«За прошлый год всего 19 человек погибло с участием СИМов [электросамокатов]. При этом автомобили убили больше 3 тыс. человек!»

Дата публикации: 20 мая 2023

Точка зрения экспертов о новых правилах для средств индивидуальной мобильности. 

В конце апреля на площадке ИА «Национальная Служба Новостей» обсудили средства индивидуальной мобильности (СИМы) и правила для них, в частности, для электросамокатов, которых с каждым годом в городах-миллионниках становится все больше.

Правила не решат все вопросы

Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения ЭРДМАН считает, что 2023 год стал позитивно переломным для СИМов:

— Наконец-то у нас появилась регуляторная ввязка. 1 марта вступили в силу поправки в ПДД, а 1 февраля – ГОСТ на средства индивидуальной мобильности. Он пока добровольный. Поправки сейчас уравнивают права и обязанности самокатов, которые предоставляются в аренду, и частных. Из того, что важно и принципиально: у арендных и частных самокатов появилась возможность передвигаться по велоинфраструктуре. До этого в ряде городов средства индивидуальной мобильности штрафовали, когда они появлялись на велодорожках. Сейчас они могут передвигаться и по крайней правой части проезжей полосы, если предельная скорость не превышает 60 км в час. Правда, это не касается средств индивидуальной мобильности, которые весят более 35 кг. Но такие, как правило, только частные СИМы.

Ксения ЭРДМАН отметила, что поправки в ПДД разрешают пользоваться СИМами всем, кому исполнилось 7 лет. Но дети до 14 лет должны передвигаться в сопровождении родителей.

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян ХАЙЦЕЭР тоже позитивно воспринимает поправки в ПДД, однако не считает их панацеей:

— То, что наконец приняты поправки в ПДД и там появился раздел средств индивидуальной мобильности, – это, бесспорно, хорошо, но, к сожалению, не решение вопроса. Ибо фактически никаких репрессивных мер против людей, использующих электросамокаты, гироскутеры, нет, потому что никаким образом они не идентифицируются. Исключением являются только прокатные, когда конторы могут через аккаунт идентифицировать человека.

Что такое СИМ

Одним из позитивных моментов Ян ХАЙЦЕЭР считает появление понятия СИМ: «Это облегчение для водителей. Ранее, когда случались ДТП, где участниками были автомобиль и СИМ, всегда виноват был водитель автомобиля как средства повышенной опасности. И суд в большинстве случаев говорил: мы не знаем, кто был на самокате, наверное, пешеход. Но, к сожалению, это частичное решение вопроса. Сейчас мы готовим ряд поправок, чтобы помочь идентифицировать владельцев СИМов и сами средства».

Ян ХАЙЦЕЭР полагает, что нужны некие опознавательные знаки для электросамокатов, возможно, номера:

— А если номер повесить нельзя, то пусть это моноколесо ездит в цирке вместе с медведями или на специально отведенной территории, ибо для окружающих оно не всегда безопасно. Как и для владельцев.

У доктора технических наук, профессора кафедры «Автомобили» МАДИ Виталия ГАЕВСКОГО (на фото) тоже есть вопросы к принятым документам, в частности, он считает, что принятая формулировка СИМ сырая:

— СИМ – это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес, роликов, предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) – электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, моноколеса и иные аналогичные средства. Я предлагал добавить ограничения, указать, что к СИМам должны относиться транспортные средства с максимальной скоростью до 25 км в час и массой до 30 кг. Но в ПДД ввели пункт: если человек управляет СИМом, он должен ездить не более 25 км в час. И исходя их этой формулировки теперь к СИМам можно отнести все мопеды и одноместные мотоциклы.

ГАЕВСКИЙ отметил, что ГОСТ проработан слабо, поскольку в него не попало более половины существующих сегодня транспортных средств микромобильности:

— Мои рекомендации просто проигнорировали. Те же самокаты с сиденьем, которые я считаю более безопасными, чем обычные, просто исключили из ГОСТа. Он не будет обязательным по определению. Его приняли, прочитали, и исполнять никто никогда не станет. Тем более там многие пункты увеличивают опасность  эксплуатации СИМов, а не наоборот, что я считаю недопустимым.

Опасный/безопасный электросамокат

С точки зрения вице-президента Национального автомобильного союза Яна ХАЙЦЕЭРА, в ПДД своевременно ввели запрет на использование электросамокатов одновременно двумя людьми.

— Мы видим частные самокаты, на которых уже установлены ручки для ребенка. Плюс глобальная проблема незнания многими пользователями СИМов элементарных правил дорожного движения. За рулем таких средств в большинстве случаев находятся не водители. Эти люди даже не собираются изучать правила. Знак о запрете самокатов и других СИМов для них сотрясение воздуха, правило, что нужно пешим переходить пешеходный переход, – тоже. Пока не будет репрессивных мер по отношению к лицам, нарушающим правила на СИМах, вакханалия на дороге продолжится, – уверен Ян ХАЙЦЕЭР.

На пресс-конференции не раз говорили, что проблема СИМов появилась давно и изначально не в России. Сегодня она имеет место по всему миру.

— Фарш провернуть обратно невозможно! Многие говорят: давайте запретим. Конечно, запрещать нельзя. Это глупо. Но нельзя и не принимать меры, ограничивающие хаотичное движение СИМов, ибо травматизм растет, и его надо остановить, – считает  Ян ХАЙЦЕЭР.

Он полагает, что официальные цифры по травматизму от СИМов лишь вершина айсберга.

— Статистика говорит о 900 случаях. Это значит, о них было заявлено в правоохранительные органы, в пункты медицинской помощи, т. е. это аварии, происшествия, столкновения с пешеходами, машинами. Но на самом деле есть еще десятки тысяч случаев, которые не фиксируются. То ли договариваются на месте, то ли водители СИМов уезжают, потому что электросамокаты не являются транспортными средствами и не обязаны оставаться на месте, – рассуждает Ян ХАЙЦЕЭР. – Опять же, его идентифицировать нельзя. Вряд ли кто-то будет включать систему «Поток», чтобы отследить самокат. Люди, уверенные в своей безнаказанности, садятся за штурвал самоката часто в нетрезвом состоянии. Но это не их вина, это недоработка общественного мнения и регулирования.

Совсем другой точки зрения придерживается доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ Виталий ГАЕВСКИЙ:  

— Я, наверное, единственный человек, который защищает СИМы с позиций науки. Согласно статистике, за прошлый год всего 19 человек погибло с участием СИМов. При этом автомобили убили больше 3 тыс. человек! Про это почему-то все забывают. Только на пешеходных переходах автомобили убили 690 человек! Велосипедистов 322 человека погибло. На сегодняшний день СИМы – самые безопасные транспортные средства из имеющихся на земле. Это нужно признать. Они настолько безопасны, что большинство ударов происходит на уровне ушибов и мелких травм. Мои исследования показывают, что такие же последствия будут, если просто бегущий человек собьет пешехода.

Профессор МАДИ отметил, что готов провести краш-тесты с СИМом и пешеходом (чего в мире еще никто не делал) и разработать методику.

– Я за безопасность, – подчеркнул ГАЕВСКИЙ и пояснил: – Предлагал многим представителям кикшеринга разработать безопасный самокат. СИМы по отношению к другим транспортным средствам самые безопасные, но сами по себе – самый опасный вид транспорта в мире, как любой одноколейный транспорт. Он оставляет человека незащищенным.

Виталий ГАЕВСКИЙ не видит смысла в идентификации СИМов. В пример профессор привел велосипеды, которые давно прижились в обществе и до сих пор не имеют никаких номеров. Он полагает, что современная видеофиксация на дорогах, во дворах позволит при желании найти любой СИМ.

Ян ХАЙЦЕЭР согласен, что и ГОСТ, и статья в правилах ПДД «сырые», но возражает против рассмотрения электросамокатов как безопасного средства передвижения:

— Мне дискомфортно от невероятного количества людей, которые пользуются самокатами, едут по тротуарам совершенно хаотично. Пешеход фактически должен иметь боковые зеркала, чтобы подстраховаться. Почему говорят об опасности самокатов? Это мировая статистика. Самый безопасный вид транспорта  – это самолет. На нем в абсолютных величинах количество людей, которое гибнет, гораздо меньше.

Поспорила с Виталием ГАЕВСКИМ и Ксения ЭРДМАН. Она обратила внимание коллег на разницу между возможностями в столице и в регионах:

— Московские технологии никогда не будут работать в регионах, где даже банальных камер в достаточном количестве нет. Формула безопасности довольно проста – это культура вождения и инфраструктура. Как только мы разведем всех участников движения, у каждого появится своя зона, они не будут пересекаться, то начинаем наращивать показатель безопасности. Но сейчас даже Москва не имеет достаточное количество инфраструктуры.

Ксения ЭРДМАН рассказала, что Ассоциация операторов микромобильности создала пособие с подробной инструкцией, как под самокаты адаптировать инфраструктуру, не снося при этом города.

Ответственность  дорожников и курьеров

Кроме того, участники пресс-конференции обратили внимание на некоторые нюансы темы. Так, Виталий ГАЕВСКИЙ полагает, что одна из главных причин аварий – некачественное дорожное покрытие:

— Я считаю, что дорожники должны нести отдельную ответственность – вплоть до уголовной. За кривую плитку должны отвечать тоже. Мы в мире по числу погибших на первом месте: на 100 тысяч жителей у нас 9,4 человека погибли. 4 тысячи человек погибли в ДТП, где были выявлены нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию и обустройству автомобильных дорог общего пользования, улиц. То есть в 29% всех погибших виноваты дорожники. Хоть один понес какое-то наказание? Нет! И то же самое сейчас с СИМами происходит. Половина тротуаров с кривой плиткой. Кто-то понес за это наказание? Нет! Каждый год перекладывают плитку – и все.

Ян ХАЙЦЕЭР в ответ на это с улыбкой пошутил: «Вы замахнулись на святое», но в целом согласился с тем, что неровные дороги и тротуары создают проблему для СИМов и пешеходов.  Он также предложил к курьерам на СИМах, нарушающим правила, применять самые жесткие меры:

— Они полноценные участники движения. И в отличие от других ездят круглогодично. Это самые злостные нарушители правил дорожного движения. Спешат заработать деньги. Речь идет о профессиональном использовании СИМов, поэтому для них должны быть самые жесткие меры.

И в конце разговора речь зашла о будущем. Ян ХАЙЦЕЭР предрек, что через несколько лет и в России начнут вводить такие же ограничения для электросамокатов, как сейчас в Париже, а Виталий ГАЕВСКИЙ считает, что всем нужно привыкать к микротранспорту:

— Уже завтра появятся транспортные средства, которые на ноге не отличить от ботинка. При этом скорость будут развивать до 20 км в час. И что с этим делать, пока никто не знает. А они уже появляются в продаже – типа сапогов-скороходов. И это новая действительность.

Ранее  репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 мая 2023 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ, из архива «Коммерческих вестей»



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/181223