Разработка мастер-планов опорных населенных пунктов не что иное, как попытка провести реформу административно-территориального устройства в масштабах страны

Дата публикации: 13 сентября 2025

Государство обязывает регионы улучшить качество среды для жизни, и омичи предлагают не просто отчитаться, а пойти дальше, заложив цифровую основу для реализации планов. 

В отеле COSMOS в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Управление развитием территорий. Градостроительное планирование: что такое хорошо и что такое плохо» летом состоялась панельная сессия «Формируем новые муниципалитеты и территории будущего». В бумажной версии газеты «Коммерческие вести» репортаж с этого мероприятия был опубликован сразу же, сегодня представляем читателям электронную версию этого материала.

ШИПОВАЛОВ

Заместитель министра экономического развития Омской области Артем ШИПОВАЛОВ напомнил, что согласно майскому Указу Президента РФ 2024 года №309 поставлена цель улучшить качество среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30% к 2030 году и еще на 30% к 2036 году (это входит в оценку эффективности работы губернаторов). Плановое значение в 32 опорных населенных пунктах Омской области составляет в ближайшие пять лет 24,7%. Туда входят Омск, пять малых городов (Исилькуль, Калачинск, Называевск, Тара, Тюкалинск) и административные центры муниципальных районов. Выполнена оценка их инфраструктуры, планируются мероприятия по ее обновлению. В рамках работы до 2030 года должны быть готовы мастер-планы Омска, Калачинска, Исилькуля, НИУ «Высшая школа экономики» уже разрабатывает мастер-план Тары, а ФАУ «Единый институт пространственного планирования РФ» – Усть-Ишима.

СОКИН

Директор АНО «Центр компетенций развития городской среды Омской области» Алексей СОКИН уточнил, что в 2018–2024 годах благоустроено 542 объекта в 180 муниципалитетах, на которые было направлено 4,3 млрд рублей (в рамках программы «Формирование комфортной городской среды). Наиболее яркие проекты из этого списка: городской сад в Омске, центральный парк в Русской Поляне, центральная часть Большеречья, центральные площади в Таврическом и Горьковском. Во Всероссийском конкурсе благоустройства малых городов за тот же временной период победили девять проектов пяти малых городов общей стоимостью 972,5 млн рублей. Были благоустроены: историческая часть Тары, бульвар «Озерки» в Исилькуле, «Калач на Оми» в Калачинске, «Сибирский посад» в Называевске, «Зеленое сердце» Тюкалинска. По слова СОКИНА, оказывается помощь и подшефному Омску городу Стаханов.

Особый акцент спикер сделал на синергии государственных и частных средств. В качестве примера он привел благоустройство парка культуры и отдыха «Зеленый остров» (площадь 65 га), в которое было вложено 240,5 млн рублей бюджетных денег и более 1,5 млрд рублей инвестора.

На аналогичные цели в рамках ФКГС планируется привлекать до 2030 года по 500 млн рублей из федерального бюджета ежегодно и за их счет облагораживать не менее 70 общественных территорий (тоже в год), задействовав в этом более 30% омичей путем участия в голосовании и реализации инициативных проектов. Такая схема не безукоризненна: по словам СОКИНА, возникают вопросы по содержанию территорий, проблемы с недобросовестными подрядчиками, визуальным мусором и тем, что окраины города оказываются незаслуженно обойдены вниманием:

– Необходимо принимать на муниципальном уровне регламенты благоустройства, приведения территорий в порядок с учетом принятого архитектурно-градостроительного облика, стандартами качества. Возможно стоит заранее закладывать 5% от стоимости проекта на содержание территории и поддержание ее в безопасности. Есть примеры, когда простаивает система автополива или гибнут красивые цветы, потому что нет специалистов, которые знают, как за ними ухаживать. Над этими нюансами предстоит поработать – это задачи муниципалитетов.

В этом году Центр компетенций развития городской среды Омской области при помощи городского центра и пяти омских архитектурных бюро отправили на всероссийский минстроевский конкурс 12 проектов благоустройства в опорных населенных пунктах, 4 малых городах (Калачинск, Называевск, Тара, Тюкалинск) и 2 городах новых регионов (Стаханов, Ирмино). СОКИН уверен в победе 70% проектов.

ЗИНОВЬЕВА и МУГАК

О том, с какими проблемами сталкивается муниципалитет при благоустройстве уже обжитых территорий, рассказала заместитель главы Любинского района Надежда ЗИНОВЬЕВА. Нередко возникает необходимость переноса инженерных коммуникаций, электрических линий и линий связи. Очень сложно решаются вопросы, когда проекты затрагивают частные земельные участки –  законодательных возможностей их изъятия или обмена нет.

Первый заместитель главы Тарского района Омской области Николай МУГАК поделился опытом разработки мастер-плана Тары. Он признался, что, по замыслу муниципальных чиновников, их малую родину следовало развивать как промышленный центр, но разработчики мастер-плана предложили раскрыть туристический потенциал старейшего, 420-летнего города Сибири. Запланировано 300 мероприятий, направленных на привлечение инвесторов и гостей, ремонт инфраструктуры.

Мастер-план проходит согласование с органами исполнительной власти, поэтому список может быть скорректирован, пояснил МУГАК, но даже если 30-40% будет реализовано, это ознаменует новый скачок в развитии Тары. Чиновник заранее посетовал, что отток из сел и деревень только увеличится – в том числе в их город. ШИПОВАЛОВ парировал: конкуренция за человеческие ресурсы между населенными пунктами – естественный и неизбежный процесс.

МАРУШКИНА

Начальник отдела стратегического планирования ИТП «Град» Наталья МАРУШКИНА заявила, что разработка мастер-планов опорных населенных пунктов не что иное, как попытка провести реформу административно-территориального устройства в масштабах всей страны. А тема это болезненная, острая, бурно критикуемая.

Эксперт отметила, что, несмотря на обилие крупных инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства, транспортной инфраструктуры, городского благоустройства, Омская область находится на 59 месте в рейтинге качества жизни, а значит нужно вести изменения в рамках управленческой модели, в том числе менять подходы к градостроительному проектированию. Здесь Омская область, как и другие регионы, сталкивается с несогласованностью стратегического, территориального и бюджетного планирования, фрагментарностью градостроительной документации, отсутствием единого цифрового пространства, финансовой ограниченностью муниципальных программ, сложностью и неповоротливостью действующей модели градостроительного планирования, отсутствием комплексного подхода к развитию инфраструктуры:

– Многие решения разрабатываются разными ведомствами, и они дублируют друг друга или противоречат друг другу. Отсутствует система мониторинга и актуализации данных. У нас разработаны сотни, а то и тысячи документов: генеральные планы, мастер-планы, стратегии социально-экономического развития, программы комплексного развития, содержащие множество мероприятий. Синхронизировать их можно, но это отнимает много времени. Все это блокирует инвестиционные инициативы. Градостроительные решения формируются на основе базы данных, а она должна постоянно обновляться и актуализироваться. Если данные «несвежие», то и градостроительные решения принимаются неадекватные и некачественные.

МАРУШКИНА подчеркнула: отечественная бюджетная система сформирована таким образом, что у муниципалитетов нет стимулов зарабатывать больше, поскольку доходы изымаются в пользу вышестоящих бюджетов. В итоге муниципальные мероприятия проводятся, как правило, за счет региональных и федеральных средств, а с привлечением внебюджетных средств дела обстоят еще сложнее. Нанесла вред муниципалитетам, по рассуждениям эксперта, и повальная унификация, хотя российские населенные пункты значительно отличаются друг от друга по массе параметров. Особенно тяжело приходится в кризисных ситуациях как раз из-за упомянутой негибкости системы, навязанной государством, традиционно желавшем лучшего. Посетовала МАРУШКИНА и на то, что программы по развитию транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры разрабатываются отдельно друг от друга.

Выход начальник отдела стратегического планирования ИТП «Град» видит в использовании единого цифрового мастер-плана, синхронизирующего цифровые решения по управлению разными сферами:

– Мало разрабатывать красивые альбомы. Нужно создавать динамичную, сквозную, цифровую систему, которая объединяет данные о социально-экономическом, инфраструктурном, стратегическом планировании.

А комплексный инфраструктурный план регионального развития решает проблему несвязанности территориального и бюджетного планирования:

– Вы открываете любую бюджетную программу и не понимаете, где конкретно будет построена школа, будет ли к ней подведена дорога, будет ли там остановка общественного транспорта. Комплексный инфраструктурный план регионального развития позволяет «поженить» территориальное и бюджетное планирование через «цифру». На единой платформе строится модель территории и обозначаются все мероприятия по развитию транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры, связываются между собой – это можно смотреть в реальном времени. Надо посмотреть хотя бы на пару шагов вперед. Разработаем мы все 200 мастер-планов и даже больше. Но после того как эти красивые альбомы будут утверждены, надо будет их реализовывать. И мы уже сейчас должны озаботиться тем, как это делать. Мы видим выход в создании единого информационного цифрового продукта, который и позволит стать Омской области регионом будущего, позволяющий воплощать единый логичный план действий и властям, и бизнесу, и населению.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 июля 2025 года.

Фото © Никита КУДРЯВЦЕВ



© 2001—2025 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/199771