Виктор БУРГЕР, «Сириус 55»: «Региональный центр с закрытым образовательным пространством за высоким забором и глубоким рвом с водой – это не тот вариант, к которому стоит стремиться»

Дата публикации: 18 октября 2025

Государство уже давно подвигает нас к тому, что нельзя обособляться в рамках одного учреждения. Если в школе А нет мастерской, а рядом в школе Б – отличная, что мешает поделиться? 

Летом на одном из комитетов Законодательного собрания Омской области депутаты обсудили деятельность БУ Омской области дополнительного образования «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус 55». Обозреватель «Коммерческих вестей» Полина МАМОНТОВА обратилась к директору Центра Виктору БУРГЕРУ и узнала, почему учреждение использует не стационарную модель работы, а распределенную, сколько детей ежегодно занимается в «Сириус 55» и какие направления деятельности являются ключевыми.

– Виктор Викторович, расскажите об истории создания в Омске центра «Сириус 55».

– Все знают центр «Сириус», созданный Образовательным Фондом «Талант и успех» по инициативе Президента России на базе олимпийской инфраструктуры в Краснодарском крае в 2015 году. Затем было принято решение о создании центров во всех регионах страны, что и было реализовано в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Юридически «Сириус 55» был создан в 2021 году путем реорганизации государственного предприятия «Спортивно-восстановительный центр». Образовательную деятельность осуществляет с 2024 года. Региональные центры создаются не по образу и подобию федерального центра, а с учетом региональной специфики. Конкретные решения по ведущим направлениям деятельности центра, культивируемым наукам, видам спорта и искусств принимаются каждым регионом самостоятельно.

– В июле на комитете по собственности, когда обсуждали «Сириус 55», много говорили об отсутствии собственной базы у центра. Какие помещения у вас есть?

– Юридически на текущий момент Центр не имеет недвижимого имущества. Фактически мы размещаемся в находящихся у центра в безвозмездном пользовании помещениях, предоставленных нам бюджетным учреждением «Омскоблстройзаказчик» на 8-й Марьяновской. Там располагается офис – администрация и организационно-методическая служба. Также там размещается Центр отбора граждан на военную службу по контракту, обеспечение функционирования которого – одна из задач административно-хозяйственного персонала нашего центра. Непосредственно образовательный процесс по данному адресу не осуществляется.

Помещения центра, а это два смежных корпуса 1975 и 1987 годов постройки общей площадью более 4 тысяч кв.м, подлежат капитальному ремонту. Итогом ремонтных работ должно стать создание стационарной образовательной базы, включающей в себя учебные аудитории, кампус для одновременного проживания 120 обучающихся, учебно-вспомогательные, досуговые и спортивные помещения, столовую и кабинеты. В 2024 году министерством образования было разработано технологическое задание на капитальный ремонт помещений с элементами реконструкции, но в связи с тем, что появилась идея размещения центра в здании бывшего Кадетского корпуса, дальнейшие работы по проектированию были приостановлены до принятия окончательного решения о месте нахождения центра. Поэтому в настоящее время он функционирует по распределенной модели.

– Что это такое?

– Она заключается в консолидации материально-технических и организационно-педагогических ресурсов образовательных организаций различных типов при ведущей роли регионального центра в условиях отсутствия у него стационарной образовательной базы. Целью взаимодействия центра с организациями-партнерами является реализация образовательной политики региона через построение системной работы, направленной на обеспечение необходимых образовательных ресурсов для выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности.

Практически все региональные центры при создании прошли этап функционирования в рамках распределенной модели, в отдельных регионах такая модель деятельности закрепилась. Не берусь оценивать, хорошо это или плохо, но точно знаю, что распределенная модель требует от руководства и сотрудников регионального центра дополнительных усилий по консолидации многих игроков из разных команд, подчас говорящих на разных языках на одном игровом поле.

– Расскажите о направлениях деятельности центра «Сириус 55».

– У нас два основных направления: образовательная и организационно-методическая деятельность. Образовательная – это реализация дополнительных общеобразовательных программ. Она осуществляется в трех форматах: профильные смены, очные программы и дистанционные.

– Что представляют собой региональные профильные смены?

– Это пятидневные образовательные интенсивы, в рамках которых дети со всего региона, прошедшие конкурсный отбор, приезжают в Омск и осваивают дополнительные общеобразовательные программы. Они занимаются на базе ведущих вузов и ссузов, образовательных площадках регионального центра. Собственно образовательная программа профильной смены – это 20 или 30 академических часов углубленных занятий, за рамками которой дети включены в культурно-досуговую и просветительскую деятельность.

– И это все бесплатно для родителей?

– Да. Проживание, питание, оплата труда штатных и привлеченных педагогических работников, как и подвоз к местам проведения занятий – все это оплачивается за счет средств регионального бюджета. Единственное, что мы не обеспечиваем, – это подвоз ребенка. Это ложится на плечи родителей. И, на мой взгляд, это своеобразный неформализованный индикатор эффективности деятельности нашего центра. Думаю, папа с мамой не везли бы нам детей за десятки, а то и сотни километров, из дальних районов, если бы не видели результата. А бывает, что ребята приезжают и по 2–3 раза, а есть и те, кто за 1,5 года работы «Сириус 55» побывал у нас 7 раз.

– А так можно?!

– Можно. Ограничений нет. Если ребенок проходит по критериям, предъявляемым программой, мы его берем.

– Как часто проходят профильные смены и сколько детей к вам приезжает одновременно?

– В прошлом году их было 29. А в среднем по 75 человек, это 5 групп по 15. В этом году состоится 23 смены. Первый поток: февраль-апрель, второй: сентябрь-декабрь. Но теперь мы приглашаем не по 75, а по 120 детей в среднем, соответственно, 8 групп по 15 детей. Дело в том, что согласно условиям нацпроекта в первый год работы мы должны были выполнять 50% от плана, в этом – 75%.

– У вас и план есть?!

– Конечно, и мы его, кстати, успешно выполняем! На следующий год задача выйти на 100%, поэтому увеличим количество смен до 31 при средней наполняемости 120 человек. Поскольку количество детей увеличилось, «Оптимист» нас не смог принять. Губернатор увеличил финансирование деятельности центра на 2025 год. По результатам конкурсных процедур местом проживания участников региональных профильных смен в текущем году стал Гостиничный комплекс «Иртыш». Ребята размещаются в комфортных условиях, им обеспечено пятиразовое питание.

– С какого возраста вы принимаете детей?

– Нашей целевой аудиторией являются школьники 5–11 классов.

– Где проходят образовательные программы в рамках профильных смен?

– Первым нашим партнером в марте 2024 года стал ОГУ имени Достоевского. Именно с этим вузом мы организовали первую профильную смену, реализовывали программы с химическим и физическим факультетами. За прошедший период совместной деятельности спектр совместно реализуемых программ значительно расширился и охватывает разные отрасли науки и жанры искусства. В том же году нашими партнерами стали педагогический и технический университеты, с осени 2024 года мы реализуем совместные программы в области искусства с музыкально-педагогическим колледжем. В 2025 году нашими партнерами стали медицинский и аграрный университеты, промышленно-экономический колледж. Совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом реализуем очные программы на образовательных базах центра в Инженерном лицее ОМАВИАТ и на Станции юных техников. Спортивная школа №15 и Федерация шахмат Омской области являются нашими партнерами в реализации программ профильных смен на образовательной базе центра в ЦДНВ «Исток».

– Какой объем у вас очных и дистанционных занятий?

– Большой. На очных программах в течение календарного года у нас должно обучиться не менее 420 человек, а на дистанционных – в десять раз больше – более 4 тысяч. Такой значительный объем программ, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий, обусловлен задачей выравнивания доступности качественного дополнительного образования для детей вне зависимости от того, где проживает ребенок – в крупном мегаполисе или отдаленном малом населенном пункте.

– Откуда родители, дети узнают о вас?

– Источником информации о реализуемых центром программах прежде всего являются официальный сайт центра и ГИС «Навигатор дополнительного образования Омской области», где размещается не только вся актуальная информация о программах, но и организуемых и проводимых центром олимпиадах, конкурсах, фестивалях и многом другом. Мы организуем централизованное информирование через муниципальные органы управления образованием посредством информационных писем. Плюс за 1,5 года работы накопили базу, по которой делаем веерные рассылки, в частности, напрямую отсылаем приглашения образовательным организациям.

– А ограничения по количеству участников есть в дистанционном формате?

– На дистанционные программы набираем до 20 человек, но, конечно, есть ситуации, когда можем взять дополнительно. Здесь главное – учесть интересы детей. Участники наших дистантов при прочих равных условиях имеют приоритетное право для попадания на профильные смены.

– Получается, на ваши смены не так просто приехать?

– Конечно, у нас идет отбор! Общие критерии определены Попечительским советом, при этом каждая образовательная программа может иметь свои специфические критерии.

– Сколько у вас сотрудников занимается педагогической деятельностью?

– В 2023 году, когда я пришел в «Сириус 55», то был один. Когда мы стартовали в 2024-ом, педагогических работников стало трое. Сейчас штатных педагогов дополнительного образования, для которых наш центр является основным местом работы, всего 2 человека, значительна доля педагогов-совместителей с неполной академической нагрузкой – на текущий момент 35 человек. Для реализации программ в рамках профильных смен мы привлекаем преподавателей по договорам гражданско-правового характера или заключаем договоры с вузами на оказание образовательных услуг.

В штате центра работают 15 специалистов в области организационно-методической деятельности, это те, кто организуют набор на программы, осуществляют методическое и информационное сопровождение деятельности центра, организацию и проведение мероприятий. «Золотой фонд» нашего центра – 14 педагогов-организаторов и 6 вожатых, которые круглосуточно сопровождают участников региональных профильных смен.

– На заседании комитета Заксобрания речь шла о дорогостоящем оборудовании центра, которое простаивает. Что с ним не так?

– Федеральные средства на приобретение оборудования были выделены Омской области единожды в 2024 году. На них с региональной долей софинансирования министерством образования Омской области было приобретено оборудование по ведущим направлениям деятельности центра – «Наука», «Искусство» и «Спорт». Перечень оборудования определялся экспертным советом центра. После приобретения через министерство имущественных отношений оборудование было передано в оперативное управление центру. Но в связи с отсутствием собственных образовательных площадей было размещено на площадках подведомственных министерству образования учреждений – центр духовно-нравственного воспитания «Исток», областная станция юных техников, инженерный лицей, музыкально-педагогический и промышленно-экономический колледжи. Они предоставили региональному центру в безвозмездное пользование соответствующие площади. В настоящее время осуществляются юридические процедуры по предоставлению центру площадей аграрно-технологическим колледжем.

Но что вкладывается в понятие «эффективное использование»? Если в кабинете химии много оборудования, это не значит, что все достаем и начинаем по очереди использовать! Невозможно интерактивный атлас листать 24 часа в сутки! Что является мерилом эффективности деятельности бытовой стиральной машины? Непрерывная работа в режиме 24/7 или качественный результат стирки в ускоренном режиме? Ответ очевиден. Все приборы и устройства у нас применяются в рамках образовательной деятельности в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. В том числе в целях эффективного рационального использования оборудования центром привлекаются специалисты из других регионов.

– Кроме плана есть параметры, по которым ваши учредители определяют эффективность учреждения?

– Есть, это государственное задание. Финансирование центра зависит от того, какое количество человеко-часов в рамках реализации образовательных программ, численность участников и количество мероприятий определены учредителем центру на финансовый год. От выполнения данных объемов зависит объем финансирования. Кроме того, в соответствии с условиями национального проекта в первые три года функционирования регионального центра федеральным центром доводятся объемные показатели деятельности, которые являются обязательными.

– В чем состоит организационно-методическая деятельность центра?

– Во-первых, это организация Всероссийской олимпиады школьников. Ранее ею занимался Институт развития образования Омской области, а в 2024 году направление передали нам. Мы осуществляем организационно-методическое сопровождение школьного и муниципального этапов. Являемся оператором регионального этапа, который проводим в Омске совместно с вузами и ссузами. Полностью организуем участие победителей во всероссийском этапе – возмещаем средства на проезд, заключаем договоры с сопровождающими и т.д. В 2026 году планируем создать для победителей регионального этапа программы подготовки к всероссийскому.

– Когда ваше здание отремонтируют, сможете заниматься с еще большим числом детей?

– Создание структурно-функциональной модели деятельности регионального центра, в основе которой лежит стационарный принцип организации деятельности кампуса и образовательного пространства, бесспорно, является нашим приоритетом, но на основе уже приобретенного опыта могу выразить свою позицию: региональный центр с закрытым образовательным пространством за высоким забором и глубоким рвом с водой – это не тот вариант, к которому стоит стремиться.

– К какой модели вы стремитесь?

– В основе должна лежать стационарная, но с возможностью использования ресурсов сторонних организаций. Государство уже давно подвигает нас к тому, что нельзя обособляться в рамках одного учреждения. Если в школе А нет мастерской, а рядом в школе Б – отличная, то что мешает поделиться? Ничего! Но только в том случае, если мыслить государственно. Если мыслить же местечково: «я пол покрасил, а придут чужие и натопчут», то причин может быть много! Мы все живем в одном государстве, в одном бюджете. Для таких случаев в законе об образовании зафиксирована сетевая форма реализации образовательных программ. И это правильно, нельзя в каждой школе создать «IT-КУБ» или «Кванториум»! И не нужно! Важно во благо детей использовать имеющиеся ресурсы совместно, замещая дефициты одной организации профицитами другой. Чужих детей не бывает – бывают взрослые руководители, образовательная деятельность которых ограничивается входной дверью вверенного им государством учреждения.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 1 октября 2025 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



© 2001—2025 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/200485