Со страхом ответственности я справилась, а с делегированием – еще в процессе.
«Коммерческие вести» и финансовый тренер Данил МАКАРЕНКО продолжают серию интервью «Ухожу из найма» с предпринимателями, которые предпочли успешную карьеру собственному делу. Сегодняшний гость – Светлана СНЕГ из Санкт-Петербурга. Светлана работала декоратором и художником-постановщиком в театре, в кино и на телевидении, а последний год занимается созданием декораций для мероприятий и арт-пространств.
– Светлана, привет. Расскажи немного про свой трудовой путь. Кем ты была в найме и как решилась на то, чтобы уйти в свое дело?
– Я стала предпринимателем в тот момент, когда поняла: если не взять жизнь в свои руки, то поплывешь по течению. Причем не туда, куда хочешь, а туда, куда толкнут. Я человек творческий и очень люблю свободу. Мой трудовой путь начался в шестнадцать лет в кейтеринговой фирме «Потель и Шабо», одной из самых крупных в мире. Это был десятилетний опыт, который научил меня, скажем так, работать в условиях, когда невозможно расслабиться – работа была круглосуточной. Это потрясающая школа, но на тот момент – износ для еще не выросшего человека.
Потом я работала барменом в разных интересных заведениях. Это помогло раскрепоститься, потому что я была замкнутой и стеснительной. Затем пришла на телевидение, где начала делать свои первые декорации. Работала корреспондентом и параллельно занималась декором. Это дало новые знания и возможности.
Дальше было кино. К этой работе я еще не относилась серьезно: но в двадцать с небольшим мне хотелось еще гулять и развлекаться. Также я успела поработать на НТВ в передаче «Чрезвычайное происшествие» в Питере. У нас было много выездов с МЧС. Там я научилась быть жесткой. То, что я видела на съемках, было сложно для психики, но это закалило характер. Я стала легче относиться к неудачам и смелее идти вперед.
– В кино ты тоже занималась декорациями?
– Да, в кино я была помощником режиссера и декоратором.
– Какое было твое последнее место работы в найме, откуда ты уходила в предприниматели?
– Московский театр имени Фартушного. Я отработала там около десяти лет. Уходила с сожалением, но понимала, что это необходимо. Был достигнут потолок, и дальше роста не предвиделось. Когда работаешь в сфере искусства, особенно в театре, все вокруг – гении. И ты среди них как обычный человек, твоя самооценка немного принижается. Тебе лишний раз не скажут, какой ты гениальный, потому что все такие. Это как быть хорошим продажником в компании, где все хорошие продажники.
– Почему ты решила уйти из найма? Была ли последняя капля?
– Пожалуй, это был вечный квест согласований, в котором участвовало больше людей, чем приходит на свадьбу. А последней каплей стала пандемия. Театр – это такое заведение, которое закрывают первым и открывают последним. Мне, как иногородней, в Москве снимали квартиру, но с началом пандемии ее пришлось отдать – платить было нечем. Мне сказали: «Свет, жить негде, но в театре надо закрыть все дела». Я была в театре таким «швейцарским ножом»: занималась и художественной постановкой, и складом, и наймом. В итоге я осталась единственной, кто мог закрыть все вопросы, и неделю жила прямо в театре.
Сидела одна в большом зале, разговаривала с игрушкой как с психологом и пыталась понять, чего хочу. