Главный дирижёр Омского камерного оркестра рассказал о себе любителям музыки в рамках проекта краеведческого музея «Встреча со звездой».
В Омском государственном историко-краеведческом музее этим летом стартовал проект «Встреча со звездой», в рамках которого проводятся встречи с известными людьми Омска. Героем очередной встречи стал Григорий ВЕВЕР, главный дирижёр Омского губернаторского камерного оркестра, заслуженный деятель культуры Омской области. На встрече с музыкантом присутствовали любители музыки и журналисты.

Перед началом мероприятия куратор выставки «Музыка – язык мира» Сергей ЕГОРОВ провёл для посетителей экскурсию. Он рассказал об истории музыки, об истории создания музыкальных инструментов в разное время у разных народов мира.

Например, на первом стенде выставлены русские народные инструменты: деревянные ложки, валёк для глажения белья, пилы. Особое внимание экскурсовод уделил пилам. Отметил, что звук, издаваемый пилой, – мелодичный и нежный, его невозможно воспроизвести ни на одном другом инструменте.

Далее Сергей рассказал об омских музыкантах и певцах. На одном из стендов демонстрируются одежда и музыкальные инструменты омских певцов, в том числе Леонида Ивановича ШАРОХИ (1927–1999), ведущего солиста и виртуоза балалаечника Омского русского народного хора.

ЕГОРОВ закончил свою экскурсию рассказом о передающих звуковых устройствах – патефонах, радиолах, радиоприёмниках, которые в наши дни стали популярны у коллекционеров.

После экскурсии началась вторая часть мероприятия – встреча с дирижёром оркестра Григорием ВЕБЕРОМ. Вопросы Григорию ВЕБЕРУ задавала Анна Васильевна АНДРЕЕВА-ШАБАЛИНА, заместитель директора историко-краеведческого музея по культурно-образовательной и воспитательной работе.

– Если у вас и вашего коллектива какие-то традиции, ритуалы перед началом концерта?
– Каких-либо примет у нас нет. В оркестре это не принято. Просто мы хорошо репетируем и хорошо готовимся к концерту.
– Расскажите, как вы пришли к музыке.
– В детские годы я совершенно случайно оказался в музыкальной школе. Когда меня мама привела в школу, там меня прослушали и приняли. Спросили: «Какой музыкальный инструмент есть дома?» Я ответил: «Баян». На этом баяне играл отец в молодости. Так стал учиться по классу баяна в музыкальной школе. Хотя мне учиться играть на баяне не нравилось, также не нравилась и музыка. И всё же я окончил музыкальную школу по классу баяна. Уже в 8-м – 9-м классах увлёкся музыкой. Начал что-то подбирать на рояле. Мне предложили попробовать играть на каком-нибудь духовом инструменте. На духовом инструменте начинать играть тогда было поздно, но это считается вполне нормально. А вот для скрипачей этот возраст считается пенсионным. На скрипке нужно учиться играть ребенку с 4–5 лет, чтобы достичь хорошего результата. Возраст 6–7 лет для ученика-скрипача уже считается пожилым. А вот на духовом инструменте можно начинать и позже. Я выбрал флейту. Пришёл к заведующему отделением и сказал, что хочу играть на флейте, есть желание подготовиться к поступлению в музыкальное училище. Он мне говорит: «Зачем тебе флейта? Это очень популярный инструмент, и музыкантов целая куча. Иди лучше ко мне на кларнет». Так я стал кларнетистом. Окончил музыкальное училище, а затем консерваторию.
– Мы знаем вас как единственного дирижёра, въехавшего на мотоцикле в концертный зал.
– Въехать в концертный зал на мотоцикле – это была идея режиссёра. Готовился юбилейный концерт, в котором участвовали практически все коллективы. По задумке режиссёра, каждый коллектив должен был как-то необычно себя представить. Я отказывался от этой затеи. Прежде всего, это очень опасно для зрителей. Неприятный запах бензина. Да и техника может в любую минуту подвести. Например, мотоцикл просто не заведётся. Это был самый волнительный момент в моей жизни перед началом концерта. Однако всё прошло благополучно. Зрители аплодировали.

– Расскажите о людях, которые оказали влияние на вашу жизнь. Возможно, это были педагоги или люди с экрана?
– Мне посчастливилось попасть в класс Алексея Анатольевича ЛЮДМИЛИНА. Он оказал на меня очень большое влияние. Отмечу его отношение к оркестру, к музыкантам. Ещё я учился у Петра Николаевича БЕЛЯКИНА. Именно он подтолкнул меня, чтобы я поступил учиться на режиссёрский факультет в консерваторию. Теперь я работаю по специальности, чему очень рад.
– Где вы учились и где родились?
– Я оба раза учился в Новосибирской консерватории. Сам я из Новосибирска.
– Как вы попали в Омск?
– На пятом курсе я играл с ребятами в органном зале в Омске. Узнал, что есть вакансия в симфоническом оркестре. Думаю, дай поработаю годик. Хороший город, хороший оркестр. Вместо года уже работаю в Омске почти 17 лет. Нравится улица Ленина с её купеческими домами и магазинами. Нравится в Омске архитектура, которой в Новосибирске нет.
– Вы сейчас сами преподаёте. У вас есть свои ученики. У вас учатся, на вас равняются. А учитесь ли вы сами?
– Музыкант – эта та профессия, которой следует учиться всю жизнь. Я не знаю, как в других профессиях, а в музыке – бесконечная глубина и совершенствование. Даже одно и то же сочинение исполняю каждый раз по-разному. Каждый раз нахожу что-то новое для себя. Так что идёт постоянный процесс обучения. Я сейчас преподаю в музыкальном училище имени В.Я. Шебалина. В музыке можно быть бесконечно талантливым человеком, но если быть ленивым, то толку будет мало.

– Хотелось бы спросить вас о профессиональных конкурсах. Как вы относитесь к конкурсам?
– В принципе объективных конкурсов не бывает. Самому мне приходилось участвовать в конкурсах в студенческие годы. Получал и награды. Выходишь и играешь. Дали место – хорошо, не дали – конечно, обидно. Но ведь у музыканта на конкурсе не должна быть главной целью только победа. Главное – участие в конкурсе. Сейчас я не вижу цели ехать куда-то, соревноваться с кем-то.
– Часто ли вас приглашают на конкурсы как члена жюри?
– Как-то я был в жюри на детском конкурсе. Так до обеда прослушивал 30 юных музыкантов, а после обеда уже прослушивал около 80 вокалистов. Потом всю ночь не мог уснуть. Вот у взрослых все друг друга знают. Здесь нет подковёрных и мафиозных интриг. Хотя всякое бывает.
– Как вы в этом году провели отпуск?
– Ездил на Кавказ. С моторным туром прокатился по ущельям, увидел серпантин горных дорог Северной Осетии. Под конец отпуска с друзьями сплавился по горной реке Чусовой.
– У вас фамилия ВЕВЕР. У вас предки были иностранцы?
– Фамилия ВЕВЕР – эстонская. В XIX веке моих предков из Эстонии в поисках счастливой жизни занесло в Сибирь – в Кемеровскую область, в деревню Бароховку. Прошлым летом я побывал в этой деревне. От неё осталось всего несколько дворов. Всё заросло бурьяном. Сходил на кладбище, в знак уважения поклонился. Уехал из деревни с тяжестью на душе.

Ведущая мероприятия Анна АНДРЕЕВА-ШАБАЛИНА поблагодарила Григория ВЕВЕРА за интересную беседу и подарила от имени музея книгу «Старый Омск».

В заключение Григорий ВЕВЕР поблагодарил всех присутствующих за участие в беседе и пригласил на свой концерт. На память о встрече с омской звездой было решено сделать групповой снимок.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ
