В оформлении выставки, подготовленной музеями из Новосибирска и Омска, отражён культ медведя у северных народов Сибири.
В рамках Межрегионального инновационного проекта «Музей и краеведение» Новосибирский государственный краеведческий музей и Омский государственный историко-краеведческий музей подготовили выставку «Сказка о медведе» (6+). Выставка открылась в ОГИК музее в конце ноября. На ней представлены предметы, одежда, украшения, аксессуары северных народов: ненцев, селькупов, хантыйцев и манси.

Об идее создания выставочного проекта «Медвежий праздник» рассказал главный научный сотрудник Новосибирского государственного музея Сергей Георгиевич РОСЛЯКОВ:
«Медведь – очень сильный, крупный и страшный зверь. Недаром медведя называют хозяином тайги. Его почитают многие народы Сибири. Изображения медведя переносят на предметы и одежду вместе с элементами природы. Если посмотреть мифологию у хантыйцев, то очень часто медведь изображён вместе с другими зверями и даже с птицами. У северных народов существует поверье, что вера в медведя помогает им на охоте. Они украшают свою одежду клыками медведя, которые служат своеобразными амулетами. На выставке – вещи, предметы, бронзовые фигурки с изображениями медведей. Это отголоски старых традиций народов севера. Важное место медведь занимает в духовной культуре коренных народов Западной Сибири и в наши дни. Его считают сыном верховного бога, предком рода, духовным покровителем семьи, посёлка, хозяином охотничьих угодий. Ярким проявлением культа медведя у народов Сибири является Медвежий праздник. Зверя почитают наряду с высшими духами, ему создают святилища».

У северных народов Сибири Медвежий праздник – это коллективное гуляние, пиршество, суть которого состояла в поклонении духу добытого на охоте медведя и проводов его души в тот мир. Главными действующими лицами на празднике были мужчины, которые смогли победить медведя. Медвежий праздник до сих пор проводится у народов севера. Традиции культа медведя передаются из поколения в поколения.

При подготовке праздника охотники снимали с туши медведя шкуру вместе с головой и лапами и укладывали их в ритуальную позу – так, чтобы голова находилась между двумя передними лапами. Шкура олицетворяла дух медведя. Её помещали на почётное место и украшали лентами и бусами. В течение пяти дней продолжалось чествование медведя.

По ритуальным обычаям у добытого медведя глаза чем-либо накрывали. В данном случае на стенде они накрыты монетами.

Выставлен череп медведя, который также использовался в ряде ритуалов на празднике.

На стенде – мужская одежда, которая надевалась на Медвежий праздник.

На втором стенде – одежда охотника северных народов.

На третьем стенде – виды холодного оружия, при помощи которого жители северной части Сибири охотились на зверей.

В археологических памятниках раннего средневековья находят реалистичные бронзовые изображения медведей, выполненные в технике плоского и объёмного литья. Одно из этих изделий изображает человека и медведя.

В святилище у посёлка Сугун в Новосибирской области обнаружено большое количество бронзовых изображений людей, животных, птиц и медведей.

Также на стендах выставлены подвески, амулеты, обереги и другие культовые предметы.

Женская сумка с ритуальными знаками, которые сочетались с буквами хантыйского алфавита и орнаментом.

Сундук для хранения домашних предметов и вещей изготовлен из коры берёзы. На него искусно нанесён орнамент.

В дополнение к предметам и аксессуарам выставлены фотографии, на которых запечатлены жители северных районов Западной Сибири в начале XX века.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ
