Сейчас доля ритейла у нас составляет 5%, а маркетплейсов – 95%. В конце 2024 года все было с точностью до наоборот.
Представляем читателям выступление на конференции в Омске «Вызовы времени: как искусственный интеллект и платформы меняют бизнес» собственницы «Ohana market» Оксаны ШЕВАЛЬЕ:
— Для нас 2025-й стал годом возрождения. В январе мы умерли практически в прямом смысле слова. Всегда занимались классическими продажами через ритейл, производя одежду на площадках в Индии, в Узбекистане и в других странах. Внезапно одна сеть нарушила условия договора и не выкупила у нас огромную партию товара – на 2 млрд рублей. Это оказалась самая сложная задача за всю мою бизнес-карьеру, которую я веду с 2008 года.
К тому времени мы уже присутствовали на маркетплейсах, но в очень спокойном, размеренном режиме – завоевывали территорию. Пришлось разворачивать корабль. Коллектив прирос в три раза. Действующим сотрудникам, которые со мной работали от 5 до 13 лет (у нас нет текучки в коллективе), пришлось полностью переучиваться. Буквально на бегу мы изучали искусственный интеллект, который прежде использовали только для написания статей и в аналитике. Теперь его пришлось применять на сейл-площадках.
И мы увидели, что встроенный искусственный интеллект маркетплейсов чешет всех под одну гребенку! А наша концепция, миссия нашей компании более живая. Но мы научились использовать технологии себе во благо – спасибо моей верной команде.
Сейчас у нас очень много новых позиций в ассортименте, плюс появились предметы гигиены. Благодаря аналитике, которой занимается моя команда, мы очень тщательно проверяем нишу, в которую заходим, и у нас это получается практически безошибочно.
Честно скажу, использовать искусственный интеллект в дизайне у нас пока не получается. Нам не нравятся безликие, пластиковые картинки, мы за реальные эмоции. Ежедневно работаем над тем, чтобы отличаться от конкурентов. Фундаментально подходим к каждой карточке: крутим ее со всех сторон, вылизываем, стремимся вдохнуть в нее жизнь, вызвать искреннее желание купить товар.
Я думаю, что сейчас взаимодействие с искусственным интеллектом на рынке находится в зачаточном состоянии. Чтобы им грамотно пользоваться, нужны специалисты и постоянное обучение. Лично у нас с искусственным интеллектом курортный роман. Выльется ли он в серьезные отношения, покажет время.
Мы продолжаем работать с ритейлом, потому что нашу продукцию там очень ждут! Люди видят, что один и тот же халат продается в гипермаркете за 200 рублей, а на маркетплейсе стоит 600 рублей. Но это не потому, что мы жадненькие. Жадненькие как раз не мы… Сейчас доля ритейла у нас составляет 5%, а маркетплейсов – 95%. В конце 2024 года все было с точностью до наоборот: маркетплейсы составляли 5%, ритейл – 95%.
Мне лично очень обидно, что из-за политических решений ритейла, вся Россия осталась раздетая! Нас спрашивали, где наши футболки, шорты, в чем теперь людям ходить. Нашей целью было и остается предоставление людям возможности купить новую, хорошую, качественную, но недорогую вещь.
Активно развиваем свой сайт. Но, чтобы это делать, у нас на складе должно быть адресное хранение. Одежда очень специфичный товар. Он требует огромных площадей, гигантских! У нас сейчас склад 18 тыс. кв.м, и даже этого мало. Возьмем халатик – 15 размеров, 15 расцветок. Только для одного халата надо 600 кв.м! Для одного SKU – это катастрофа! Но организовать все это – наша приоритетная задача. Мы доверяем маркетплейсам, но с опаской. Вдруг опять кто-то рассорится и сотрудничество прекратится? Отдел маркетинга каждый день работает над тем, чтобы как можно быстрее запустить сайт и собственный поток клиентов. И уже тогда мы сможем по адекватной цене реализовывать наш товар.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» 22 октября 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ
