Татьяна БУГА: «Налоговые органы очень любят рассматривать франшизную модель бизнеса как созданную исключительно ради налоговой экономии»

Дата публикации: 08 ноября 2025

Франчайзи, которые пренебрегли нашими рекомендациями, не выдержав критерий среднеотраслевой заработной платы, были вынуждены в четвертом квартале перейти на НДС. 

В Омске в рамках Североазиатского международного форума «Право для бизнеса», организованного юридической компанией «Лексфорт» и маркетинговым B2B агентством partisans, прошла панельная сессия, посвященная налоговой реальности 2025 года. Представляем выступление на этом мероприятии финансового директора омского ООО «Сопровождение.Про» (консультант по франчайзингу «Суши-Маркет» и «Лаваш») Татьяны БУГА:

— «Суши-Маркет» и «Лаваш» существуют на рынке в формате франчайзинговой сети более 12 лет. Это федеральная сеть, и сердцем ее является Омск, чем мы очень гордимся. Помимо упомянутых флагманских у нас есть мелкие бренды «Sm take it» и «Onigiri Go!». По данным рейтинга Forbes, в 2025 году мы вошли в топ-30 самых выгодных франшиз.

Структура нашей франчайзинговой сети: 88% индивидуальных предпринимателей и 12% – общества с ограниченной ответственностью. Субъекты МСП используют льготы в части страховых взносов, но в силу отраслевой специфики обязаны соответствовать критериям: определенной среднесписочной численности персонала, сумме дохода за предыдущий год и не менее 70% от реализации услуг общепита в общей сумме дохода. Мы применяем пониженный тариф на выплаты в части, которая превышает полуторакратную величину МРОТ, установленную федеральным законом на начало года. Все остальное облагается налогами в полной мере.

Налоговые органы очень любят рассматривать франшизную модель бизнеса как созданную исключительно ради налоговой экономии. Мы отработали с юридической компанией все, что касается ноу-хау, товарных знаков, роялти, льгот, программного обеспечения и т.д., составили пул поставщиков. Стараемся закрыть для франчайзи все вопросы по налоговым системам, объясняем и показываем, как надо и как не стоит.

В нашем договоре коммерческой концессии отражена фактическая специфика бизнеса. Договоры проходят обязательную регистрацию в Роспатенте для сокращения претензий от налоговой. Мы проводим реальные переговоры с франчайзи при продаже франшизы. Это подкрепляется соглашениями, протоколами, переписками. У нас рыночный размер роялти, и мы очень четко следим за выплатами.

Если случается неисполнение обязательств по договору, деятельность франчайзи облагается штрафами, ограничениями. Мы обязательно обращаем внимание на исполнение договора: обучение, рекламные акции, соблюдение стандартов. Когда происходят просрочки платежа, жестко нарушаются стандарты, мы проводим внутренний аудит, который может привести к расторжению договора коммерческой концессии.

С 2025 года УСН обложили НДС, но для рынка общепита существуют определенные условия для освобождения от налога на добавленную стоимость: доля 70% от выручки именно в сфере общепита и соблюдение размера среднеотраслевой заработной платы – это подразумевает «выбеление». Бывает недопонимание со стороны наших франчайзи. Я уже сказала, что в основном мы работаем с индивидуальными предпринимателями, которые начинают преимущественно, конечно, с небольших оборотов – одной-двух-трех торговых точек, работая на патентной системе. После порогового значения должен состояться переход на упрощенную систему налогообложения. А с 2025 года отчетливо замаячила ставка НДС 5%.

Франчайзи, которые пренебрегли нашими рекомендациями, не выдержав критерий среднеотраслевой заработной платы, были вынуждены в четвертом квартале перейти на НДС. Это существенно повлияло на рентабельность продаж. А учитывая, что заработная плата подлежит обелению, чтобы в 2026 году выйти на освобождение, придется пережить двойную нагрузку.

Часто партнеры, приходя в нашу сеть, уже имеют предпринимательский опыт: на одном ООО, у одного ИП может быть несколько ОКВЭДов, несколько видов деятельности. В 2025 году мы помогли франчайзи совместить ИП на общей системе налогообложения и патент для арендной деятельности. Это позволило на 50% снизить налоговую нагрузку. ИП на ОСНО – экзотика на рынке, но во франчайзинговой концепции важно работать в белую. Из 87 наших юридических лиц 11 индивидуальных предпринимателей и два ООО уже работают на общей системе налогообложения. Мы продолжаем расширяться, пользуясь освобождением от НДС.

Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 октября 2025 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



© 2001—2025 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/200881