Такие специализированные выставки в России ещё не проводились.
В Омском историко-краеведческом музее открылась выставка «Узоры Севера в ложках». На выставке представлено 146 ложек, из них около 80 изготовлено в XIX веке. Все они впервые экспонируются в Сибири.

Выставочный проект предоставляет омичам возможность познакомиться с историей возникновения народного художественного промысла – изготовления черни на ложках мастерами Великого Устюга и Вологды с XIX века до наших дней. Черневое дело – это нанесение на металл узора при помощи смесей сульфидов серебра, свинца, меди и серы, которые при обжиге сплавляются с поверхностью металла, при этом создавая контрастный тёмный рисунок.

Все предметы на выставке составляют частную коллекцию Игоря Васильевича КОРАБЕЛЬНИКОВА, профессора, доктора медицинских наук. Он работает и живет в городе Сыктывкар. Игорь КОРАБЕЛЬНИКОВ: рассказал о том, как формировалась коллекция ложек, в чём её особенность и какие предметы в ней можно считать наиболее особенными:
– Начал я собирать коллекцию с того, что находясь в Словакии, на отдыхе купил около десяти сувенирных ложек. Потом где бывал в разных городах всегда покупал ложки. Так я заболел ложками. Когда их накопилось около сотни, решил их систематизировать. Мы с утра до вечера общаемся с ложками, но этот предмет как-то обделен вниманием. Есть музеи исторические, краеведческие, оружия, автомобилей, а вот ложек нет. Правда, в Вологде есть частный музей ложек. На этой выставке все ложки сделаны вручную. Сегодня при современной технологии их можно штамповать тысячами. А в эти ложки ручной работы мастера вкладывали в них любовь и душу.

Игорь КОРАБЕЛЬНИКОВ ответил на вопросы организаторов и посетителей выставки:
– Где вы храните ложки?
– Самые ценные ложки я храню в Госбанке. Остальные находятся на выставках.
– Сколько у вас собрано в коллекции ложек?
– Около шести тысяч.
– Ваши друзья дарят вам ложки?
– Конечно, дарят. Например, мой друг побывал в Италии. Привез мне оттуда ложку, сделанную из пепла, что выбросил вулкан Везувий. Так как эта ложка сувенирная, то она имеет большой размер.
– А вы дарите друзьям ложки?
– Да, я тоже дарю своим друзьям ложки.
– Где вы приобрели последнюю ложку?
– Вчера я купил в Омске две ложки в сувенирном магазине.

Далее Игорь КОРАБЕЛЬНИКОВ рассказал, как мастерство изготовления ложек передавалось от одного поколения к другому:
– Раньше не было училищ, где бы готовили мастеров по черни ложек. Просто мастер брал в обучение мальчишек и передавал им своё искусство. Например, известный мастер Федор Бушковский взял в обучение на шесть лет Илью Минеева. По окончании срока обучения Минеев должен был отработать в мастерской Бушковского несколько лет. Но Минеев ушел от Бушковского к мастеру Александру Жилину. Возможно, Жилин платил больше. Однако считается, что мастер Минеев был учеником как Бушковского, так и Жилина. У Александра Минеева был ученик Михаил Кошков. Благодаря Кошкову сохранилась «Северная чернь». Кошков передал секреты своего мастерства своему племяннику Чиркову. После революции 1917 года Чирков создал артель, а потом она стала предприятием. К сожалению, у вологодских мастеров преемственности не получилось. Таким образом, мастерство вологодских мастеров закончилось в XIX веке.

Представляем фотографии ложек, демонстрировавшихся на выставке. Это работы мастеров из Вологды, Великого Устюга и Москвы.

Михаил Павлович Чирков (1866–1938) долгое время работал один. Он не имел ни учеников, ни последователей. В начале XX века в Великом Устюге он остался единственным из всех мастеров. Михаил Чирков был хорошим гравером, искусным мастером наводки черни.

На двух стендах выставлены изделия, изготовленные вологодским мастером Михаилом Чулковым в 1830-х годах.

На первом стенде – пять его ложек, на втором – вилка, нож и ложка. Шесть ложек хранятся в Вологодском музее заповеднике.

Федор Климентович Бушковский (1778–?) – мастер резного и черневого дела. В 1823–1825 годах был головой ремесленного дела в Великом Устюге. Он являлся одним из лучших мастеров своего времени. Наносил чернь на ложки, табакерки, иконы и чарки.

Александр Жилин (1800–1842) – мастер черневого дела. Жил и работал в Великом Устюге. Его ложки представлены на выставке. Он также выполнял работы по золочению и гравировки других предметов.

Сакердон Скрипицын – выдающийся вологодский мастер нанесения черни на серебряные изделия. В 1839 году участвовал в выставке в Санкт-Петербурге. На данной выставке представлены его две ложки и вилка.

Представлены серебряные ложки с чернью мастера Ильи Минаева (Вологда, 1840) и мастера Ивана Зуева (Вологда, 1843).

Особый интерес вызывают ложки, на которых нанесены узоры в виде разных растений.

Наводками черни на серебро после Вологды и Великого Устюга начали заниматься в Москве. На выставке представлены ложки, сделанные московскими мастерами Максимом Фунтиковым и Михаилом Чеварзиным в 1860–1880 годы.

Стенд с ложками, на которых мастера нанесли сюжеты из сказок А.С. Пушкина (Великий Устюг, 1930–1970).

Ложки с изображениями олимпийского мишки (Великий Устюг, 1980).

Стенд с серебряными изделиями, сделанными мастерами в Великом Устюге в 1960–1990 годы. На изделия нанесены геометрические узоры.

Выставка будет работать до 11 января 2026 года.

Справка
Для Великого Устюга XVIII век был временем наибольшего расцвета искусства черни. До сих пор остаётся загадкой, откуда и когда в этот город впервые пришло черневое мастерство. Развитию черневого производства в Великом Устюге способствовало то, что город до конца XVII века являлся центром, в котором скрещивались торговые пути, идущие в Сибирь. Именно из Сибири в Великий Устюг поступало большое количество серебра.
В 1929 году по инициативе Чиркова была организована экспортная мастерская по изготовлению серебряных с чернью изделий. В 1933 году она была реорганизована в артель «Северная чернь».
Важным событием в жизни «Северной черни» стала всемирная вставка в Париже в 1937 году. Устюжское черневое серебро получило мировое признание. Каждая сохранившаяся ложка до наших дней представляет собой историческую и культурную ценность для нынешних и будущих поколений.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ
