«Российский фондовый рынок – и долевой, и долговой – с точки зрения инструментов и инфраструктуры очень развит. Но вряд ли можно найти золотое решение, благодаря которому туда завтра потекут деньги».
В рамках юбилейного, десятого Московского финансового форума прошла панельная дискуссия «Фондовый рынок как источник экономического роста: созданий условий для повышения капитализации долгосрочных инвестиций». Представляем читателям выступление на этом мероприятии первого заместителя председателя Банка России Владимира ЧИСТЮХИНА:
— У нас серьезное поручение президента – достигнуть к 2030 году соотношения рынка капитала к ВВП в размере 66%. Это очень амбициозно. Например, к началу сентября этот показатель составляет 26,5%. В более ранних дискуссиях многие коллеги подчеркивали, что естественным инерционным путем достигнуть 66% будет очень сложно.
С 2014 по 2024 год выпущено акций приблизительно на 1 трлн рублей, и в ближайшие 5–6 лет нам необходимо разместить 7–9 трлн рублей. Как ни странно, у участников рынка есть интерес к размещению. В 2024 году было 15 IPO и 4 SPO – максимальное количество за очень долгий период. Но объем очень скромный – чуть больше, чем 100 млрд рублей. В любом случае если вы 7–9 трлн разложите на 5–7 лет, то поймете, что математика не бьется. Даже на пике: когда мы верили в рынок, приходили инвесторы, были перспективные компании, перспективные индустрии – все равно мы никоим образом не собирали цифры, близкие к триллиону.
Для сравнения: прирост кредитного корпоративного портфеля в 2024 году составил порядка 15 трлн рублей. Надо констатировать, что у нас продолжает активно развиваться банковская модель, когда средства для финансирования разного рода долгосрочных проектов собираются не за счет рынка капитала, а за счет долгового в разном виде – как через кредиты банков, так и выпуск облигаций. У компаний есть недоверие к рынку капитала: чтобы привлекать инвесторов, новых акционеров, нужно делиться своей собственностью, нести ответственность и предоставлять разного рода информацию и отчетность. В этом смысле с долгом все намного проще.
Если отсечь некоторые очень специализированные размещения, то средний объем IPO в 2024 году был 5,4 млрд рублей, а в 2023 году еще меньше – 3,2 млрд рублей. При этом по факту у нас нет разнообразия индустрий: нефтегазовый сектор, финансовый и металлургия составляют порядка 80% всех размещений. Если мы посмотрим структуру нашей экономики, то увидим, что намного большее количество отраслей активно развивается. В частности, общественное питание, гостиничный бизнес, текстильная промышленность, сельское хозяйство на рынке капитала вообще не представлены. Это и некий минус, и достаточно большой потенциал. В свободном обращении у нас небольшое количество бумаг – в среднем 31%. Если мы будем сравнивать себя не только с западными монстрами, но и со странами БРИКС, которые развивают рынок капитала, увидим, что это совсем скромные цифры. А если оттуда убрать заблокированные нерезидентские бумаги, то в нормальном обращении где-то 18%.
Ситуация не изменилась с 2022 года после ухода иностранных инвесторов: ключевой инвестор в России – розничный. Институционалы намного более аккуратны в приходе на рынок капитала. В этом смысле, конечно, мы видим, что рыночная сила достаточно слабая. Раньше иностранные инвесторы, профессиональные участники, требовали раскрытия информации – у них очень высокие стандарты. Они в принципе двигали наши компании в контексте корпоративного управления вперед и обеспечивали цивилизованный рынок капитала. Сейчас с этим проблема.
Розничный инвестор, конечно, не обладает возможностями заставлять компании больше раскрываться, предоставлять информацию, выполнять свои обязательства, соблюдать корпоративные условия, требования, правила. При этом и сами розничные инвесторы предпочитают инвестировать самостоятельно. Хотя тренд на коллективное инвестирование с использованием ПИФов, доверительного управления, системы ПДС тоже развивается, но пока это самое общее направление, уровни прироста не очень большие.
Наш фондовый рынок – и долевой, и долговой, с точки зрения инструментов и инфраструктуры, очень развит. В этом смысле вряд ли можно найти золотое решение, которое мы примем и благодаря которому туда завтра потекут деньги. Я предлагаю принять комплекс решений.
Во-первых, мне кажется, мы не создали достаточное количество стимулов для эмитентов. Мы многое сделали для розничных инвесторов, думаем про институциональных инвесторов, но вот эмитенты остались за пределами нашего практического внимания. Самое простое, базовое предложение – распространить субсидии, которые сегодня распространяются на кредитование, на долевое финансирование. Минфин проделал очень большую работу в этом направлении, но до сих пор идут межведомственные согласования, готового решения нет.
Точно так же Центральный Банк выступал с инициативой предоставить определенные налоговые льготы либо по налогу на прибыль, либо в рамках инвестиционного налогового вычета. Мы пока с Минфином не договорились об окончательных решениях. С учетом того что многие компании привыкли брать кредиты, это были бы важные шаги для того, чтобы двигать эмитентов на рынок капитала, чтобы они размещали свои акции, даже не уступая значимых долей. Мы считаем, что 10–15% выход предприятий на рынок публичного капитала был бы достаточно хорошим показателем.
Во-вторых, нам нужно еще раз посмотреть, что мы можем сделать для институциональных инвесторов. Речь должна вестись не столько о финансовых стимулах (хотя я уверен, что и институциональные инвесторы не откажутся от таковых), сколько о доверительной среде. А это вопросы корпоративного управления, дивидендной политики, соблюдения прав миноритарных акционеров. Все профессиональные участники рынка особенно остро реагируют на последнее, поскольку умеют анализировать информацию, видят сложившуюся правоприменительную и судебную практику. Конечно, текущий уровень общественных отношений не позволяет им максимально активно участвовать в этом процессе. Здесь и Центральный Банк, и Минфин, правительство в целом, Государственная Дума, Совет Федерации, Администрация Президента могли бы сделать больше, как мне кажется, для того чтобы институциональные инвесторы поверили в то, что на них делается ставка, им доверяют – и они могут доверять в отношении своих капитальных вложений.
Очень серьезно стоит вопрос раскрытия информации. Для того чтобы качественно анализировать происходящее в компании, в ее управлении, ее бизнес-модель, ее будущее, нужно раскрывать больше информации. Постоянно ищем золотую середину с учетом санкционного давления. Вряд ли можно констатировать, что здесь мы решили все проблемные вопросы.
Сама прозрачность выхода компаний на рынок, их эмиссионный процесс оставляет желать лучшего. Мы увидели, что есть большое количество вопросов, связанных с маркетмейкерством, локапом, ценообразованием, оценкой компаний и рядом подобных. Они нуждаются в более четком нормативном закреплении. Мы активно готовимся к этому в контексте нормотворчества и очень надеемся, что это поможет как самим эмитентам, так и инвесторам лучше понять свои роли, обязательства, гарантии и, соответственно, привлечет на рынок больше участников с обеих сторон. И делаем серьезную ставку на выход на рынок компаний с государственным участием. Потенциал у них достаточно значимый.
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 8 октября 2025 года.
Фото © стоп-кадр телетрансляции
