Тема благородного животного присутствует в творчестве многих омских художников.
По восточному календарю наступающий 2026 год – Год Лошади. В мифологии фигура лошади или коня – одна из наиболее емких по смысловой наполненности. Конь был связан с культом плодородия, с солнцем, бегущим по небосводу; его изображение широко использовалось в повседневных предметах.

Современных художников также не перестал волновать образ коня. На выставке «Кони привередливые» (0+) в Либеров-центре представлено многообразие творческих решений омских живописцев, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства. Тут и замечательная работа Алексея ЛИБЕРОВА «Хозяин», и широко известное полотно Амангельды ШАКЕНОВА «В степи», и редкие зарисовки Ростислава ЧЕРЕПАНОВА. Тема оказалась близка для художников самых разных поколений.

– Конечно, эта выставка посвящена приближающемуся Новому году, а по восточному гороскопу это Год Огненной лошади, – говорит куратор проекта искусствовед Галина ЛУЗЯНИНА. – Но мы подумали: а почему лошадь только на Востоке, когда у нас есть своя, сибирская лошадь, которая является неотъемлемой частью жизни человека, живущего на земле? И мы собрали работы наших художников, которые изображают не только великолепную пластику лошади – в этих работах заложено много чувств, эмоций, воспоминаний, каких-то философских моментов. И, безусловно, у каждого с темой связана своя, личная история.

Замечательны «Кони» Игоря ЛЕВЧЕНКО, чьи точеные фигуры отражаются в вечернем озере, или – вольный табун, изображенный в линогравюре Марии МАКАРОВОЙ «Осенний дождь» из серии «Свобода».

– Очень радостно, что появилась такая выставка, – делится Мария. – Потому что анималистический жанр сейчас – большая редкость, и изображение лошади в творчестве художников тоже встречается лишь эпизодически. Раньше лошади в жизни человека имели большее значение, сейчас оно сократилось до конного спорта. Хочется верить, что эта выставка сможет не только создать праздничное настроение, показать символ года, но и послужит возрождению интереса к лошади как таковой. Я лошадей рисую с детства, даже не помню, где я первый раз их увидела, но как-то сразу влюбилась в это грациозное животное. Лошадь я изображаю свободной – в пространстве, в движении, в стремлении вперед.

Алексей ЯКУШИН представил на выставке два объекта – «Ослик» и «Сказочный конь».

– Когда я узнал, что будет такая выставка, у меня сразу перед глазами возникли эти образы детской наивности, какой-то непринужденности и откровенности, – делится автор. – Если вы обратили внимание, объекты сделаны из старых стульев. Это как в детстве, когда ты сидишь на стуле, качаешься и воображаешь, что ты на коне.

Детская лошадка на колесиках изображена и на картине живописца Сергея ДЕМИДЕНКО. Работа тоже сделана специально к выставке. Она вызывает разные ассоциации – и с картиной Петрова-Водкина «Купание красного коня», и с какой-то тревогой, поскольку игрушка лежит среди осколков. Это размышления о том, куда нас могут занести «кони привередливые», признается художник. Работа создана под влиянием момента, она так и называется – «Миг».

Практически у всех художников интерес к лошадям идет из детства. Не исключение и Лариса МЕДВЕДЕВА, представившая автоматон (механическую куклу с набором движений) «Всадник».

– У меня детство тоже прошло в деревне, где я часто жила у дедушки, – рассказывает Лариса. – Это было в Северном Казахстане. Естественно, там «степь да степь кругом», а в степи – лошади, всадники, ковыль. Причем многие ездили вольно, без узды. И, наверное, вот это степное настроение у меня отразилось.

Молодые художницы Юлия НИКИФОРОВА, Татьяна ТРЕТЬЯКОВА и Татьяна КАПРАЛОВА вышли рассказать о себе в качестве трио. Все они выставляются недавно, а в работах часто обращаются к древнерусским мотивам. Девушки работают в декоративно-прикладном искусстве, на выставке можно увидеть их керамику и текстиль.

– Эта выставка для меня первая, и к ней пригодился мой «Конь-огонь», – говорит Юлия НИКИФОРОВА. – Я тоже часто бывала в деревне и каталась там на лошадях, хотя иногда попадались своенравные. Я их сейчас тоже изображаю такими. Для меня лошади – символ движущей силы, стремления к цели. И мой конь – это как намерение на будущее: двигаться дальше, вперед, не останавливаться на достигнутом.

Наверное, этого можно пожелать в преддверии Нового года и посетителям выставки. А еще – посоветовать смотреть ее внимательно.

Выставка точно проработает до середины января.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА, Сергей КАЛИСТРАТОВ
