Дмитрий ПУШКАРЕВ: «У моего прапрапрапрадеда было 8 сыновей. Когда советская власть вступила в свои права, он быстро продал хозяйство и всех расселил в 9 домов из одного большого»

Дата публикации: 06 мая 2023

Потомственный омский фермер рассказывает о текущем положении дел в отрасли. 

В конце марта в ресторане Маниллов Gourmet прошел бизнес-ланч в открытом формате «Деловая среда» с генеральным директором АО «Раздольное», заместителем генерального директора АО «Нива», кандидатом сельскохозяйственных наук Дмитрием ПУШКАРЕВЫМ. Организовала мероприятие вице-президент Клуба деловых женщин Омского областного союза предпринимателей, директор ООО «Криосиб» Татьяна МИДЕДА. «Коммерческие Вести» предлагают читателю выступление Дмитрия ПУШКАРЕВА.

У нас аграрная династия: я фермер в шестом поколении. Корни уходят в царские времена, наша семья занималась сельским хозяйством в Саргатском районе. У моего прапрапрапрадеда было восемь сыновей. Когда советская власть вступила в свои права, он быстро продал хозяйство и всех расселил в девять домов из одного большого. Буквально за девять месяцев до моего рождения папа стал директором совхоза (ему было 26 лет), а мама возглавила семенную инспекцию Павлоградского района. Мы заведуем АО «Нива», с 2012 года взяли дополнительно хозяйство в соседнем районе – АО «Раздольное», генеральным директором которого я стал.

Первое образование у меня юридическое, в 2003-2006 гг. я работал по специальности в городе. На выходные ездил домой, присматривался к семейному делу, понимая, что отцу становится тяжело со всем управляться – хозяйство каждый год существенно прирастало. В итоге пришел к мысли: чем раньше вернусь, тем дольше проживут родители. Сейчас понимаю, что сельское хозяйство – дело всей моей жизни, я его очень люблю.

У меня трое детей. Не собираюсь никому ничего навязывать, но обоих сыновей регулярно беру с собой на работу, дочка еще маленькая. Младший сын уже утверждает, что будет директором совхоза. А старший собирается стать ресторатором, но он и правда все пробует, нюхает, очень любознательный в плане гастрономии.

Мы строим очень много, в нашем строительном отделе 38 человек. Есть два собственных строительных крана, экскаваторы. У нас многоотраслевое хозяйство, существующее с 1957 года, которое приходится постоянно модернизировать. Процентов 40 нашей выручки занимает животноводческая продукция. У нас пять ферм, каждый год запускаем новые объекты. Примерно 90% из них наши, но ремонтируем и социальные помещения, например спортзалы.

У «Лузинского молока» купили несколько активов. На переговоры приглашали  «Тюкалиночку» и КХ «Тритикум» из Черлакского района. Забрали себе животноводческие фермы в Розовке и Петровке. В переработку нам углубляться не хотелось, каждый должен заниматься своим делом. У нас и так животноводство, растениеводство, а с 2006 года – мелькомбинат в Пермском крае, «Чусовская мельница», там перерабатывается наше зерно.

2022 год был удачным для российского сельского хозяйства. Впервые за 30 лет постсоветского существования был побит рекорд урожая зерновых. Мы же расположены на юге Омской области, в степной зоне – чуть ли не единственные в стране в прошлом году пострадали от засухи. Из Казахстана на нас перебросился африканский циклон: в Русской Поляне, в Павлоградке все сгорело… Горел Черлак, горел Калачинск. Не введи у нас чрезвычайное положение, нам бы пришлось вернуть все субсидии.

До 2014 года мы развивались медленно, рентабельность была низкой, особенно в животноводстве, которое подразумевает длинные деньги и рутинную работу круглый год. В 2007 году приняли решение из-за постоянной засухи и ветровой эрозии перейти на технологию no-till – возделывание культур без обработки почвы. Она широко распространена в Бразилии, Аргентине, странах, в которых наша сфера лишена государственной поддержки. Сейчас все наши комбайны работают по GPS, все поля оцифрованы, мы смотрим раз в три дня, где не хватает питания.

Земледелию миллионы лет, а плуг придумали только лет 120 назад. Переворачивать почву – тоже хорошая технология, но там, где есть леса и нет ветров, то есть не в наших краях. Первые два года приноравливались, а уже в 2009-м вырастили больше соседей. Но в 2014-м в отношении нашей страны ввели санкции, Россия ввела контрсанкции, и курс на импортозамещение позволил нам стремительно прогрессировать: нам начали выдавать короткие льготные кредиты – на удобрения, на ГСМ и прочие ежедневные нужды. Сами установили себе ценз: чтобы кредитный портфель не превышал половины годовой выручки.

С апреля прошлого года начали падать цены на продукцию полеводства – пшеницу, масленичные. Стоимость сырого молока сохранялась даже летом, хотя обычно она сезонно падала. А вот в последние пару недель молоко сильно подешевело, опять задумались над сокращением издержек.

Наши доильные залы полностью автоматизированы. Практикуем только искусственное осеменение, у нас нет быков-производителей. Работаем с высокой селекцией. Семя (датское, канадское, теперь и российское) уже сегментировано по полу: у нас гарантия, что в 95% случаев родится, к примеру, телочка, а не бычок. Если семя по полу не разделено, то вероятность рождения – примерно 50:50. За время СВО, кстати, рождалось больше бычков. Отечественное семя, конечно, стоит дешевле. Используем его, если с первого раза не покрылось импортным. Хорошо, что отечественная селекция подтягивается.

Часто отправляем наших сотрудников на различное обучение, принимаем на практику студентов. Раньше если 5% студентов аграрного университета доезжало до села, это считалось удачей. Импортозамещение поправило положение, мы начали снова контактировать с институтом, присматривать кадры, можем позволить себе платить достойные зарплаты: средняя зарплата в нашем хозяйстве – 46 тысяч рублей. Только вернулась проблема: дети наших сотрудников хотят жить в городе, у них уже свои квартиры. Но сельская среда подтягивается: в каждом районе Омской области уже есть кинотеатры, торговые центры, супермаркеты.

От нас уехало 24 мобилизованных. Ладно механизаторы, но у нас забрали единственного копытчика, которого мы обучали сами. Пытались добиться брони, но безуспешно. Теперь приходится заказывать бригаду из Томской области дважды в год, чтобы сделать нашим коровам «педикюр».

В 2023 году скорее всего будем стагнировать, а может, и в 2024-м. В кризисные годы сельское хозяйство – всегда удачное направление.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 5 апреля 2023 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/180975