В ретроспективной экспозиции собраны произведения из самых значимых серий.
В Либеров-центре открылась выставка «Миры и образы Риммы Петровны Камкиной» (0+), посвященная 95-летию со дня рождения художницы.

Римму КАМКИНУ (1930–2022) связывала с музеем давняя и крепкая дружба, она не раз проводила здесь свои персональные выставки, и сейчас в экспозиции представлены работы из музейных фондов, а также из семьи художницы.

– К какой бы теме ни обращалась Римма Петровна, а здесь представлены и город Тара, и Прибалтика, и Санкт-Петербург, и любимая пушкинская тема, ко всему она подходила с душой и сердцем. Ее творческий путь в художественной культуре Омска отличается неповторимым своеобразием: он проникнут индивидуальным душевным богатством, поражает целеустремленной творческой энергией, – подчеркивает куратор выставки Галина ЛУЗЯНИНА.

В творчестве Риммы КАМКИНОЙ отразились характерные для эпохи направления: городской пейзаж, натюрморт, деревенские и индустриальные мотивы, но все это действительно наполнено особой лирикой.

В 1967 году акварели Риммы КАМКИНОЙ вошли в экспозицию престижной выставки «Сибирь социалистическая». С этого времени художница является активной участницей зональных, республиканских, всероссийских и зарубежных выставок, а в 1973 году с серией «По Прибалтике» вступает в члены Союза художников. Творческий рост омской акварелистки совпал с бурным развитием искусства акварели в стране.

При этом она нашла свой узнаваемый авторский стиль. Художница уверенно работает с акварелью, чувствует ее водную стихию. И в любой манере, от взволнованной, темпераментной до мягкой, нежной, а порой и жесткой, рациональной, передает в первую очередь настроение и атмосферу.

В работах КАМКИНОЙ очень тонкая и легкая цветовая палитра, цветовые соотношения, несмотря на то, что иногда это почти гризайль (работа с оттенками одного цвета).

Особыми темами в творчестве Риммы Петровны стали Пушкин, чьи строки пленили еще со школьных лет, и Санкт-Петербург. У нее сложилась собственная Пушкиниана, и образ поэта в ней – свой, личный, такого не встретишь больше ни у кого.

В изображении Петербурга и отношении к нему художница тоже следует за Пушкиным – он первым из литераторов воспринял этот город как некое живое существо с неповторимым ликом и характером, ощутил его мистицизм. И Петербург КАМКИНОЙ – это тоже особый мир, реальный и немножко потусторонний.

Помимо акварели, Римма Петровна владела и формой выразительного натурного рисунка, для которого она выбирала ручку с пером. Один такой рисунок презентовала на выставке директор музея «Либеров-центр» Елена БУЙНОВА.

– Это было в 2018 году в Ночь музеев, – рассказала она. – Вот тут у нас в кабинете был «Кабинет Поэта». На стене были развешаны акварели Риммы Петровны, а сама она сидела за столом, иногда общалась со зрителями, иногда что-то черкала перышком на бумаге, делала зарисовки. Одну из зарисовок я сохранила – это наш кабинет. Я считаю, что это уже такой раритет, автограф, который я передаю сегодня в коллекцию нашего музея.

Творческое наследие Риммы Петровны КАМКИНОЙ хранится не только в музейных и частных коллекциях, но и в ее семье. На открытии выставки присутствовали ее дочь Ольга ПЕТЕРС и внучка Дарья МАТВЕЕВА.

– Мы с сестрой росли в атмосфере маминого творчества, – поделилась воспоминаниями Ольга. – Днем у нее была какая-то производственная работа, а вечером она всегда садилась с бумагой, водой, кистями, акварельными красками и начинала рисовать. Потом мы уже ложились спать, а она все сидела. Обычно на кухне, но она везде могла найти себе место. И я смотрю сейчас на эти работы – как будто с ней встретилась. До того они мне родные и близкие!

– На выставке представлены акварели с Пушкиным, а я помню, как бабушка делала рисунки, – продолжает Дарья. – Делала пером, тушью, там были нарисованы еще какие-то мелкие вещички: корзинка, яблоки. Я так любила все это разглядывать. Помню, на столе стояла лампа, похожая на луну, и под звуки штрихования, под скрип пера я засыпала, а утром бежала смотреть наброски, которые созданы за ночь. В Пушкинской серии мне особенно нравится Пушкин, изображенный маленьким, с такими пухлыми щечками. Я нигде больше такого не видела, хотя у нас дома есть книга с его портретами разных авторов. Но у моей бабушки он самый прелестный.

Выставка «Миры и образы Риммы Петровны Камкиной» ждет посетителей до начала ноября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ
