Сами китайцы ездят на автомобилях стоимостью выше 50 тыс. долларов. Нам же завозят бренды, которые в Китае стоят 10-15 тыс. долларов, а в России продаются от 35 тыс. долларов

Дата публикации: 22 января 2023

На одних отечественных, иранских и китайских машинах во всех смыслах не уедешь. 

В конце декабря в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Итоги года автомобильной индустрии. Какие машины смогут приобрести россияне в 2023 году?»

К концу 2022 года на складах российских автодилеров осталось около 20–30 тысяч новых машин иностранных брендов, сообщили СМИ в Ассоциации российских автомобильных дилеров. Причем моделей средней ценовой категории – Kia, Hyundai, Toyota, Renault, Volkswagen – среди них почти нет, в основном это дорогие китайские модели. С учетом объемов текущих продаж нынешних запасов хватит максимум на месяц. Параллельный импорт автомобилей покрыть спрос россиян пока не может, а внутреннее производство «иностранцев», в частности китайских брендов, увеличивается медленно. Дефицит новых машин в следующем году может достичь одного млн штук, предполагают эксперты.

Воплотившийся пессимизм

Генеральный директор холдинга АВТОDOM, специализирующегося на продаже и техническом обслуживании автомобилей сегментов люкс и премиум, Максим ШИШКО констатировал, что самые пессимистичные прогнозы, сделанные в конце I квартала этого года, сбылись:

– Год закроется на уровне продаж 650-700 тысяч новых автомобилей, это, фактически падение в 2,5 раза. Пока большого потенциала того, что в 2023 году ситуация улучшится, нет. Возможно, будет корректировка за счет отечественных брендов, но несущественная. Это связано не только со сложностью поставок, но и с падением спроса: платежеспособность населения снижается, уверенность в долгосрочном планировании падает, приоритеты потенциальных покупателей смещаются в сторону чего-то более жизненно важного. Думаю, сейчас приобретают машины люди при крайней необходимости; те, кто давно планировал покупку; люди, которые имеют достаточно доходов и пытаются конвертировать деньги в автомобили или в недвижимость, то есть в надежные активы.

По словам ШИШКО, стоимость автомобилей серьезно подскочила:

– Даже те бренды, которые не покидали Россию, подняли цены. Китайцы выросли на 40-50%. В премиальном сегменте из-за дефицита машин цены выросли на 70%. Если автомобиль продается официальным дилером и ввезен по параллельному импорту, дилер должен предложить на него гарантию за свой счет, так как нет уверенности, что бренды будут ее поддерживать в дальнейшем. Издержки у бизнеса остались те же, и рост цен, безусловно, связан с тем, что при малых объемах продаж необходимо обеспечивать нормативную доходность.

Автоэксперт Илья УШАЕВ отметил, что рынок подержанных автомобилей стоимостью от 1 млн до 3 млн рублей, практически полностью вымер:

– Люди либо выбирают автомобили стоимостью до 1 млн, либо покупают автомобили за границей стоимостью больше 3 млн. Ценники реально сильно поднялись. В салонах официального дилера Lada Vesta стоит 2,7 млн рублей, хотя изначально была 700 тысяч рублей. Понимаете?! 2 млн просто так на машину прикрутили. Но люди даже этим интересуются!

УШАЕВА смущает и интерес россиян к китайскому автопрому:

– Сами китайцы ездят на автомобилях стоимостью выше 50 тысяч долларов, к нам такие особо не завозят. Причем у них машины продаются со скидками от государства, на них дается пожизненная гарантия. Нам же завозят распиаренные бренды, которые в Китае стоят 10-15 тысяч долларов, а в России продаются от 35 тысяч долларов.

По наблюдениям эксперта, упали цены на неликвидный сегмент – допустим, подержанные Land Rover. С одной стороны, кусаются налоги, с другой, напрягают перебои с запчастями. Что касается новых автомобилей, то спрос на них есть, но снижения цен на них не только не предвидится, скорее, ситуация грозит, напротив, удорожанием:

– Сейчас на фоне роста доллара люди бросились в панике покупать хоть что-то, чтобы не потерять свои деньги. Такой тренд в последние 2-3 дня фиксируют и в нашей компании, и наши партнеры.

Если говорить об эконом-сегменте, то россияне, как прокомментировал УШАЕВ, совершенно не готовы покупать за 600 тысяч рублей машины, стоившие два года назад 300 тысяч:

– Люди до сих пор живут в 2019 году, максимум 2020-м, когда ценники и кредитные программы были другими. В связи с этим наши соотечественники ездят на том, что есть, уже вырисовывается спрос на контрактные моторы и коробки из-за границы. Многие опасаются, что купят задорого, а потом автомобили станут дешевле; что купят задорого, а потом не смогут поменять автомобиль; боятся переводить полную сумму стоимости автомобиля в Корею, откуда можно заказать машину с 3-5-летним пробегом за 1-1,5 млн рублей. Сразу скажу, такие автомобили никто сюда возить не будет: это финансово невыгодно. Так что из сразу доступных машин эконом-сегмента есть только отечественный автопром и китайский низкого качества.

