«У нас на подсосе сидит огромное количество разного рода предприятий, которые не могут обеспечить эффективность в силу разных причин. Структурные изменения неминуемы».
В рамках Финансового конгресса Банка России 2025 состоялась пленарная сессия «Развитие экономики: как выйти на оптимальную траекторию роста». Представляем читателям выступление на этом мероприятии председателя правления ВТБ Андрея КОСТИНА:
— Мы очень робкие, когда говорим о причинах возникновения проблем в экономике. Я предлагаю их оценивать, исходя из той особой ситуации, в которой оказалась страна. Да, это большие военные расходы, которые помимо стимулирования и развития определенных отраслей экономики, не производят продукцию, попадающую на рынок. Вторая причина, конечно, огромное количество санкций – порядка 28 тыс. – которые многие процессы делают более дорогими, более сложными. Сколько у нас предприятий, дважды заплативших за оборудование? Черногорский горно-обогатительный комбинат «Русской платины» – заплатили за немецкое оборудование, потом пришлось делать новый проект, покупать то же самое в Китае. И таких инвестиционных проектов много. Газовозы были куплены в Южной Корее – ни деньги, ни газовозы не вернулись. Герман ГРЕФ решил подарить Мариинскому театру орган: заплатил деньги, орган изготовили, не получили ни орган, ни денег. Вот пример нашей экономики сегодня!
Сегодня значительная часть новых заимствований – деньги на довольно короткие кредиты, на выплату процентов и на замещение существующих кредитов. На инвестиции, я согласен с ГРЕФОМ, денег нет. Берут только на проекты с государственным участием.
У нас есть проблемы – скажем, угольная отрасль. Давайте честно: зачем нам
столько угля производить? Шахтовый метод неэффективен. Да, социальные издержки, надо этим заниматься. Если мы не начнем перестраивать экономику, закрывать неэффективные производства, у нас будет нехватка рабочей силы, будут расти издержки и т.д.
Невозможно провести структурные изменения экономики без роста производительности труда, в том числе с точки зрения занятости. Вот мы сейчас приступаем к модернизации одной из крупнейших северных верфей – в 16 раз вырастет производительность труда, а численность рабочих практически не изменится. Демографическая ситуация не самая хорошая, тем не менее, я думаю, у нас большой запас прочности и, конечно, мобильности рабочей силы.
Те же верфи, построенные в тридцатые или военные годы на Дальнем Востоке, не могут быть эффективными сегодня в силу своего географического положения – там стоимость производства на 20–30% выше, чем, допустим, в Петербурге. И нам, конечно, надо их закрывать. Но там моногород, и нас спрашивают, куда девать сотрудников. Значит, надо иметь программы, которые позволили бы людям переезжать, развивать наемное жилье, предпринимать другие меры. Но просто кормить неэффективное производство из года в год – неправильно.
Есть положительный пример – довольно большое предприятие к Карелии, которое производило газетную бумагу. Оно, в общем-то, практически банкрот, потому что газетной бумаги требуется мало. И первая реакция у властей – найти деньги в Минпроме на поддержку производства. Но, к счастью, денег не оказалось. Нашли частного инвестора, который решил вместо газетной бумаги делать салфетки, которые всем нужны и которые мы закупаем за рубежом. То есть возможности для структурных сдвигов, безусловно, есть.
Если брать банковский сектор, у нас огромные структурные изменения: фактически перестал работать в России или ушел весь западный банковский сектор. У нас полностью прекратились заимствования да и расчеты, связанные с Западом. И мы вынуждены очень мощно сейчас перестраиваться в своих подразделениях на другие географии, на другие виды бизнеса. Конечно, идет огромное применение цифровых методов. Это тоже будет очень большая структурная перестройка, введение цифрового рубля, совсем другая система расчетов.
Даже китайцы, которые преуспели очень сильно, не все отрасли одинаково развивали. Они сфокусировались на нескольких важнейших и там добились потрясающих успехов. Мне кажется, нам тоже нужно сфокусироваться на прежде всего высокотехнологичных отраслях – станкостроении, приборостроении и т.д. Важно, чтобы мы действительно извлекли урок из того, что у нас самолеты не летают, много чего другого не двигается, много чего нет.
Я вот даже не знал, пока не стал заниматься судостроением, как много денег государство выделяет на поддержку предприятий. Мы должны от этого уйти. Нам нужно перейти на рыночные методы и поддерживать только те отрасли, которые относятся к государственным приоритетам. У нас на подсосе сидит огромное количество разного рода предприятий, которые не могут обеспечить эффективность в силу разных причин. Поэтому я думаю, что структурные изменения неминуемы.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 30 июля 2025 года.
Фото © стоп-кадры онлайн-трансляции
