Наталья ПРЕСМАН, «Дом мастеров»: «В Омске самый дорогой в Западной Сибири патент на изготовление изделий народных промыслов. Дороже, чем в Москве: в столице 36 тыс. рублей в год, у нас – 48. В Тюмени – 3 тыс. 600 рублей!»

Дата публикации: 06 мая 2023

Омского стеклодува Максима ОРЛОВА приглашают преподавать на завод в Гусь-Хрустальный. В Омске живет единственный в России мастер по технике парчмент крафт. 

 «Здесь работает единственная в Омске женщина-кузнец?» – с таким вопросом во время интервью к моей собеседнице Наталье ПРЕСМАН обратилась посетительница. Сколько всего в Омске кузнецов, почему женщина выбрала такую профессию, можно ли на нее содержать семью, Наталья рассказала в ходе беседы. А также поведала, в каком количестве судебных процессов ей приходится отстаивать интересы омских ремесленников. Беседовала с директором ООО «Рынок выгодных цен» и организатором сообщества «Дом мастеров» Натальей ПРЕСМАН обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО.

– Наталья, как случилось, что вы стали кузнецом? Профессия-то не женская.

– У меня финансовое образование, я много лет проработала в банковской сфере, в том числе помощником директора банка. Когда старший сын повзрослел, решил заниматься художественной ковкой, но сначала у него ничего не получалось и он даже планировал уехать из Омска на север. Решила ему помочь, пришла в кузницу, мы поработали, и я поняла, что мне самой это занятие очень нравится. Это был 2015 год. Стали работать вместе. Реализовывали изделия, как и все мастера, на ярмарках. Раздавали визитки, чтобы привлекать заказчиков, проводили кузнечные мастер-классы для детей. Однажды на одном из мероприятий я заметила грустную бабушку, вяжущую и продающую варежки, носочки, игрушки. Подошла к ней и поинтересовалась, что случилось. Она рассказала, что выходит на ярмарки, например на «Агро-Омск», платит 3,5 тыс. рублей за место, а продает в лучшем случае пару игрушек, т. е. торгует себе в минус. Потом похожие истории мне рассказали и другие мастера. И я стала изучать, почему в Омске сложилась такая ситуация. Подняла все федеральные и региональные законы, которые должны поддерживать и развивать художественные промыслы. Общалась с мастерами. В итоге поняла, что существует целый комплекс проблем. Во-первых, у многих нет мастерских для работы. Кто-то может создавать свои изделия дома, кто-то снимает помещения, а кто-то прекращает заниматься ремеслом просто потому, что негде. Для решения таких вопросов я предложила объединиться – создать сообщество мастеров Омска. Ведь говорят же: один в поле не воин. И в 2016 году мы создали «Дом мастеров». Сначала сообщество состояло из 10 человек, потом из 150, а сегодня в него входит более 350 мастеров, ремесленных мастерских, творческих студий. У всех разный статус: кто-то самозанятый, у кого-то ИП, у кого-то, как и у меня, – ООО.

– Вы назвали только одну проблему. Есть и другие?

– Одна из главных задач, стоявших перед сообществом, – продвижение изделий мастеров. Это и есть вторая проблема. В старину гончары изготавливали посуду для ежедневного применения – из нее ели, в ней хранили продукты, но сегодня из глиняных кувшинов уже никто не пьет. Как продвигать мастера? Или, например, кому предлагать кольчугу? Мы нашли решение: гончар в помещении Дома мастеров на ул. Малунцева проводил мастер-классы, а для мастера по кольчугоплетению мы нашли заказчиков, он работает, например, с театрами. Создал для театра «Студия» Любови Ермолаевой несколько кольчуг для спектаклей. Также мы помогли мастеру по кольчугоплетению и кожевнику заключить договоры с Ямалом на создание утяжелителей для позвоночника. Они, используя свои ремесла, разработали изделие, в котором можно без проблем двигаться.

– Почему только на Ямал?

– Мы больше не рассылаем никому предложения, потому что «Дом мастеров» сейчас в подвешенном состоянии. Практически на грани уничтожения. Мы должны были стать автономной некоммерческой организацией, но не успели ее создать – у нас отобрали помещения. Раньше нам хватало места и на музей работ мастеров, и на проведение мастер-классов для детей. Комнатки на Малунцева, 23а небольшие, но мы смогли все правильно организовать. Например, когда проходили занятия по гончарному делу, часть ребят шла в кинозал смотреть историю этого ремесла, а другая занималась на гончарном круге. Потом они менялись. У нас проходило 80 разных мастер-классов – по валянию шерсти, мыловарению, стекольному делу, кожевенному, по керамике, художественные и т.д. Эти мастера работали здесь в мастерских. Но, конечно, не все 350. Наше сообщество разбросано по всему Омску.

– Сейчас вы мастер-классы и экскурсии проводите?

– Нет, места уже не хватает. Мы и рекламу не даем. Проводим только детские дни рождения с мастерами – из-за дефицита места до 10 человек. Там, где раньше был кинотеатр, сейчас стоит станок деревообработки, потому что для меня главное – мастера, чтобы у них было место для работы. Я занимаюсь сохранением и развитием народных художественных промыслов в Омске. Это важнее. Если в 2019 году на мастер-классы к нам приходило 3250 детей в год, то сейчас в месяц в лучшем случае организуем 2-3 мастер-класса, т. е. около 600 человек в год. Когда мы входили в маршрут по промышленному туризму, администрация города, торгово-промышленная палата привозили к нам гостей, в том числе из других стран. Наши сертификаты на экскурсии московская компания продает до сих пор. Люди время от времени приезжают.

– Что у вас покупают москвичи?

– Стекло, керамику. Итальянцы брали изделия в технике синель, картины на бересте.

– Все мастера города входят в ваше объединение?

– Конечно нет! Есть и те, кто о нас не знает. И мы сейчас активно ищем мастеров по области. В Называевском районе нашли специалиста по плетению коклюшками, он единственный, кто в регионе владеет этим ремеслом, в Одесском – гончара. Я давно планирую организовать экскурсионный маршрут – привозить к ним гостей, чтобы развивать и популяризировать эти ремесла. Мы работаем над организацией для мастеров соцконтрактов на открытие своего дела. Добились, что наш мастер по лозоплетению получил средства на станок, как и мастер из Кормиловки, вырезающий из березовых кап тарелки. Однако мастерам важен не только доход от их деятельности, но и чтобы ими восхищались. Творческим людям это дает вдохновение. Еще и поэтому они сами торгуют – чтобы видеть реакцию на свои произведения.

– Большая у вас площадь на Малунцева, 23 а?

– В общей сложности 485 кв. м. Это и на первом этаже, и в полуподвальном помещении. Но сейчас часть площадей забрали. Здесь находится приемная депутата Омского городского совета ПОЛОВНИКОВА, КТОС «Нефтяник», профсоюз работников образования. Поэтому музей закрыли, остались только мастерские. Они малюсенькие. Но это место, где можно работать. Иметь его для мастеров очень важно. Им нужно создавать, чтобы зарабатывать. Во время пандемии мы потеряли большое количество мастеров, которые просто уходили на работу в наем. Стеклодуву нужно было кормить семью, и он бросил ремесло, устроился на работу, где стабильная заработная плата. Раньше в городе было три стеклодува, сейчас осталось два. Они пользуются спросом и уважением коллег в других регионах: нашего стеклодува Максима ОРЛОВА приглашают преподавать на завод в Гусь-Хрустальный. В Омске живет единственный в России мастер по технике парчмент крафт (это картины на пергаменте). Ее работы хорошо известны за рубежом, о ней часто пишет иностранная пресса. Мне хочется сохранить их искусство, чтобы оно не исчезло со временем, чтобы люди видели эти изделия и получали удовольствие. Но сейчас у нас отбирают часть помещений.

– Кто забирает помещения?

– Администрация города Омска, у которой мы арендуем площади. Сейчас судимся с департаментом имущественных отношений. Всего участвуем в шести судах, один из которых уже выиграли вплоть до Верховного. Остальные находятся на разных стадиях. Например, у нас есть дополнительное соглашение к договору аренды помещений, где четко прописано, что мы на период коронавируса освобождены от арендной платы. Но департамент на это не обратил внимание, с нами в одностороннем порядке расторгли договор по причине неуплаты. Суд мы, конечно, выиграли, но администрация подала на апелляцию. Продолжаем доказывать свою правоту дальше.

– Вы пытались объяснить ситуацию в департаменте имущественных отношений?

– Конечно. Нас не слышат. Мы давно хотим попасть на прием к мэру Омска, но не можем. Уже два письма написали, результата нет. Я планирую выйти одиночным пикетом к администрации Омска. Может быть, это привлечет внимание к нашей проблеме. Что примечательно: у нас от администрации города, округов более 500 всевозможных грамот, дипломов. Получается, когда мы идем навстречу городу, все прекрасно, а когда нам нужно помочь, мэрия молчит.  Одни чиновники отбирают помещения, а другие звонят и спрашивают, сколько мы провели мастер-классов. «Дом мастеров» – это ведь не просто пространство для мастерских и мастер-классов, оно входит в маршрут промышленного туризма города. Мы по нему регулярно работали до пандемии. Но сейчас, когда у нас забрали часть помещений, нам в середине экскурсии пришлось бы людей одевать, чтобы провести через улицу на продолжение маршрута.

– Чего касаются другие судебные процессы?

– Земли, арендной платы, штрафов за ее неуплату. Несколько лет назад я выкупила у города часть помещений по ФЗ-159. Мне дали субсидию – 1,5 млн рублей, поскольку я являюсь социальным предпринимателем. А на период коронавируса предоставили рассрочку – возможность оплатить 48 тыс. в течение года. Но потом почему-то забыли об этом и стали взыскивать данные средства через суд. Суд уже признал такое решение не действительным. Конечно, я все суды выиграю, но меня крайне изматывает сложившаяся ситуация. Администрация города решения судов не исполняет. Судебные приставы ее штрафуют, но дело не двигается. Я не понимаю, почему мэрия чинит нам препятствия.

– Судебный процесс по земле вы тоже выиграли?

– Да, именно он дошел до Верховного суда. Речь о земле, на которой находится мой кузнечный цех. Мы по закону имели право купить помещение, а поскольку оно отдельно стоящее, то согласно Земельному кодексу должно было быть продано с землей. И мы должны были выкупить 1015 кв. м. Но вдруг мэрия решила отобрать половину территории, причем так, что у меня не открываются ворота цеха, в который должен завозиться металл, не говоря уже про то, что машина не может заехать. Суд выигран в 2021 году, но его решение не исполняется до сих пор.

– И каким образом сейчас существует «Дом мастеров»?

– На данный момент мы выживаем. С 2017 года пытаемся выбить площадку для торговли мастеров. Это одна из наших главных проблем. Во всех городах-миллионниках, а также в Тюмени, Томске такие площадки есть. Сейчас вроде бы с администрацией Центрального округа договорились, что набережная Тухачевского в выходные дни будет принадлежать мастерам. Но пока только устно. Почему бабушки с дедушками с рассадой, огурцами, яблоками могут торговать в специальных павильончиках, а у нас нет отведенного места?

Как мастера выживают сейчас? Используют все возможности. Вот база отдыха «Веселая ферма» позвала нас торговать во время Масленицы, «Азград» приглашал. Это все бесплатные площадки. Все остальные платные. Некоторые мастера арендуют места в торговых центрах. Но и здесь проблемы. В ТЦ «Терминал» торговали наши мастера Ольга РОГАЧЕВА и Семен БЕЛЕНКО. Но в этом году предпринимательница Татьяна ГНАТКО пришла к руководству «Терминала» и предложила за их точку больше денег. Места отдали ей, мастеров перед 23 февраля  выгнали. А предпринимательница им же предложила данную локацию, только уже за 18 тыс. рублей в месяц. Напрямую они арендовали площади за 200 рублей с квадратного метра. Есть разница? Поэтому все мастера единым фронтом объявили бойкот и не вышли на эти места.

– А давно они работали в «Терминале»?

– С открытия комплекса. Когда место было не раскручено, то никому не нужно, а сейчас, когда люди привыкли, что там есть небольшая ремесленная ярмарка, где можно купить подарки, коммерческие структуры поняли, что на нем можно зарабатывать.

Мы не просим у города денег. Мастера все рукастые. Я кузнец, есть мастера по дереву, по стеклу. Мы создаем уникальные вещи. И хотим, чтобы город определил место для нашей торговли.

– Вам ведь не любое место подойдет?

– В Москве Арбат – это центр города. Во всем мире мастера торгуют на центральных пешеходных улицах, где люди гуляют. Вместе с нами на эту улицу могли бы выходить танцоры, художники.

– Неужели вам не предлагали ни одного варианта?

– Мы сами вносили идеи, даже прорисовку делали для улиц Чокана Валиханова, Спартаковской, где Тарские ворота. Но нам отказали.  По самому первому месту, которое мы предлагали, – парку Дружбы народов – сказали, что мы вытопчем все газоны, по Чокана Валиханова – нарушим облик улицы.

– Вы ищете место для постоянной ярмарки мастеров?

– Нет, мы люди выходного дня. Мастера сами торгуют, и им нужно время, чтобы создавать свои произведения.

– Государство оказывает помощь мастерам и ремесленникам?

– ФЗ-7 поддерживает народные художественные промыслы, однако у нас в Омске самый дорогой в Западной Сибири патент на изготовление изделий народных промыслов. Дороже, чем в Москве: в столице 36 тыс. рублей в год, у нас – 48. В Тюмени – 3 тыс. 600 рублей! Самый дорогой (исключая Омск) в Ханты-Мансийске – 12 тыс. рублей.

– И все 350 членов вашего объединения вынуждены приобретать такой патент? Это целесообразно?

– Ни один мастер в Омской области его не приобретает. Даже ювелиры не тянут. Патент вроде бы должен нам даваться как привилегия. Но в Министерстве экономики пояснили: сначала заплатите 48 тыс. рублей, а потом мы вам (если заявление напишете) уберем их за счет отчислений. Извините, но эти деньги сначала нужно найти! Сейчас в основном все мастера оформлены как самозанятые. Так выгоднее. Правда, не всегда. Вот кольчуги делает мастер – инвалид второй группы. Если он оформит самозанятость, то потеряет добавку к пенсии в полторы тысячи рублей, а продаст он кольчугу или нет, никто не знает. Ему 86 лет, и это единственный мастер в регионе по плетению кольчуг. Я считаю, что каждое ремесло нужно передавать, а тем более такое уникальное. Вот сейчас Тюмень просит, чтобы он за их счет приехал обучать там мастеров. Почему Тюмени интересны наши мастера, а Омску нет? Я не воин, не машу шашкой, я хочу, чтобы все было по закону: решения судов исполнены, мастерам предоставлены положенные льготы.

В Омске нами практически никто не занимается. Только в Государственном центре народного творчества на бульваре Мартынова, 6 есть человек, который на полставки отвечает за мастеров, а на вторую половину работает с епархией. Она собирает документы, сертификаты и на художественно-экспертном совете подтверждает, что человек является мастером. Для нас это важно. Помню, когда в 2017 году мы участвовали в совещании на День предпринимателя, заместитель министра культуры Анна Леонидовна СТАТВА сказала: «А почему вы решили, что вы мастера? Я тоже ложки на кухне вырезаю». После ее слов пять мастеров встали и ушли. Сегодня мы добились, чтобы нас признавали, но каждый раз, когда идем на совещания, берем с собой документы, чтобы вопросов ни у кого не возникало. Мы – мастера!

– Вы являетесь организатором сообщества «Дом мастеров»?

– Да, кроме того, я через свое ООО «Рынок выгодных цен» официально работаю с мастерами, заключаю договоры с самозанятыми, творческими студиями, индивидуальными предпринимателями.

– То есть знаете, какой примерно доход у омского ремесленника?

– Цифры не назову, могу сказать только, что мастера живут небогато. Простой пример. Захожу к мастеру – она ест желтую пшенку, заглядываю на следующий день – та же картина. Как думаете, почему она выбирает именно это блюдо? Наши мастера едят мясо только по праздникам, более-менее живут только пенсионеры, они еще могут себя побаловать. Подумайте, сколько мастер может заработать, если в марте в Омске прошло только три бесплатные ярмарки?! На платные большинство не тянет.

– Какой средний возраст мастеров?

– Пенсионный и предпенсионный. Молодых практически нет, потому что здесь низкий, нестабильный доход.

– А продажами на онлайн-площадках мастера занимаются? Есть ведь не только «Озон», но и специальные ремесленные сайты.

– Да, существует ресурс «Ярмарка мастеров». Многие им пользуются, но он тоже платный. В Интернете мастера продают свои изделия, но не массово. Раньше мы хорошо работали с eBay. В других субъектах Федерации есть региональные площадки, которые открывают через «Мой бизнес», на них продвигают своих мастеров в другие регионы. Омский «Мой бизнес» говорит, что им это не выгодно. Конечно, они нам помогают. В прошлом году «Мой бизнес» выделял средства на участие шести наших мастеров в московской ярмарке «Ладья». Но одна поездка в год для шестерых не спасет всех 350 мастеров! Нужно дать возможность каждому мастеру иметь возможность зарабатывать. Наша продукция и мероприятия востребованы: дети тянутся к ремеслам, восторженно смотрят на мастер-классах, как из кусочка глины рождается кувшин, из стеклянной трубки – новогодняя игрушка шар.

– Когда мы с вами договаривались о встрече, вы находились в Новосибирске. Тоже по делам «Дома мастеров»?

– Да, я вела переговоры с МЕГОЙ о торговле омских мастеров на следующий Новый год. В омской МЕГЕ стоимость торгового места – 80 тыс. рублей, а в новосибирской – 15. Мастера обычно выделенный им квадратный метр делят на четверых и торгуют по двое через день. Мы люди праздника, мастера создают в основном подарки, сувениры, которые лучше всего продаются именно перед праздниками. Да, есть ремесла, где изготавливают более практичные вещи – шапки, одежду, но это скорее исключение.

– А сколько стоит место на День города в Омске?

– Недорого, в прошлом году 1300 рублей. Это госпошлина. Я заключаю официальные договоры сразу на 70 палаток, собираю деньги с мастеров, а потом через свое ООО проплачиваю. И городу так проще работать, они через меня транслируют мастерам, что надо прийти в 9 утра, уйти в 18.00, т. е. все организационные вопросы беру на себя. Кроме того, поскольку я бывший финансист, то часто для мастеров перевожу требования чиновников с финансового языка на творческий.

– Но в городе есть и более регулярные муниципальные площадки – рынки, парки. С ними вам не интересно сотрудничать?

– Мы пробовали работать с Советским и Центральным рынками. Но быстро поняли: люди идут туда за мясом, а не за красотой. Они приходят на рынки за продуктами, вещами. Там нет нашего контингента. Наш ходит по форумам, выставкам, крупным торговым центрам. Мы работаем в «Фестивале», «Каскаде», «Континенте», МЕГЕ. И везде ставка большая. Вот сейчас в ТЦ «Омский» – 500 рублей день.

– Расскажите про ваш бизнес. Можно на него жить?

– Моя работа с мастерами – это чистая благотворительность. Я в основном зарабатываю на заказах на художественную ковку. Но часто выполняю и социальную работу. Вот сейчас работаю с Донбассом и Луганском – как ни печально, по ритуальным услугам: онлайн обучаю местных мастеров изготавливать кресты, оградки, «паруса».

– Что такое «парус»?

– Это памятники из металла со скошенным верхом. У нас такие можно увидеть на старых кладбищах, их уже давно не делают, но на этих территориях они востребованы. К нам обращаются мастера и предприниматели Донбасса, которые раньше работали по другим направлениям, сейчас им поступает много запросов на ритуальные вещи, например на искусственные цветы, венки. Мы обучаем их и этому. Работать с ними и сложно, потому что видишь их боль, и легко одновременно, потому что люди там очень позитивные, они быстро все схватывают. У них нет времени на раскачку – если сейчас не сделают, то, возможно, и никогда. Моментально загораются, быстро работают. Обучаем их и другим вещам. Люди Донецка и Луганска совсем недавно стали россиянами и еще не знают наших законов, поэтому мы объясняем бизнесменам, какую помощь может оказать им Российская Федерация. Есть субсидии, гранты, на которые они могут рассчитывать. Мы берем и совместные гранты. Это новое направление социального предпринимательства, на которое министерство экономики Омской области уже выделило 56 млн рублей. Мы будем грантодержателями, а получателями – донбасские предприятия.

– Кроме художественной ковки, на чем еще зарабатываете?

– Мое ООО «Рынок выгодных цен» работает с ЖКХ-сектором, например, с ЖКХ «Сервис», ЖКХ «Комфорт». Сейчас для них делаем входные группы – козырьки, перила. Финансовое положение компании хорошее, поскольку заключены долгосрочные договоры. Кроме того, выполняем частные заказы на арт-объекты для коттеджей, частных домовладений.

– Для города тоже делаете объекты?

– Конечно! На XVII «Флоре» стояла наша лягушка, сейчас она охраняет вход в «Дом мастеров». На другой выставке садоводства была наша бабочка из металла со стеклом. Но для постоянного пребывания на улицах города такие арт-объекты не годятся – они не антивандальные. Я вкладываю в них свои деньги и получаю рекламу. Если создавать постоянные городские скульптуры, то за них кто-то должен платить. Кто? Если на набережной Тухачевского все-таки создадут омский Арбат, то мастера его украсят своими изделиями. В частности, Андрей ЗАДЕРИЙ сделает гончара из глины и в процессе огненного шоу скульптура прилюдно будет обожжена. Конечно, потом ее придется закрывать антивандальным стеклом, чтобы не разрушили. Фигуру кузнеца сделаю из металла я, а мастер по дереву вырежет свой объект. Но это пока только проект, реализация которого зависит от решения города.

– Какой процент мастеров, как и вы, имеет долгосрочные контракты?

– Пожалуй, только трое. Кроме меня, стеклодув Максим ОРЛОВ, с которым мы на Новый год совместно работали по корпоративным подаркам, и мастер, вырезающий фигуры бензопилой из дерева, снега и льда, Виталий ТРЕТЬЯКОВ. Омский ГАУ на средства выигранного гранта заказал ему десять скульптур из дерева для парка. Если бы таких грантов было много, мастера жили бы неплохо.

– А вообще много в Омске кузнецов?

– Сварщиков, которые просто соединяют детали, много. Кузнецов – четверо. Кузнец – тот, кто может сделать легко узнаваемый листок плюща из обыкновенного куска металла. Мне нравится кузнечное дело. Я сама создаю рисунки для объектов. Металл нужно чувствовать. Если этого нет, у тебя ничего не получится. Когда его разогреваешь, он становится мягким, как пластилин, из него можно делать что угодно.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 5 апреля 2023 года.

P.S. После выхода интервью Натальи ПРЕСМАН «Коммерческим вестям» у нее состоялась встреча с директором департамента имущественных отношений города Омска Дмитрием МАХИНЕЙ. Однако, по словам Натальи, ситуацию это не решило, она стала еще сложнее. В частности, департамент подал очередное заявление в суд – теперь помещение забирают у кузнеца Александра НОВИКОВА. Аренда была оформлена на ИП Новиков.

Кроме того, с момента выхода интервью Наталье ПРЕСМАН пришел ответ из администрации Центрального административного округа на ее запрос — выделить место на набережной Тухачевского (от бассейна «Пингвин» до Омской крепости) под ярмарку мастеров «Омский Арбат». В письме указано, что размер ежемесячной платы за размещение НТО площадью 4 кв.м. на этой территории в 2023 году составит 2912 рублей. Наталья ПРЕСМАН уверена, что не все мастера смогут вносить такую оплату. «Сейчас записываемся на прием к новому губернатору. Встреча с бывшим главой региона состоялась год назад, тогда нам обещали помочь, но ничего не было сделано. На рабочей группе в министерстве экономики в марте 2022 года мастерам обещали поддержку, однако подвижек нет. Нас продолжают выселять из помещений, идут суды».



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/180976