Асият БАГАТЫРОВА, гендиректор АНО «Общественный капитал»: «Скорее всего, стандарт общественного капитала может стать одним из критериев получения любых мер государственного стимулирования»

Дата публикации: 11 октября 2025

«Когда мы проводили оценку компании РЖД, как раз произошел инцидент с котом Твиксом, и мы снизили им баллы». 

В России начали внедрять Стандарт общественного капитала бизнеса – национальный инструмент оценки вклада компаний в устойчивое развитие. Он позволяет системно оценить вклад конкретного предприятия в экономику, социальную сферу и экологию и открыть ему доступ к мерам государственной поддержки. Омская область вошла в 15 пилотных регионов по апробации этого инструмента. Оператором работы, консультантом регионов выступает проектный офис Агентства стратегических инициатив АНО «Общественный капитал». Его генеральный директор Асият БАГАТЫРОВА прилетела в Омск для участия в деловом форуме «Бизнес, Власть, Общество: три силы развития Омской области». Перед самым началом мероприятия она разъяснила пожелания бизнесу журналистам «Коммерческих Вестей» на «кухонных посиделках». Записала интервью обозреватель Анастасия ПАВЛОВА.

– Асият, ваша организация появилась после встречи Президента РФ с предпринимателями, участниками общественной организации «Деловая Россия», на которой Владимир ПУТИН заявил, что в стране необходимо развивать социальный капитал. Но АНО называется «Общественный капитал». Почему произошло это изменение?

– Вы правильно отметили, действительно президент на встрече с «Деловой Россией» говорил о развитии социального капитала бизнеса. Изначально там обсуждалась необходимость развития нефинансовой отчетности, ее стандартизации, поскольку в 2021 году компании заявляли о важности раскрытия нефинансовых данных с точки зрения формирования лояльности потребителей и поставщиков. После начала специальной военной операции работа была переформатирована с учетом того, что большое количество компаний вкладывалось в развитие социальных инициатив, в достижение целей специальной военной операции. Возникло понимание, что стандарт социального капитала бизнеса очень сильно развернулся в сторону социальной повестки. Но в нефинансовую отчетность входит и блок экологии, и блок цифровизации, и блок технологичности, и блок эффективности бизнес-процессов. Поэтому принято решение расширить стандарт нефинансовой отчетности с социального капитала до общественного, таким образом расширяя и повестку устойчивого развития в целом.

– Крупные российские компании уже несколько лет отчитываются по ESG. Все перечисленные вами составляющие там есть. Общественный капитал – это маркетинговая адаптация ESG к нашей территории?

– Работа по развитию ESG-принципов в бизнесе, по развитию стандарта общественного капитала идет в рамках достижения целей устойчивого развития, утвержденных Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году. В проекте постановления о стандарте общественного капитала, которое сейчас находится в аппарате правительства, сказано, что цель стандарта в том числе обеспечить достижение Российской Федерацией целей устойчивого развития. Почему в какой-то момент ESG-повестки стало не хватать? Вы, как представители делового СМИ, понимаете, что никогда не существовало единых критериев ESG для бизнеса…

– Есть рекомендации Центробанка, есть – Московской биржи.

– Рекомендации Центробанка не включают в себя показатели организации деятельности. Не было никогда набора критериев, по которым компания должна раскрываться для обеспечения ее преемственности ESG-повестки. Вместе с тем существовало огромное количество рейтинговых агентств, которые оценивали предприятия по ESG-критериям. Мы в свое время очень плотно работали с Национальным рейтинговым агентством (сейчас с «Экспертом РА», Аналитическим кредитным рейтинговым агентством), и у всех был разный набор показателей, по которым они оценивали бизнес по ESG. Безусловно, какие-то общие критерии есть, но базового подхода, на что ориентироваться бизнесу, нет. Плюс ESG-политика касалась крупного бизнеса. Президент же поставил задачу обеспечить внедрение общественного капитала во всем бизнесе, в том числе малом и среднем, чтобы создание благ для сотрудников, для окружающей среды было условно обязательной задачей для всех российских предприятий. Тем более, если они хотят получать меры государственного стимулирования. Кроме того, президент много раз говорил о том, что ESG-история связана с западными ценностями. Тематика гендерного равенства, толерантности к определенным категориям людей, которая очень четко сформулирована в их показателях, нам не близка. Поэтому-то президент и поручил разработать отечественный стандарт общественного капитала, который, по сути, действительно является ESG в российской интерпретации, с учетом наших национальных приоритетов, семейных ценностей, сохранения экологии и т.д.

