Есть китайские банки, но у них очень быстро меняется политика. Есть сербские банки, которые еще проводят транзакции с Россией и перечень юрисдикций поменьше – например, в Малайзии.
В Cosmos Omsk Hotel в рамках Североазиатского международного форума «Право для бизнеса», организованного юридической компанией «Лексфорт» и маркетинговым B2B агентством partisans, в сентябре прошла панельная сессия, посвященная актуальным проблемам внешнеэкономической деятельности. Представляем читателям выступление на этом мероприятии партнера Uppercase Legal Анжелики ТАРАНОВОЙ:
— К сожалению, санкции работают таким образом, что часть ваших зарубежных контрагентов может опасаться взаимодействовать с российским бизнесом напрямую. Выход – в оформлении абсолютно легальной компании в иностранной юрисдикции. Это выход на новые рынки, взаимодействие с новыми контрагентами, большие платежные возможности.
Первый вариант – Гонконг. Его специфика в том, что там возможно регистрировать компании полностью удаленно через сервис-провайдер и получить нулевую налоговую ставку в случае, если деятельность компании никак не связана с территорией Гонконга. Это не считатся офшором. Соответственно, предприятие не должно подписывать договоры на территории Гонконга, заключать контракты с контрагентами Гонконга или осуществлять местную деятельность. Компания может быть торговой, сервисной, любой. Гонконг регистрирует предприятия, даже если акционеры и директора имеют паспорт Российской Федерации.
Специфика Гонконга еще и в том, что большинство местных банков не откроет счет бизнесу с российскими корнями. Это многих ограничивало и пугало в последние годы. На самом же деле гонконгские компании могут иметь счета по всему миру – в Турции, в Казахстане, на Маврикии и в других юрисдикциях.
Второй вариант – Сингапур, более престижная азиатская юрисдикция с разными возможностями по налогам. Сингапур работает с гонконгскими контрагентами. Там недорогое обслуживание, но множество возможностей для работы по миру.
Объединенные Арабские Эмираты стали выходом для российского бизнеса на Ближний Восток. Эмираты в текущий момент в нейтральном статусе. Там можно зарегистрировать компанию, получить резидентство акционеру, директору, подписанту и сотрудникам, если это необходимо. Местные банки открывают корреспондентские рублевые счета. Но это не работает, если бизнес открыто предназначен для поставки в Российскую Федерацию санкционных товаров.
Это ведущий центр торговли с прозрачной и гибкой системой ведения бизнеса, развитой регуляторной базой, привлекающий стартапы, предоставляющий лицензии, субсидии, гранты на инновационные продукты, это транспортный хаб, из которого удобно летать в другие страны. Но на Эмираты оказывается огромное внешнее политическое давление. Поэтому комплаенс очень сильно ужесточился.
Постепенно в Российской Федерации набирает популярность такая экзотическая юрисдикция, как Маврикий. Остров продолжил поддержку бизнеса с российскими корнями и предоставил большой перечень возможностей. В том числе есть маврикийские банки, у которых открыты корреспондентские счета в России с возможностью расчетов санкционных российских банков в рублях.
Транзакции с Российской Федерацией проводят и Оман, и Бахрейн, но в индивидуальном порядке, плюс банковская система у них гораздо менее развита, чем в Эмиратах. Есть банки СНГ, в том же Казахстане, которые помогают рассчитываться российскими рублями и с Российской Федерацией, и с другими странами. При этом компания регистрируется не в Казахстане, а в комфортной для взаимодействия с контрагентами юрисдикцией, с комфортной налоговой системой. Это могут быть те же Эмираты, Гонконг или другая страна. Правда такое не совсем подходит для торговых компаний, потому что Казахстан очень не любит транзитные сделки и постепенно ужесточает по ним контроль.
Все еще есть возможностями для бизнеса с российскими корнями в США – так называемые необанки, у которых нет лицензии стандартных платежных систем. Есть китайские банки, но у них очень быстро меняется политика. Есть сербские банки, которые еще проводят транзакции с Российской Федерацией и перечень юрисдикций поменьше – например, в Малайзии. Но кейсы рассматриваются индивидуально в зависимости от вида деятельности компаний, политической и санкционной принадлежност иакционеров, директоров.
При выходе на новый рынок начинайте обязательно со стратегии: огромное количество бизнесов, не принявших во внимание местную специфику, разорилось. Рассчитывать на то, что юрисдикция сама подтянет бизнес до своего уровня, не стоит.
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 8 октября 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ
