Департамент образования города Омска запретил детский йогурт для воспитанников детских садов

Дата публикации: 02 февраля 2023

Чиновники решили, что качество продукции там не важно.

Казенное предприятие Омской области «Центр питательных смесей», учрежденное областным правительством, регулярно побеждает со своей продукцией на российских и международных профессиональных конкурсах. Торговые марки «Медвежонок» и «Милочка» хорошо известны омичам. Однако часть его продукции, ориентированная на детей, не востребована омскими чиновниками городского департамента образования, так как они решили, что кормить детей молочной продукцией для детей – перебор. Государственное предприятие сталкивается с парадоксальной ситуацией игнорирования чиновниками от госзакупок редкой возможности региона обеспечить омских детей свежими качественными продуктами для детского питания. Как при этом живет омский производитель молочной продукции редакция узнала у руководителя КУОО «Центр питательных смесей» Елены ХУДОЛЕЙ. Беседовала Карина РЕГЕР.

— Елена Анатольевна, как вам прошлый год?

— Все говорят, что год был сложным, то же скажу и я. В наших условиях планировать становится все сложнее. Санкционные проблемы известны, они отразились на многом. И мобилизация нас задела, усугубив кадровый дефицит. И госрегулирование рынка молочной продукции, в частности, ее маркировка. Произошел очень приличный рост цен и по сырью, и по ингредиентам, и по всему остальному, что мы используем в производстве. Считаю, что в период с 2023 по 2025 год молочная промышленность будет не развиваться, а «тушить пожары». Благо, что нас не особо коснулись проблемы с упаковкой. Она у нас самая простая – полипропиленовый стакан, но при этом разрешенная для использования в детском питании, который, к тому же, отлично перерабатывается. Упаковка росла по стоимости с 2021 года, и продолжает расти. Пример, мы получили коммерческое предложение на фасовочный автомат. Планировали заранее его покупку. Оборудование взлетело в цене на 50% по сравнению с 2021 годом. В пищевой промышленности практически все из нержавейки, так как должно тщательно обрабатываться – емкости, трубопроводы, трапы, ступени. Вся нержавейка имела нескончаемый рост, он составил около 30%, и ее еще нужно найти надлежащего качества! Фруктово-ягодные наполнители подорожали на 40-50%. И мы используем только те, которые должны быть разрешены для детского питания раннего возраста, то есть с 6 месяцев. Поставщиков ищем отовсюду. Это и томичи, и зарубежные – Польша, Австрия.

— Но ваша продукция не растет в цене такими темпами.

— Дело в том, что мы не успеваем закладывать постоянный рост себестоимости в цену товара. В 2022 году мы дважды поднимали цену на продукцию. Причем делали это очень аккуратно. Мы не можем заложить туда все издержки, потому что покупатель это просто не осилит. Его доходы не растут. В итоге в 2021 и в 2022 годах мы получили почти аналогичную выручку, но в количественном выражении продали меньше, как уменьшился и финансовый результат.

— Так это ваш сознательный выбор, ваша тактика сохранения доли рынка?

— Тактика… Молочная отрасль отлично иллюстрирует, как меняется в наших условиях поведение потребителя. При падении доходов в первую очередь покупатели отказываются от десертной продукции, которая у нас относится скорее к радостям жизни. Затем происходит переход с жирных продуктов на менее жирные. Покупается обезжиренный кефир, творог, сметана. Потом потребитель меняет упаковку. Он не берет больше «кувшин», а берет «финпак», или, проще говоря, пленку, полиэтиленовый пакет. Это для понимания, насколько потребитель чувствителен к цене.

— Санкции усугубили ситуацию в этом плане?

-  Появились проблемы с логистикой. По  ввозимым ингредиентам. Ведь поставщика так просто не сменишь. Детское питание – очень регламентируемая отрасль. Что правильно. Зарегистрировать новый продукт для детского питания до 3 лет – тот еще сизифов труд. В среднем это занимает год. Экспертиза продукта и его государственная регистрация происходит в аккредитованных испытательных центрах Москвы. Кроме того, все компоненты и упаковка должны быть разрешены для использования в детском питании и иметь документы подтверждающие соответствие необходимым требованиям. Как думаете, многим это надо, учитывая объемы спроса и отношение государства к отрасли детского питания. А государство не поддерживает эту отрасль. Совсем.

— Неужели никаких программ?

– Ну сейчас государство поворачивается в сторону поддержки производства сухих адаптированных смесей. Ведь кроме одного российского, производителями детских сухих молочных смесей являются транснациональные компании, которые и занимают львиную долю рынка: Nutricia, которая входит в Danone Group с брендами Nutrilon, «Малютка», «Малыш», Nestle с брендами NAN, Nestogen и Alfare и «Инфаприм» с брендом Nutrilak.

— А почему смеси здесь почти не производятся?

– Для приготовления таких смесей для малышей с рождения на территории России есть только один ингредиент – молоко Все остальное, в том числе и банки для фасовки – привозное. Рынок витаминно-минеральных премиксов убит в России на корню. А потому у нас используют то, что привозят из-за границы. Почти все жировые составляющие, масла — соевое, кокосовое — они тоже импортного производства. У нас кроме простого подсолнечного ничего не возьмешь. Если ты привозишь все это из-за границы, то возникает вопрос стоимости, пошлин. На ингредиенты пошлина 15%. А вот на ввозимое готовое питание – 5%. Проще ввезти сюда готовый продукт, чем заниматься производством смесей на территории России. Сейчас государство начинает разворачиваться лицом к этой сфере, стимулировать создание того, чего у нас нет, но все происходит крайне медленно. А если наложить сюда трудности с регистрацией продукции для детского питания, то перспектива отодвигается совсем за горизонт.

— Как обстоят дела с кадрами, вы отметили, что мобилизация на вас повлияла.

– У нас мобилизовали двоих, но с ключевых позиций. Потому, что это высококлассные специалисты, умеющие работать и головой, и руками. С сотрудниками и без этого нелегко. И удерживать кадры становится все труднее. Это не только наша проблема.

— Как вы пережили введение маркировки?

— Это очень печальная тема. При наличии проблем с персоналом мне приходится брать дополнительных людей на обслуживание палок в колесах, закрытие дополнительных обязанностей, вмененных нам государством. У нас этим занимаются два человека. Они не заняты в производстве или сбыте. Их оплата по году включая взносы с налогами порядка миллиона рублей. Это «Меркурий», ветеринарные свидетельства, которые все хотят в электронном виде. Потом у нас государство запустило ЭДО – электронный документооборот. Бумагу это не отменило, но забот добавилось в разы. Затем и маркировка. Но никто не отменил при этом хакерских атак на сервера этих систем, от которых мы очень зависим. В итоге все федеральные, да и наши местные торговые сети что говорят? Нет свидетельства, не пришли документы, мы не получили заявку через ЭДО – мы не примем ваш товар. Продукция возвращается, а у нас продукция с маленьким сроком хранения. И не одна сеть этот скоропорт завтра у тебя уже не примет. Мы при этом несем логистические издержки, штрафы. И мы не можем предъявить претензию Россельхознадзору за то, что «Меркурий» лег и два дня не работал. Например, после очередных обновлений. Или «Честному знаку», если там что-то не читается. И на кого ложатся убытки? На «Честный знак», который не справился с DDOS-атакой, или на производителя, который сделал все, что ему было предписано? Хорошо, что государство при маркировке сделало поблажку, и продукция для детей до 3-хлетнего возраста туда не попадает. Замечательно. Здесь мы не заплатим 50 копеек с каждой единицы продукции. А у нас ведь не литровая фасовка. У нас 150 и 200 грамм упаковка. Стоимостью около 50 рублей, например. 9 миллионов единиц продукции за год. То есть 4,5 миллиона мы должны отдать, и не государству, а в частную компанию за то, что рынок, якобы, таким образом избавляется от фальсификата. А взамен – ничего. Покупателю это дает только удорожание. А по фальсификату вопросы остаются. В розничной сети можно встретить продукт, на котором написано «масло», прошедший через «Честный знак» и имеющий все сертификаты с ценой в 90 рублей за стандартную пачку. И это уже с сетевой наценкой!

Но эксперты нашей отрасли сходятся во мнениях, что 95% объема фальсификата сосредоточено в учреждениях социальных служб. И все это идет через госзакупки. Обнаружить это можно только при взятии продукции на анализ именно там, у конечного потребителя. И это не удивительно, ведь по 44-ФЗ в госзакупках выигрывает цена.

— Какова ваша структура выручки по источникам?

