента городского хозяйства Администрации города Омска, направленным ими по запросу СМИ, из 278 домов, на ремонт которых АО «Омскэлектро» получило субсидию 1 миллиард рублей, ремонт не сделан вообще или выполнен не в полном объеме на 86 домах, а по нашей таблице (мы а Обществе потребителей в сфере ЖКК сделали  параллельный подсчет) — еще больше на 16 домов, так как они учитывают только вступившие в силу решения судов, а не все еще подали иски. И это помимо тех 43 домов с мировыми соглашениями, которые изначально АО «Омскэлектро» просто не включило в свой реестр, так как на остальные дома сметы завысили и денег не хватало.

          Фигуранты обидели много тысяч людей. Мы тоже не будем молчать, если продолжатся попытки увести от ответственности реальных виновников случившегося, матерых преступников, так как это не нарушение техники безопасности, даже не взятка за выполнение законных действий должностного лица побыстрее, чем для других заявителей — люди знали, что нарушают Закон, но сделали это умышленно и осознанно, будучи уверенными в безнаказанности, что сверху прикроют. Ясно, не в государственных интересах.

          Хотел бы, чтобы при рассмотрении  моего обращения наверху понимали, что подобные действия по уводу реальных преступников от ответственности рождают в обществе мнение о том, что реальной борьбы с коррупцией не происходит, вместо нее мы видим только подковерную борьбу кланов, когда преступником объявляется тот, у кого хотят отобрать бизнес.

         По крайней мере, так в Омской области. Покажу это на примере также резонансного дела, про которое Вы не знать не можете, так как обвинение поддерживала Генеральная прокуратура Российской Федерации — речь идет о преступной группе, организованной, как указал суд, бывшим депутатом Законодательного Собрания Омской области С.П. Калининым, несколько лет действовавшей в другом коммунальном предприятии Омска — АО «Омскгоргаз».   Все фигуранты были осуждены на длительные сроки лишения свободы.

        Во-первых, весь Омск, кто в теме, смеется, что бывший мэр О.Н. Фадина до мэрства занимала руководящие посты финансово-экономического блока в АО «Омскгоргаз», и кто работал до нее и после нее — сели на скамью подсудимых, и вот только О.Н. Фадина — свидетель. Но не это главное.

        Первоначально дело началось с моего безобидного заявления в 2013 году о том, что некий председатель Региональной энергетической комиссии Омской области (так называется у нас орган тарифного регулирования) К.В. Марченко допустил халатность при установлении нормативов ОДН по горячей и холодной воде (перед этим я был вынужден подать судебный иск, что нормативы завышены, такой же иск подала прокуратура Омской области, в итоге Верховный суд РФ признал, что мы правы и нормативы снизили).

         В заявлении  я указал, помимо прочего, что прошу разобраться, почему  в декларации г-на К.В. Марченко указан как собственность участок газопровода. Не подозревая о масштабе аферы, я думал, что К.В. Марченко договорился с АО «Омскгоргаз», где раньше работал, о продаже в свою собственность участка газопровода, и тихо берет аренду с нашего тарифа.

        Работавший в то время старший следователь по особо важным делам следственного управления Следственного комитета РФ по Омской области полковник юстиции Р.С. Водолазский распутал это сложное дело, пригласил меня через некоторое время на допрос и нарисовал всю ту схему, которую фигурантам вменили в 2021 году. Все это было известно следствию уже в начале 2014 года.

         Но самое любопытное происходит дальше: получив доклад, тогдашнее (в 2014-м году) руководство управления пояснило следователю, что тут есть депутат Государственной Думы, тут фигурирует депутат Законодательного Собрания Омской области, не время такие неудобные вопросы поднимать. В итоге сроки прошли, дело по халатности прекратили, а с преступной схемой просто не стали разбираться.

          В Омске все обо всем знали. Все обо всем знали пять лет, пока в битве с другим кланом данный клан не проиграл, и вот тогда сразу заинтересовались делом АО «Омскгоргаз» — да все это было известно давно, просто пока покровители у власти — следствие и прокуратура не хотят портить отношения. Окончились у депутата А.И. Голушко полномочия — и сразу дело пошло как по маслу, К.В. Марченко получил 12 лет заключения. А могли пресечь в самом начале.

        Ровно это же наблюдаю и в данном случае: опять депутат Государственной Думы РФ, опять депутат Законодательного Собрания Омской области — что, тоже ждать еще четыре года, пока полномочия истекут? Да, в принципе, к О.Н. Фадиной и претензий то у людей особых нет — все мы понимаем, что она с этого ничего не собралась поиметь и ничего не поимела — ей приказали подписать такую бумагу, она и подписала, мало что в этом понимая. Реальный выгодоприобретатель от этой субсидии, в чем я уверен, — А.А. Жуковский, и общественность не допустит увода его от ответственности.

         Именно он, а никто другой — писал ответы в прокуратуру, что вот у нас все законно и правильно, веду ремонт, он же выступал в горсовете, наконец, он же в ходе выборов в Законодательное Собрание Омской области в 2021 году использовал этот провальный капитальный ремонт в целях агитации, выходя на дома для фотосессии, хотя самим ходом ремонта не занимался.

         В спецоперации погибли уже двое ветеранов, с кем довелось служить. Не думаю, что они погибали для того, чтобы отдельным депутатам и руководителям было на Руси вольготно воровать, а должностным лицам органов правопорядка — прикрывать это воровство. Отвечать за содеянное должны реальные преступники, а не «стрелочники».           

С уважением, А.В. Лихачев, полковник милиции в отставке, председатель Омского областного Общества потребителей в сфере ЖКК     

12 сентября 2022 года



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/143092