Руслан ДУШЕНКИН, директор Регионального центра организации дорожного движения: «Лет через 5–7 человек сможет заранее забронировать конкретное машино-место рядом со своим офисом»

Дата публикации: 14 сентября 2025

В Омске оцифруют все – парковки, остановки, перекрестки и т.д. 

Летом 2025 года было зарегистрировано казенное учреждение Омской области «Региональный центр организации дорожного движения», учредителями которого выступают региональные министерство транспорта и дорожного хозяйства и министерство имущественных отношений. Возглавил центр Руслан ДУШЕНКИН, ранее работавший начальником отдела надзора Управления Госавтоинспекции УМВД России по Омской области. В этом году произошло еще одно карьерное событие: его предложение о разработке программного обеспечения для создания единой региональной маршрутной сети вошло в топ-300 «Сильных идей для нового времени» всей страны. Программа позволит объединить автобусные, авиационные, железнодорожные и водные маршруты, чтобы пассажиры могли быстрее и удобнее добираться из одного пункта в другой. Система призвана выявлять и анализировать нестыковки в расписаниях и маршрутах, а также неучтенные направления, требующие корректировки. О подробностях проекта и планах работы Регионального центра организации дорожного движения его директор рассказал в интервью обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.

– Руслан Олегович, расскажите про задачи вашего центра.

– Региональный центр организации дорожного движения создан для развития в Омской области интеллектуальной транспортной системы, которой мы с коллегами занимаемся с 2021 года. Финансирование – федеральное: с конца 2023-го по конец 2025-го освоено 357 млн рублей. В следующем году региону обещано 260 млн, в 2027-м – 265 млн. Я вышел на пенсию в мае 2024 года и целиком посвятил себя созданию центра, на которое как раз и потратил год. После передачи оборудования и систем, мы будем отвечать за работу умных светофоров, автоматики, позволяющей измерять интенсивность, скорость дорожного движения, использовать более эффективные сценарии управления. Самая простая и наболевшая для омичей ситуация – хоккейный матч. От Соборной площади до «G-Drive Арены» 16 светофоров, которые можно настроить так, чтобы поток машин продвигался легче и быстрее – допустим, зеленый свет горит на 10 секунд дольше обычного и на каждом последующем светофоре включается последовательно по мере приближения очередной «пачки» автомобилей. А в 10 часов вечера запустить поток в обратном направлении с тем же принципом управления. Так же можно реагировать на непогоду – дождь, снег, разгружать пробки. Всего в городе около 400 светофоров, 72 в этом году уже будут заменены на умные. В планах внедрение модуля приоритетного пропуска пассажирского транспорта. Если эта система понимает, что на конкретном участке стоят два-три автобуса, она отдаст приоритет движения им, а не личным автомобилям, потому что там объективно находится больше людей. К концу года закончим обкатывать программное обеспечение и официально достигнем первого уровня зрелости ИТС. Всего их пять.

– Что будет на втором уровне?

– Начнем внедрять системы видеонаблюдения и детектирования ДТП и ЧС, то есть камерами нужно оборудовать каждый крупный регулируемый перекресток. Их в Омске более 600. Система должна будет распознавать 75 видов дорожных инцидентов (от ДТП до негорящего фонаря, мусора, ямы на дороге) и сообщает о них по регламентам в курирующую структуру – ГАИ, дорожникам, коммунальщикам и проч. Помимо развития ИТС, уже с нового года мы будем ответственны за всю фотовидеофиксацию и весогабаритный контроль в регионе: содержать все комплексы (контрактоваться с подрядчиками на оказание этой услуги), отвечать за финансирование адресной рассылки протоколов, взаимодействовать с Госавтоинспекцией и Ространснадзором – с последними по 16 пунктам весогабаритного контроля. В дальнейшем на нас ляжет управление единым парковочным пространством. Лет через 5–7 человек сможет заранее забронировать конкретное машиноместо рядом со своим офисом, если готов платить, или воспользоваться предложенной системой скидкой на общественный транспорт с уточнением, через сколько минут на остановку подойдет нужный автобус и сколько времени займет путь до работы.

– То есть вы оцифруете парковки.

– Оцифруем вообще все – парковки, остановки, перекрестки и т.д. В ИТС есть специальный модуль – цифровой двойник города. Затем будем организовывать умные пешеходные переходы, на которых производится идентификация личности. Еще рассматривается проект федерального закона по созданию единых региональных операторов средств индивидуальной мобильности – самокатов. Если он будет принят, это тоже, скорее всего, ляжет на наши плечи.

– Обмениваетесь опытом по внедрению ИТС с другими регионами?

– Конечно. Правда, федеральная программа стартовала для всех одновременно, так что набиваем шишки все вместе и делимся друг с другом уже по факту. Я считаю, что Омская область находится в выгодном положении благодаря наличию профильного вуза – СибАДИ. Мне кажется, другим регионам в силу отсутствия местных транспортных инженеров приходится сложнее.

– Собственно, ваша «сильная идея для нового времени» и родилась напрямую из вашей профессиональной деятельности.

– Да, Региональный центр организации дорожного движения способен стать базой для ее апробации. Это единая информационная система, содержащая сведения о маршрутах, рейсах всех видов транспорта региона для помощи организатору пассажирских перевозок, то есть власти. Конечный пользователь, пассажир, сможет ясно понимать, как ему из любой глухой деревни доехать до Омска или даже в другой регион, используя весь доступный транспорт от автомобильного и железнодорожного до водного. Как все происходит сейчас? Пассажир выбирает себе наиболее подходящий автобусный рейс, планирует ночевку на перекладных, дальнейший путь. И пока нет ресурса, который помог бы власти понять, что этот пассажир, к примеру, приехав в райцентр из деревни в десять утра, пропускает автобус в Омск, отправившийся всего 15 минут назад. Сдвинь мы буквально на 20 минут, непринципиальные для перевозчика, автобусный рейс в Омск, смогли бы сэкономить для человека целый день передвижений. Еще сложнее состыковать рейсы разных видов пассажирского транспорта. Особенно тяжело приходится жителям малонаселенных пунктов. Понятно, что очень удобно, если каждый день утром, в обед и вечером курсирует автобус, но, к сожалению, такие маршруты очевидно нерентабельны – приходится выбирать, организовать в деревню, условно, один рейс во вторник вечером или в пятницу утром. Поэтому хочется прийти к централизованной системе пассажирских перевозок, чтобы комплексно решить эти проблемы для максимально большего количества жителей региона.

– Люди жалуются в Минтранс, да?

– Жалуются. И не только в Минтранс. Разумеется, не получится угодить каждому гражданину, иначе это будет похоже на таксомоторные перевозки. Регулярные все-таки строятся укрупненно по основным ниткам пассажиропотоков.

– Как будет выглядеть предлагаемая вами система? Как сайт? Мобильное приложение?

– Для пользователей, думаю, как сайт, да, для организаторов пассажироперевозок – облачный сервис. В целом это дополнительная функция модуля управления общественным транспортом, уже встроенного в интеллектуальную транспортную систему. Оператор, уполномоченный принимать решение о внесении изменений в какой-то реестр маршрутов, будет иметь возможность заглянуть в систему, получить от нее подсказки, оценить условия, просчитать риски. Гладкость ее работы существенно увеличит вовлеченность территории, создаст более прочные экономические, семейные связи, улучшит условия труда и в целом поспособствует развитию региона.

– Такие маршруты ведь уже предлагает «Яндекс» в любом субъекте страны.

– Конечно, но «Яндекс» полностью опирается на исходные данные организатора перевозок. Соответственно, мы сможем заранее проанализировать маршруты с участием разных видов транспорта и организовать наиболее удобные варианты, максимально сократив временные затраты.

– То есть все решения по пассажироперевозкам будут приниматься в центре?

– Нет, решения будет принимать каждый организатор сам – Минтранс, департамент транспорта Омска, администрация любого района или поселения и т.д. Мы лишь предоставим ресурс для анализа и рекомендаций.

– Несколько недель назад вы представили свою идею министру экономического развития. Что теперь?

– Да, меня спрашивали, как можно помочь в продвижении. Учитывая, что это задумка некоммерческой разработки, никакой выгоды я лично не получу и никаких средств сам в нее вкладывать не буду. Мне просто хочется помочь власти организовать перевозки быстрее, удобнее и эффективнее. Учитывая, что разработка будет происходить на базе модуля управления общественным транспортом, каких-то дополнительных средств это не потребует, сейчас важно грамотно прописать техническое задание для программистов. Как только мы достигнем первого уровня зрелости ИТС, можно будет приниматься за внедрение системы – полагаю, уже в следующем году. На позапрошлой неделе у нас состоялось совещание в формате ВКС с Агентством стратегических инициатив, и специалисты предложили проработать вариант внедрения описанного мной функционала на ГосТехе – там как раз разрабатывается единая цифровая транспортно-логистическая платформа по заказу Минтранса России.

– Получается, эта функция станет доступна и другим регионам?

– Да. Никто, естественно, не может обязать регион использовать те или иные инструменты, но они могли быть заложены в платформу ГосТеха. Также в АСИ предложили второй вариант – продвигать идею через ассоциации транспортных инженеров, логистов и прочих профессионалов отрасли. До 1 сентября я определюсь с конкретным замыслом, подробно опишу его для специалистов и тогда смогу пойти и по этому пути. Спешить не будем – важно сделать все качественно.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 августа 2025 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



© 2001—2025 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/199785