— Мы казенное предприятие и по идее должны иметь госзаказ на поставку в учреждения здравоохранения. Этот госзаказ на протяжении уже 10 лет остается по выручке в одной и той же поре — 20 миллионов рублей в год. На кисломолочку, которую выдают детям по медицинским показаниям по бесплатным рецептам. Государство в лице омского областного минздрава. Выписывается эта продукция педиатрами по показаниям. А поскольку мы были созданы изначально под решение государственных задач как казенное предприятие, то объем госзаказа должен составлять не менее 50% от общей выручки. Таков признак казенности. Остальное – наша коммерческая деятельность. Если же в итоге взять наш коммерческий оборот в 240 миллионов, то оказывается, что госзаказ в структуре нашей выручки составляют гораздо меньше 10%. Точнее так: 10% — как раз госзаказ минздрава как мера соцподдержи по показаниям по бесплатным рецептам, плюсом по госконтрактам с медучреждениями – 2%, с учреждениями образования – 1%. Остальные 87% — реализация через торговые сети.

— Картина очень показательная. Почему по госконтрактам такая скромная доля?

— В 2021-2022 годах мы активно выходили на торги для стационаров больниц, учебных учреждения, в том числе для дошкольников. И мы были чрезвычайно удивлены. Продукцию для детского питания в таких учреждениях для детей никто не ждет. И потому там мы принимаем участие с продукцией для взрослых, то есть не сертифицированной для детей. Мы начали ее производство в 2019 году. По ГОСТу. Творог, сметана, масло. Основные востребованные позиции. Она производится их того же сырья, что для детей, из молока высшего сорта, по тем же технологиям. И за 2022 год именно эта продукция показывает рост, практически в 2 раза. Мы с ней пошли на аукционы. Потому что продукцию для детей никто не спрашивает.

— Что значит, детство никто не спрашивает?

— Мы изучаем извещения по торгам и когда видим запрос на наш ассортимент, то участвуем. Решили поучаствовать и в аукционах, объявленных департаментом образования для детских садов. И оказалось, что нас отстранили от участия по той причине, что наша продукция – для детей. По КТРУ (каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд – прим. редакции) в техзадании на торгах, составленном департаментом образования — продукция должна быть не для детей. Мы столкнулись с этим в 2021 году. Для всех детских садов. И решили оповестить городской департамент образования. Захватили все распечатки и пообщались с Инной Борисовной ЕЛЕЦКОЙ. Говорим – как же так, вы закупаете в детские сады исключительно недетский йогурт. Нам ответили: «Да неужели? Мы разберемся!».

Ну, как говорится, никогда такого не было, и вот опять! В конце 2022 года мы видим вновь объявленные торги департаментом образования на йогурт, и там снова та же история. В описании техзадания в табличке характеристик «для детского питания» в соседнем столбце стоит «нет». Ладно, мы решили, что раз у нас йогурт с фруктово-ягодными наполнителями как в техзадании, но для детского питания — подадим заявку. Подали. И нас везде отклонили, потому что мы не соответствуем техническому заданию. Мы подали жалобу в УФАС. Было бурное слушание. Представители УФАС были удивлены, что для детских садов депобру нужен именно недетский йогурт, но жалобу нашу признали необоснованной. Было отвечено, что заказчик не обязан и не имеет возможности устанавливать так требования к характеристикам товара, чтобы они удовлетворили всех участников рынка. А о том, что конкуренция (в понимании антимонопольной службы) должна быть между поставщиками, а не производителями, в нашем случае решили забыть.

— Подождите, взрослым детский йогурт есть можно. Это маленьким детям взрослый может быть не полезен. Потому детскую продукцию и сертифицируют так долго, и проверяют так тщательно.

— Здесь дух и буква закона вступили в противоречие. Оказывается, для омских детей в дошкольных учреждениях детский йогурт не просто не нужен. Мы бы тогда участвовали наравне с недетской продукцией. Он запрещен, потому как нас снимали на основании первой части заявки, и до ценовой конкуренции мы даже не доходили. Департамент образования города Омска запретил детский йогурт для воспитанников детских садов. Здесь другой трактовки нет.

— Возможно, департамент посчитал, что он таким образом ограничивает конкуренцию, потому что на рынке вы такие одни?

— Помимо нас есть «Агуша», «Тёма», «ФрутоНяня», «Мама Лама». В Омске есть официальные представители этих марок, так что здесь приличный конкурентный рынок, его не пытались изучать. Да, у детской продукции себестоимость выше, но может «Агуша» скажет, что продаст по 20 рублей. Детская продукция не допущена к закупкам, потому до каких сумм в результате аукционов могла бы снизиться цена – можно только гадать.

— Но для каких-то учреждений закупается ведь продукция для детского питания?

— Да, больше у минздрава. Но на закупках могут победить поставщики, основную часть ассортимента которых составляет продукция для взрослых. Мы по цене проиграли в аукционе такому поставщику. Теперь важно отследить, что учреждение действительно будет получать продукцию для детей, а не какой-то фальсификат.

Многие учреждения, которые по профилю, казалось бы, должны быть заинтересованы в нашей продукции, ее не заказывают. А ведь у нас есть функциональные продукты, они многоцелевые. Объясню на примере "Пролакты". Это не просто сытно, вкусно и полезно для ЖКТ. Ее регулярное употребление во время беременности профилактирует железодефицитную анемию. Снижается риск развития патологических состояний как у матери, так и у ребенка. Просто родится совсем другой ребенок. Здоровее. Это не мы говорим, это на позапрошлом конгрессе охраны материнства и детства об этом речь шла. На симпозиумах приводились цифры, что профилактирование железодефицитной анемии на протяжении всего срока беременности снижает затраты здравоохранения на новорожденного и его мать на 30%. В связи с этим в 2021 году омский минздрав включил "Пролакту" в перечень продуктов для бесплатной выдачи беременным женщинам и кормящим матерям. И такой продукт у нас не один.

Такие функциональные продукты для здоровья населения важно включать в список рекомендованных для употребления. У регионов такое право есть.

— Какие-то новости были по вашей продукции в 2022 году?

Расширилась линейка йогуртов, в том числе появился йогурт без сахара. Расширили линейку продукции по ГОСТу и она теперь называется «Полезная традиция». Мы на ежегодной выставке в Сочи «Молочный успех — 2022» по итогам слепой дегустации за обезжиренный творог получили золотую медаль. Тут мы обогнали белорусов, постоянных лидеров в этой сфере. Молочно-овсяный кисель получил там ГРАН-ПРИ. Награды за свою продукцию мы получаем не первый раз. Наверное потому, что производство детского питание для нас не столько бизнес, сколько мировоззрение. Когда понимаешь, что конечным потребителем твоего продукта может быть шеститимесячный ребенок, то вопрос качества возводишь в абсолют. У нас внутренний производственный контроль по детству выше стандарта. А это затраты. Очень хорошо, что в Омске есть государственное предприятие, у которого нет ни повода, ни мотивов зарабатывать деньги в ущерб качеству.

— То есть в будущее вы смотрите скорее с оптимизмом?

У нас есть новые проекты, но двигаться хотелось бы быстрее. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы качество продукции оставалось на высоте. Для нас это принципиально. А трудности – это просто новые задачи. Их решать с коллективом мы умеем.

— Спасибо за беседу. Успеха вам!

 

СПРАВКА

(ТАСС, 19 марта 2021 г)

Из истории вопроса выяснилось, что тема питания детей в учреждениях образования, в том числе дошкольного, стала волновать и федеральный центр. Так выяснилось, что в марте вице-спикер Госдумы Ирина ЯРОВАЯ будет работать над законопроектом, устанавливающим особенности осуществления закупок качественного питания для детских учреждений.

"В последнее время мы видим примеры отравления детей, что, конечно, настораживает. Значит, и требует организационных решений, чтобы исключить эти факты. В связи с этим несколько конкретных предложений. Чтобы обеспечить детей качественным питанием, необходимо обеспечить качественную закупку продуктов питания", — подчеркнула Яровая. Она предлагает уточнить в законодательстве, что для питания детей в школах, детских садах, больницах, лагерях и других детских организациях "качество и безопасность детского питания должны стать первоочередными требованиями при госзакупках в перечне критериев". "Эти требования должна быть обязательным императивом, значит, гарантией для детей и ответственностью для участников закупки. Помимо этого, по словам Яровой, необходимо провести работу с управлениями образования и директорами школ по разъяснению стандартов питания и формированию сбалансированного меню для здорового и безопасного питания детей.

(Известия, 4 декабря 2022 года)

Пересмотреть качество закупаемых продуктов предложил председатель комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр ДВОЙНЫХ.

На днях заявление о школьных обедах сделал и спикер Госдумы Вячеслав Володин, который подчеркнул, что в таких закупках качество должно преобладать над ценой.  



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/179157