Специалист по параллельному импорту Александр ТИХОМИРОВ согласился, что год был непростой:

– Я и мои партнеры – сообщество неофициальных дилеров, скажем так – смогли наладить достаточно плотно параллельный импорт из Азии и Европы, Америка продолжает подъезжать тоже. Причем речь идет не только об автомобилях с пробегом 3-5 лет, но и о новых. Если говорить про Китай, разрабатывается русификация меню, адаптируем под российский рынок. Спрос на машины у нас лично есть, он вырос. Во главе угла сейчас – вопрос доверия. Благодаря блогерам по автомобильной тематике, народ спокойно покупает автомобили у «серых» дилеров по приемлемым ценам. Если вы говорите, что Lada стоит под 3 млн, то Chevrolet Captiva мы этим летом продавали по 2,25 млн рублей. Да, это ОАЭ, и собственник должен сам адаптировать, но люди берут. Если раньше мы продавали по 40 машин максимум в лучший месяц, то с этой же площадки уходит уже больше 200 машин. Конечно, часть теплого одеяла мы на себя временно перетянули, но, я думаю, государство так или иначе отреагирует на подобные поставки машин. Нам нужно наши бренды защищать, наших производителей, так что ситуация будет корректироваться, на мой взгляд.

Китай и Россия

Много вопросов журналистов было посвящено китайскому автопрому. Максим ШИШКО оценил их долю на российском рынке в 15%:

– Это 120-130 тысяч автомобилей: где-то 25 тысяч Geely, около 20 тысяч Haval, чуть больше Chery, дальше идут мелкие бренды. Думаю, в следующем году продажи китайских машин у нас вырастут. Но в целом китайцы опасаются активничать в России, особенно привозить сюда премиальные бренды: автомобили, которые планируют поставлять в Европу и США – активное участие у нас может вылиться для них в экспортные ограничения на целевых рынках. Те бренды, которые у нас уже присутствуют, тоже не спешат выводить новые модели и наращивать объемы. Экономически потенциал для снижения цены есть, но они докупают риски, и мы в итоге платим больше. Политически вероятности снижения цен пока не видно. При росте курса официальные китайские импортеры, я думаю, не будут сильно поднимать цены – потенциал не больше 5-10%.

Генеральный директор холдинга АВТОDOM признал, что с китайскими брендами соперничать на отечественном рынке банально некому:

– Единственные конкуренты, пожалуй, только новые китайские бренды, которые сюда еще не приехали, в том числе премиальные. Заинтересованность и потенциальный спрос на них есть. По качеству – а я их тестировал – они превосходят ожидания. Даже наши отечественные бренды по большей части «китайские», потому что далеко не все компоненты, особенно в электронике, мы умеем производить сами. Надо надеяться, что потепление в политической ситуации позволит самым отчаянным, рисковым брендам возвращаться в Россию. Потому что на одних китайских, иранских и российских брендах мы не сможем приблизиться даже к миллиону автомобилей (по продажам в год).

Несмотря на желание китайских холдингов активно завоевывать наш рынок, негативно влияют на стабилизацию автоотрасли регуляторные ограничения: вопросы сертификации, валютных переводов, таможни, двойного налогообложения ввезенных товаров из-за рубежа.

УШАЕВ подтвердил, что китайские автомобили премиум-класса не уступают по качеству европейским машинам, а скорее их даже превосходят:

– Могу сказать, что Li Auto L9 за 6,3 млн рублей сделана, на мой взгляд, лучше, чем Lamborghini Urus за 20-30 млн. Это мое субъективное мнение. Я уверен, что будущее за китайцами, потому что у них есть чипы, которыми они с другими брендами делиться не намерены. Отечественный же производитель, считаю, завысил кратно цену.

Так, если говорить о «Москвиче-3» от 2 млн рублей, то УШАЕВ считает это высокой ценой для эконом-сегмента, особенно если учесть, что 99% населения России получает зарплату от 30 до 50 тысяч рублей:

– Все ждали ценника 1 млн, и это реально цена, за которую «Москвич» был бы конкурентноспособен. 2,7 млн рублей за Lada Vesta, как я уже говорил, тоже перебор, учитывая, что китайские кроссоверы стоят 2 млн с копейками, а некоторые и меньше.

ШИШКО оказался не согласен с коллегой:

– При текущем рынке 3 миллиона рублей за «Москвич 3» – нормальная цена. Машина симпатичная, JAC неплохой производитель (внешний вид новинки, собираемой в Москве на бывшем заводе Renault, и ее технические характеристики полностью повторяют китайский кроссовер JAC JS4. – Прим. авт.). Вопрос в другом. Они заявили 15 или 20 тысяч автомобилей, пока собрали 600. Логистика машинокомплектов – узкое место. Потенциал продаж бренда есть, на уровне цен на Lada прайс не кажется умопомрачительным. Вопрос в объемах. Но все, что произведут, продадут. Все «Москвичи», которые будут собраны, скорее всего будут проданы в том числе по госконтрактам: в Москве есть потребность у парка каршерингов и такси, у парка муниципальных органов, у госкорпораций.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 декабря 2022 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/178859