С председателем Совета трудового коллектива ООО «Омсктехуглерод» Андреем КУЗНЕЦОВЫМ наш корреспондент Игорь СМИРНОВ беседовал полгода назад, сразу после избрания на эту должность. Тема нового разговора с представителем предприятия – нынешнее состояние системы государственного контроля в сфере благополучия человека в Омске.
– Андрей Михайлович, почему вы решили поднять именно эту тему?
– Как уполномоченный коллектива «Омсктехуглерода», я поставил одной из своих задач защиту репутации предприятия и отстаивание его интересов во взаимодействии с госорганами. И раз экологические спекуляции являются оружием, которое публичные и тайные враги применяют против нашего предприятия, я начал отслеживать общую экологическую обстановку в городе, жалобы, обнаруженные нарушения и меры, принятые уполномоченными службами. И я вижу, что объективно ничего не меняется. Горожане постоянно жалуются на одни и те же неприятные запахи, периодически выявляются превышения предельно допустимой концентрации одних и тех же вредных веществ. Скажем, вот уже более двух месяцев в Омске в нескольких районах города, особенно часто в КАО и САО, фиксируются превышения предельно допустимой концентрации сероводорода. И что делают в связи с этим омский Росприроднадзор или Роспотребнадзор? Организуют замеры? Проводят внеплановые проверки? Нет, они просто объявляют предостережения и публикуют их в соответствующей системе proverki.gov.
– И что не так? Механизм вынесения предостережений появился не вчера.
– Дело не в самом механизме, предусмотренном российским законодательством, а в том, как его применяют конкретно в Омской области в природоохранной деятельности. Сейчас это выглядит следующим образом: получив информацию о жалобах на некий запах или данные о превышении ПДК контролируемых веществ на любом из постов автоматизированного наблюдения, рядовой специалист уполномоченного органа садится за компьютер с неким несертифицированным программным комплексом, выносит вероятностное суждение о причинах нарушения и виновнике, формирует документ и направляет его на согласование руководителю. Три клика и готово: без выезда на место и без инструментального контроля предприятие получает предостережение, хотя его причастность вообще никак не доказана.
– Но предостережения не влекут правовых последствий. К тому же, если предприятие не согласно, оно может направить свои возражения.
– Организация может сколько угодно потом направлять аргументированные возражения и запрашивать дополнительную информацию, но раз за разом сам принцип остается неизменным: в основе предостережений в адрес предприятий, работающих в правовом поле, лежат не факты, а чисто умозрительные заключения.
– Такая форма реагирования применяется в экологической сфере достаточно широко. Почему только «Омсктехуглерод» выражает свое неприятие?
– Прежде всего потому, что в последнее время объявление, по сути, фальшивых предостережений стало излюбленным средством для провокаций против нашего предприятия со стороны мафиозных элементов, внедренных в чиновничью и правоохранительную систему в Омской области. Эти люди безуспешно пытаются навязать руководству завода преступные схемы по выплате криминальной ренты, используя в корыстных целях компроматно зависимых сотрудников государственных надзорных органов.
Приведу совсем свежий пример: 22 июля Минприроды Омской области сообщило о фиксации превышения ПДК сероводорода в 1,23 раза на посту по адресу: ул. 10 лет Октября, 219. Указанный пост расположен на расстоянии семи с половиной километров к северу от нашего предприятия и находится в зоне влияния нескольких источников загрязняющих веществ, а ближайшие к ОЗТУ посты на Заслонова, Космическом проспекте и улице 6-я Шинная 22 июля превышений ПДК контролируемых веществ не зафиксировали. 8 августа омский Росприроднадзор публикует предостережение, в котором ООО «Омсктехуглерод» источником данного превышения назван с вероятностью аж 99%, а 12 августа Управление Роспотребнадзора по Омской области делает аналогичное предостережение. Представляете, этим ребятам даже программу запускать не пришлось, они просто скопировали текст Росприроднадзора. Никакого анализа, никаких проверок, никаких запросов и пояснений. И никаких других подозреваемых. Берется заведомо лживая формулировка, которая после публикации содержания документа может быть использована и используется некоторыми ангажированными и просто недобросовестными СМИ для дискредитации нашего завода. Очень удобно.
– К слову, о предостережениях. Два месяца назад вы сами объявили официальное предостережение должностным лицам о недопустимости злоупотребления полномочиями и пообещали установить общественный контроль за их деятельностью? Вы это сделали?
– Да. В июле от имени трудового коллектива совместно с руководством предприятия я обратился с заявлением на имя директора ФСБ России Александра БОРТНИКОВА с просьбой разобраться с конкретными случаями, когда данные государством полномочия используются омскими управлениями Росприроднадзора и Роспотребнадзора в антигосударственных целях. От имени трудового коллектива я также сделал в июле и августе серию запросов в омский Росприроднадзор, в том числе как раз по поводу фиксации сероводорода в городском воздухе. Оттуда получил стандартный ответ с перечислением списка потенциальных загрязнителей из той же филькиной программы, в которую непонятно кто и как загружал данные. Снова повторю: никаких фактических расследований не проводится, никаких проверочных мероприятий. Предостережениями воздух не очистить. Стоит ли удивляться, что сероводород «ловят» снова, причем в разных районах города? Это явление становится опасным: службы, призванные осуществлять контроль в сфере благополучия человека, фактически бездействуют в угоду местечковым корыстным интересам.
– То есть вы считаете, что ответственные чиновники от экологических инстанций в нашем регионе уклоняются от установления истины?
– Судя по массовому использованию формальных предостережений, они решают свои узкие задачи. Во-первых, предостережения служат рычагом воздействия на крупные предприятия, которым негласно предлагаются варианты обретения индульгенции на непреследование за нарушения природоохранного законодательства. Во-вторых, за не подкрепленными фактическими измерениями предостережениями в адрес непричастных организаций чиновники маскируют реальных загрязнителей. Кроме компаний, подлежащих федеральному контролю, есть множество иных источников, никогда не попадающих в списки подозреваемых, но регулярно отравляющих окрестности. Были же в 2023 году скандалы с цинковальным и асфальтовым заводами в двух округах, которых упорно не замечали, пока превышения не дошли до 10 ПДК! Чадящие подпольных асфальтовые и битумные заводики, разбросанные по промзонам города, очень удобно не видеть и получать благодарность за избирательную слепоту. Наконец, в-третьих, объявление предостережений дает возможность сразу придать мероприятию публичный характер и создать имитацию бурной деятельности. И хотя в основе выдаваемых предостережений лежит вероятностное суждение, а не реальные материалы, раздуваются скандалы. При этом качество воздуха не улучшается. Это не работа, а настоящий саботаж функций.
Надо также учитывать, что Омский Росприроднадзор обезглавлен и деморализован, служба фактически разрушена. Деградация началась еще пять лет назад с приходом Ольги ГАВРИЛЬЧЕНКО на должность и.о. руководителя в Омске, ее преемница продержалась всего полгода, а теперь руководитель вовсе отсутствует, и в хаосе властвуют те самые упомянутые мной выше мафиозные элементы. Рядовой специалист-эксперт, в нашем случае – Валерия СОКОЛОВА – на спорных основаниях по согласованию с неформальным руководством просто штампует документы, которые потом автоматически одобряются в Сибирском управлении в Новосибирске. В омском Роспотребнадзоре ситуация немногим лучше.
– И каков будет следующий шаг?
– Новые обращения, теперь в областную прокуратуру, уже направлены. В них поясняется, что мы видим серьезные риски в случае продолжения такой практики – как техногенные, так и социальные. Нельзя до бесконечности множить фактически пустые бумажки. К чему подобное может привести, видно из недавнего ЧП в Стерлитамаке, где тоже предпочитали предостережения. Надеемся на объективное рассмотрение преступных проявлений.
Предостережения сыплются, но укрываемые чиновниками предприятия, создающие вонь, работают неустанно и беспрепятственно, вызывая недовольство горожан. Фактически действия Омского Росприроднадзора и Роспотребнадзора искусственно усиливают социальную напряженность в регионе, что в итоге формирует негативное отношение к государственным природоохранным институтам и прямо противоречит политике Президента России Владимира ПУТИНА.
И мы всегда всех предупреждаем: мы выносим сор из избы. При необходимости мы снова обратимся в Москву.
Осиное гнездо необходимо разрушить и вернуть сотрудников уполномоченных служб к подлинно государственной функции – исполнению обязанностей по борьбе с реальными нарушителями законодательства в сфере экологии.
Фото © ООО «Омсктехуглерод»