– ESG-концепции возникли тогда, когда мы активно интегрировались в Запад, в США. Это разрабатывалось в первую очередь для привлечения инвестиций. Сейчас у нас произошла переориентация на Восток, на Азию, на БРИКС. Может, нет смысла интенсифицировать эти процессы?

– Во-первых, я действительно соглашусь в том, что раньше все называемое ESG-повесткой было взято с западных стандартов – GRI (Global Reporting Initiative), TCFD (Task Force on Climate-related Financial Disclosures). Это было важно для наших бывших западных коллег – интенсивная политика, связанная с сокращением выбросов парниковых газов. Они, кстати, когда ситуация с энергетическим обеспечением ухудшилась, перенесли сроки реализации трансграничного углеродного регулирования, потому что понимают, что сами не вытягивают. Еще хочется сказать в контексте западных ценностей: мы, создавая АНО «Общественный капитал», очень активно работали с западными коллегами, с Организацией экономического сотрудничества и развития в целях обмена лучшими практиками, опытом, в целях обеспечения единой траектории достижения целей устойчивого развития, но после 2022 года они просто прекратили взаимодействие. Нас, конечно, это очень расстраивает, потому что политическая ситуация не должна влиять на глобальное сотрудничество, касающееся высоких задач развития, улучшения жизни людей, качества среды. Вместе с тем, я не соглашусь, что азиатская экономика не внедряет цели устойчивого развития, не ориентируется на ESG-повестку. Мы очень плотно изучали китайский опыт, и хочу сказать, что в Китае в одном из муниципалитетов есть аналог стандарта общественного капитала – он называется «социальный индекс предпринимателя». Он является обязательным для всего бизнеса муниципалитета при получении мер государственного финансирования. Мы полагаем, что и для Китая в первую очередь, и для Индии, и вообще региона БРИКС эта тема достаточно важна и обсуждается в том числе на форумах БРИКС. У нас в планах, кстати, развивать сотрудничество со странами БРИКС по стандарту общественного капитала, мы хотели бы поделиться с ними нашей практикой.

– Как, собственно, выглядит положение компании в рамках стандарта? У кого-то сильная экологическая составляющая, кто-то круто работает, например, в социальном плане, кто-то может похвастать чудесами эффективности управления. Каким образом показатели между собой конкурируют внутри? Или не конкурируют? Либо компания просто удовлетворяет стандарту или нет?

– Отличный вопрос. Слушайте, мы сейчас активно изучаем результаты шести компаний, прошедших оценку, среди которых «Аэрофлот», «Сибэкс» из Екатеринбурга, «ПромЭко», занимающихся уничтожением биологических отходов, НТЦ «Право» (юридическая, консалтинг). Наибольшее количество показателей выполнено у компании «ПромЭко» – 62 балла (из 100). В рамках апробации у нас были такие компании, как ГК «Самолет», ГК «Дело», Сибур и остальные – они набирали достаточно высокие 80–89 баллов.

– Конечно, у них уже давно все отработано.

– Да, у них огромные комплексы, они имеют возможность развивать спорт, свою социальную инфраструктуру. Возвращаясь к вашему вопросу: компания включается в федеральный реестр компаний, прошедших соответствие стандарту общественного капитала, если она набирает 50 баллов. Достаточно просто. Соответствие выдается на три года, но если в течение этих трех лет у компании возникают репутационные риски, чрезвычайная ситуация, которая не соответствует пониманию общественного капитала бизнеса, то у нашей организации есть возможность изъять это соответствие. Для этого мы внедрили такой продукт, как матрица рисков, по которой мониторим деловую репутацию компании, судебные споры, финансовую устойчивость организации. Пользуемся проверенными источниками данных, такими, как «СберАналитика» и Casebook. На ежеквартальной основе анализируем компании, вошедшие в реестр. Когда мы проводили оценку компании РЖД, как раз произошел инцидент с котом Твиксом, и мы снизили им баллы. У ГК «Самолет» была шикарная отчетность за 2023 год, 88 баллов, но в 2024 году они уволили 5000 человек, их финансовая стабильность снизилась. Конечно, это повлияло на их оценку. В итоге у них получилось 40 баллов и они не получили соответствие стандарту общественного капитала бизнеса. Компаниям малого и среднего предпринимательства нужно раскрыть 10–14 показателей из 23. Более высокий балл гарантирует предоставление мер финансового стимулирования.

– Но этих мер еще нет.

– Да, они пока находятся в разработке. Но мы уже готовы предоставить широкий спектр нефинансовых мер поддержки, которые буквально недавно согласовали с руководством Москвы: второй учредитель АНО «Общественный капитал» помимо Агентства стратегических инициатив – правительство Москвы. Это информационная поддержка, популяризация деятельности, размещение наружной рекламы – для компаний из любого региона, вошедших в реестр соответствующих стандартам общественного капитала бизнеса. Сейчас составляем перечень конференций, на которых предприятия абсолютно бесплатно смогут показать свою продукцию, рассказывать о своем опыте, поделиться какими-то решениями, практиками. Это ведь тоже способствует увеличению клиентской базы, поставщиков.

– Вы говорите, что проект стандарта рассматривает правительство, но ведь их было несколько.

– Тут, знаете, очень двоякая история. Сам стандарт общественного капитала одобрен президентом, одобрен на заседании Наблюдательного совета АСИ еще в прошлом году. По итогам этого заседания и было поручено Министерству экономического развития разработать проект постановления о стандарте общественного капитала бизнеса и меры стимулирования для компаний, которые прошли оценку. Проект разработали мы. Сейчас он в аппарате правительства уже на финальной стадии рассмотрения, но любой предприниматель, любая организация уже может с ним ознакомиться в «Консультанте». Максим Станиславович ОРЕШКИН прямым текстом сказал, что плодить документы не нужно: будет один стандарт, и все, что раньше называлось устойчивым развитием, станет называться общественным капиталом бизнеса. Мы сейчас снимаем некоторые разногласия, которые есть с Минфином, с деловыми объединениями.

– Что за разногласия?

– Там очень много технических вопросов, например, является ли реестр компаний, которые мы публикуем на сайте «Общественного капитала», государственной информационной системой или нет. Если это ГИС, то у него должно быть соответствующее регулирование. Мы отрабатываем это с Минцифры. Допустим, у нас в проекте постановления по стандарту общественного капитала раскрытие нефинансовой отчетности рекомендовано госкорпорациям, публичным акционерным обществам, представителям крупного бизнеса. Они очень переживают, что это станет обязательным. Например, Россети, РусГидро почти на 100% обеспечиваются из федерального бюджета: они боятся не получить какую-то субсидию из-за, предположим, низких показателей по стандарту общественного капитала. Да и просто раскрывать чувствительную информацию. Мы уже прописали в проекте постановления, что раскрытие по стандарту полностью добровольно. То, что является чувствительным для компании, то, что может повлиять на включение в санкционные списки, можно не раскрывать.

– В интервью РБК в Уфе вы сказали, что у вас стоит KPI на 10 тыс. организаций на 2027 год. Кто вам его поставил и как он выглядит? Это и правда подводит к мысли об обязательности для бизнеса.

– Учитывая, как быстро все меняется в правительстве Российской Федерации, мне кажется, что-то прогнозировать очень сложно. Расходы региональных бюджетов растут, растет необходимость внебюджетных источников финансирования реализации национальных проектов. Безусловно, мы понимаем, что, скорее всего, стандарт общественного капитала может стать впоследствии одним из критериев получения любых мер государственного стимулирования. Говорить, что это когда-то будет обязательным, наверное, неправильно, потому что, в целом, развитие стандарта общественного капитала это благая история, которая обеспечит улучшение социального состояния населения в Российской Федерации, повышение качества жизни, контроль за экологическим положением. Сейчас все очень разрозненно, корпоративная культура бизнеса достаточно разноплановая, и как раз стандарт общественного капитала призван ее стандартизировать. Мы везде говорим, что ничего нового не придумываем, только формализуем подходы, принципы работы с нефинансовой отчетностью, стараемся мотивировать средний и малый бизнес раскрывать ее, тоже, как и крупные предприятия, вкладываться в социальное развитие своих сотрудников и тех, кто находится рядом.

– Вы говорите, что это не только добровольно для компаний, но и бесплатно. Что с источниками финансирования вас самих? При валовом росте подач заявок это потребует немалых денег.

– Наш единственный источник финансирования – правительство Москвы. Что касается возрастающего количества заявок, хочу сказать, что один из принципов работы по стандартам общественного капитала – прозрачность. На сайте «Общественного капитала» мы создаем платформу, на котором проведение оценки будет полностью автоматизировано. Часть показателей, характеризующих устойчивость компании, будем подтягивать из открытых источников: ФНС, Росстат, базы данных по судебным делам. В соответствии с методологией каждый показатель должен быть документально подтвержден. Документы тоже будет обрабатывать искусственный интеллект. То есть оценка будет проводиться с минимальным участием людей. Конечно же, на первом этапе, может быть, в течение года мы планируем все мониторить сами, но в дальнейшем все будет происходить автоматизированно.

– Вся эта система стандарта является результатами вашей интеллектуальной деятельности.

– Да, конечно.

– У вас сказано в уставе, что вы имеете право, распоряжаться данными, отчуждать их, безвозмездно владеть ими как результатами вашей интеллектуальной деятельности. А компании приходят к вам в нижнем белье. Означает ли все это, что вы можете передавать их информацию куда-то еще, в том числе продавать?

– Юридически у нас действительно заявлена формулировка «интеллектуальная собственность», но в рамках прохождения оценки мы подписываем с каждой компанией соглашение о неразглашении данных. Вне зависимости от того, соответствует предприятие стандарту общественного капитала бизнеса или нет, мы не имеем право опубличивать информацию, которую нам предоставили, без разрешения. Отдельно мы подписываем с каждой компанией индивидуальный договор о том, что гарантируем сохранность и неразглашение данных любым третьим лицам. Что касается интеллектуальной собственности, имеются в виду разработки по методологии. За полгода мы разработали огромное количество документов, разработали большую методологию оценки компаний, разработали матрицу рисков компаний, разработали различные регламенты, алгоритмы проведения верификации. Вот эту методологию мы может передавать и продавать. Это не имеет отношения к данным, которые нам предоставляют предприятия.

– Расскажите об апробации стандарта.

– Мы получили 40 заявок, 24 компании прошли оценку: Сбер, Сибур, небольшие предприятия. Именно апробация и подтолкнула нас к существенному сокращению количество оптимальных показателей для субъектов МСП с 45 до 23. Тут необходимо соблюсти баланс между небольшой затратностью трудовых ресурсов на заполнение анкеты и горизонтом роста. На наш взгляд, 23 показателя – сбалансированный базовый набор, мотивирующий на дальнейшее раскрытие информации простотой заполнения анкеты. Также мы пересмотрели подходы к расчетам управленческих расходов. У нас же очень большое количество показателей считаются, исходя из социальных расходов, то есть расходов на развитие социальных инициатив, спорта, культуры. Считать это разными проектами или все же одним? С этим тоже разобрались. Плюс в методологии мы учитываем ЭКГ-рейтинг, он составляет 33% от результата оценки. В рамках апробации столкнулись с тем, что, к примеру, у финансовых организаций нет ЭКГ-рейтинга. Пришли к тому, что будем дозапрашивать его в индивидуальном порядке в аппарате полномочных представителей президентов в округах, которые являются организаторами этого процесса.

– Проект стандарт на вашем сайте разделяет компании на имеющих свыше 10 млрд выручки и меньше.

– Мы разделяем все компании на крупный бизнес и на малый, да. Для крупного бизнеса 91 показатель, для малого бизнеса 45. Вместе с тем, мы еще в рамках разработки методологии сформировали базовый и расширенный перечень показателей. Например, ДОМ.РФ как крупный бизнес должны раскрыть больше 45 показателей, но они не могут этого сделать, поэтому мы им предложили раскрыть нефинансовую отчетность по базовому перечню для крупного бизнеса.

– А с малым и средним бизнесом вы ориентируетесь на критерии налоговой инспекции? Выручка, количество сотрудников и прочее.

– Здесь все просто. Достаточно включения компании в реестр субъектов МСП.

– С какого порога МСП имеет смысл к вам приходить?

– Действительно хороший вопрос. Наверное, с любого. Когда мы проводили апробацию, у нас были небольшие консалтинговые фирмы с 2–3 сотрудниками…

– А зачем им это?

– Им же важно рассказывать о себе. У небольших компаний нет такой возможности популяризации своей деятельности, какая есть, например, у крупного бизнеса, у крупных консалтеров. Они видят в нас возможность лишний раз заявить о себе, о своей работе, о своих исследованиях. Плюс соответствие стандарту общественного капитала – преимущество в наборе квалифицированных кадров. И не забывайте о мерах финансового стимулирования, которые, напомню, пока в разработке.

– Вы будете пилотировать внедрение стандарта общественного капитала в 15 регионах России, прямо скажем, не самых процветающих. Многие компании, особенно малый бизнес и даже средний, живут по принципу «не до жиру, быть бы живу». Как их мотивировать развивать свой общественный капитал?

– Я считаю, что те регионы, с которыми мы работаем, имеют большой потенциал. Сахалинская область, Омская, Башкортостан – серьезные, сильные регионы. На прошлой неделе мы выступали на форуме в Башкортостане, и предприниматели прямо на месте подавали заявки, я даже не ожидала, что будет такая конверсия. Президент говорил об этом: что российский бизнес ответственный, он уже очень многое делает. Наша задача на самом деле просто рассказывать об этом, дополнительно информировать предпринимателей, как можно продолжать делать то, что они уже делают, без особых финансовых затрат. У нас создается академия общественного капитала, которая будет в себя включать набор очных и онлайн-курсов с реальными лучшими практиками, решениями, в том числе нефинансовыми, которые компания может внедрить для того, чтобы показать свою ответственность и пройти оценку соответствия стандарту общественного капитала. Мы не ждем сейчас массового потока оценок, понимая, что на самом деле это сложная история. Но мы готовы работать, рассказывать, мы открыты для взаимодействия. Многие компании, которые приходят на оценку, просят разработать для них стратегию за деньги, но мы отвечаем, что делаем все бесплатно. По итогам общения с коллегами получаем обратную связь, что подготовка к оценке повышает эффективность внутренних бизнес-процессов организации. Получат они соответствие стандарту или не получат, они уже проводят внутренний аудит своих процессов, политик, практик, выявляют устаревшее, неактуальное, требующее пересмотра.

– А приведите примеры практик без затрат.

– К примеру, в Москве есть программа «Мой район». В ее рамках управа Москвы обязана обеспечить благоустройство территории – заменить лавочки, асфальт, посадить деревья, покрасить заборы и т.д. Все это она осуществляет через портал поставщиков, конкурсную процедуру, тратит на это средства. Теперь же, когда появился стандарт общественного капитала, мы сформировали перечень компаний, которые получили соответствие и в рамках программ корпоративного волонтерства готовы выполнять работы за свой счет.

– Но ведь это стоит бизнесу денег.

– Не такие уж и большие затраты – до 100 тыс. рублей. Компании ведь добровольно приняли участие в программе корпоративного волонтерства. Они и до стандарта общественного капитала что-то рандомно пытались сделать, а теперь это просто сведено в систему. Но мы, конечно, рассказываем и про обучающие программы, программы менторства, наставничества внутри организации и т.д.

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 сентября 2025 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



© 2001—2025 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/200352