Майя ЛОМИДЗЕ: «В России не хватает объектов размещения, которые могли бы удовлетворить премиальный сегмент»

Дата публикации: 19 февраля 2023

В 2022 году в Турции отдохнули 5,5 млн российских туристов, а всего за рубеж по основным турнаправлениям выезжали 9,5 млн россиян. 

В пресс-центре ИА «Национальная Служба Новостей» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя ЛОМИДЗЕ подвела туристические итоги 2022 года.

Рост организованного туризма

— Обозначились неожиданные, в какой-то мере сенсационные тенденции, потому что их не было ни в один кризисный период за всю современную туристическую историю России. Впервые в кризис доля организованного туризма стала расти, а не снижаться. Во многом этому способствовала стабильность рынка, – рассказала Майя ЛОМИДЗЕ и привела цифры: если в 2019 году на долю организованного выездного туризма приходилось около 50% рынка, то в 2022-м она увеличилась до 70%. И на это есть свои причины, среди которых стремление переложить ответственность за организацию отдыха на профессионалов на случай "вдруг что-то произойдет".

Рассуждая логически, рост доли туроператоров и турагентств должен был привести к финансовой стабилизации компаний, но на практике такая закономерность не особо проявилась. Причина – ограниченное количество направлений выездного туризма. «На данный момент у нас всего в 32 страны мира осуществляются прямые перелеты. Это включая страны СНГ. Но даже при растущем спросе на них пока не получается назвать данные направления полноценными, яркими с соответствующим уровнем дохода для индустрии. А на внутреннем рынке доходность всегда была на порядок ниже, чем на выездном, – подчеркнула Майя ЛОМИДЗЕ и резюмировала:

– С одной стороны, увеличение доли организованного туризма способствует укреплению финансового положения туроператоров, с другой, мы пока не можем говорить о достижении уровня дохода и прибыльности 2018-2019 годов.

Несколько слов Майя ЛОМИДЗЕ сказала о сервисах бронирования, а точнее, о том, как развивается ситуация после ухода с российского рынка системы бронирования Booking:

— Когда работали платформы онлайн-бронирования средств размещения, это активно способствовало развитию самостоятельного отдыха. Мелкие отели были не очень заинтересованы в туроператорах. И отсутствие заинтересованности было взаимным. Сейчас ситуация изменилась. На рынке не сформировался полный аналог Booking. Да, некоторые платформы, системы бронирования, что называется,  прокачали скилы, усовершенствовали себя и получили большее количество как объектов, которые с ними работают, так и потребителей, которые через них бронируют. Но тем не менее многие объекты заинтересовались работой с туроператорами. Если раньше они не брали в расчет двухзвездочные гостиницы или некатегорийные объекты, гостевые дома, отели с небольшим количеством номеров, потому что туроператор все-таки заинтересован в емкости, то этим летом ситуация поменялась. Появился взаимный интерес.

Путешествия по России

— До 24 февраля у туристической индустрии настрой был очень позитивный – полное ощущение скорого возврата к 2019 году, который теперь вспоминается как один из самых успешных в жизни туриндустрии. Но все программы бронирования на лето, по сути, были не осуществлены. Стали в очередной раз говорить, что пришло время ренессанса внутреннего туризма, что санкции даже на пользу, люди больше поедут по России. Между тем, мы не устаем повторять: на территории России всегда отдыхало больше людей, чем выезжало за границу. И этот год не стал исключением, – подчеркнула Майя ЛОМИДЗЕ.

Еще одной тенденцией 2022 года исполнительный директор АТОР назвала стремление россиян выезжать в места, расположенные недалеко от дома. Тренд начал проявляться в 2020 году, а в 2022-м стал еще более очевидным. Турпоток увеличили Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край. Многократно вырос поток туристов в Дагестан. В то же время Крым и Калининград недосчитались посетителей.

— Даже регионы типа Тюменской, Свердловской, Тульской областей, т. е. те, которые не входили в десятку самых продаваемых туристических направлений, имеют динамику прироста больше 10%. Это очень существенный показатель с учетом кризиса, цен, – отметила Майя ЛОМИДЗЕ.

Третьей тенденцией на туристическом рынке она назвала небольшую глубину продаж туров:

— Люди не планируют далеко вперед. Глубина продаж очень маленькая как на внутреннем туризме, так и на выездном. В среднем она составляет 1-1,5 месяца, в некоторые периоды не более 2 недель.

Цены

Трендом, на который обратили внимание все, стал рост цен на туристические услуги, перелеты, объекты размещения. На внутреннем рынке в среднем стоимость туров выросла на 15%, а в пиковые даты (июль-август, Новый год) – на 20-30%. Средняя годовая цена 7-10-дневного отдыха в России на одного человека с завтраками, перелетом составила 75 тыс. рублей.

Внутри России количество поездок в 2022 году увеличилось на 10% по сравнению с предыдущим периодом. По данным Минэкономразвития РФ (в прошлом году сфера туризма перешла под управление данного ведомства), по стране россияне в прошлом году совершили около 60 млн поездок.

Еще одна тенденция, пришедшая в 2022 год из 2020-2021-го, – премиальный туризм не только не сократился несмотря на кризис, но даже немного вырос.

— Этот сегмент настолько увеличился, что даже ощущается дефицит продукта. В России не хватает объектов размещения, которые могли бы удовлетворить премиальный сегмент. Это не новость. Об этом говорилось на всех совещаниях представителей гостиничной индустрии. Но, на наш взгляд, сейчас эта проблема становится прямо острой, – отметила Майя ЛОМИДЗЕ.

Выездной туризм

Основные туристические направления 2022 года – Турция (5,5 млн туристов), Арабские Эмираты, Абхазия (по 1 млн человек), Египет (850-900 тыс. туристов). Прорывной рост показал Таиланд, в него в 2022 году выехали 410 тыс. россиян, а уже в первом квартале 2023 года там ждут около 300 тыс. наших соотечественников. Этому немало способствовало открытие авиарейсов из городов Сибири и Дальнего Востока.

— По нашим подсчетам, по основным туристическим направлениям выехали 9,5 млн человек. Это классические туристы. Их примерно на 20% больше, чем в 2021 году, когда выезжали на отдых 7,5 млн человек. Динамика – более 20%. Страны СНГ мы сюда не включаем. Если смотреть общее количество всех выезжающих за границу, то динамика составляет плюс 10% по сравнению с прошлым годом,  – пояснила Майя ЛОМИДЗЕ.

Конечно, не все 32 зарубежных направления одинаково популярны. Хитом 2022 года стала Турция. Она практически приблизилась к рекорду 2019 года и собрала 5,5 млн туристов. При этом исполнительный директор АТОР подчеркнула: «Потенциальный спрос на Турцию был выше, чем его смогли удовлетворить туроператоры. Дефицит перевозки – это одна из проблем, которая существенно влияла на весь выездной туризм. Но, как ни парадоксально, у дефицита перевозки есть свои плюсы. Не было демпинга, соответственно, в какой-то степени это стабилизировало рынок. Не было конкуренции за долю рынка, и впервые за последние 25 лет началась кооперация между участниками рынка – совместная работа на чартерах, на регулярных рейсах без попытки, что называется, утопить конкурента. Средняя цена была достаточно высокой, но она соответствовала себестоимости».

Въездной туризм

Турпоток иностранцев в Россию в 2022 году упал на 95% по сравнению с 2021-м. Нашу страну посетили всего около 180 тыс. человек. В основном это жители Германии, Ирана, Турции. Есть интерес к России и со стороны Индии. Майя ЛОМИДЗЕ отметила, что задача номер один для нового регулятора – Минэкономразвития – отладить въездной туризм.

Путешествия на Новый год

В середине декабря в средствах размещения вокруг российских городов-миллионников наблюдалась практически 100% загрузка – в Ленинградской, Московской, Вологодской, Свердловской, Тюменской областях, в Карелии. Например, в Алтайский край и в Республику Алтай выезжали новосибирцы.

На новогодние каникулы по основным туристическим направлениям за рубеж съездили около 600 тыс. человек, по России – около 3 млн человек. Хитами новогодних продаж стали Египет, Таиланд, Арабские Эмираты, Турция. А вот Мальдивы и Шри-Ланка серьезно отстают от лидеров. Внутри страны самым популярным новогодним направлением была Ясная Поляна в Краснодарском крае. Также на 120% были заполнены отели в Шерегеше. А вот города Золотого кольца не показали, по словам Майи ЛОМИДЗЕ, значительной динамики. Видимо, россияне не считают их зимним направлением.

В России новогоднее размещение (без дороги) в среднем обходилось в 60-70 тыс. рублей на человека за 3-4 дня. В зарубежных поездках средняя цена за неделю составляла около 100 тыс. рублей с перелетом и «все включено».

Туроператоры сократили долг с 70 до 2 млрд рублей

Отвечая на вопрос журналистов о долгах туроператоров россиянам, Майя ЛОМИДЗЕ пояснила, что за три года по не зависящим от туроператоров обстоятельствам не состоялись 500 тыс. туров, которые оцениваются в сумму около 70 млрд. рублей. За это же время туроператоры смогли выплатить все за исключением 2 млрд. рублей.

В основном оставшаяся сумма касается направлений, в которые сегодня российским туристам невозможно предложить поездку, т.е. стран Европы.

Автотуризм

Подняли журналисты и вопрос развития в стране автотуризма. Исполнительный директор АТОР пояснила: закрытие 11 российских аэропортов и невозможность приобрести билеты на поезд способствовали увеличению числа самостоятельных автомобильных путешествий. Это характерно для Центрального федерального округа и для Сибирского, где значительные расстояния между городами.

Рост числа автопутешественников поставил вопрос развития придорожного сервиса – кафе, гостиниц.

— У нас нет системной придорожной инфраструктуры. Сейчас она наблюдается местами, кусками, очагами. Думаю, ее ждет следующий виток. Давайте посмотрим в конце 2023 года: может быть, с развитием автотуризма у нас появятся прорывные точки в придорожной инфраструктуре, – предложила Майя ЛОМИДЗЕ.

Давать прогнозы по развитию туризма в 2023 году она не стала. Делать это в условиях снижения уровня доходов населения довольно сложно. Однако исполнительный директор АТОР отметила, что есть сегмент, где спрос скорее всего вырастет:

— Летом 2022 года речные круизы активно продавались – прирост 28%. Дошли практически до уровня 2019 года. Думаю, здесь в 2023 году спрос будет выше, чем в прошлом.

Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» 25 января 2023 года.

Скан © с эфира НСН



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/179474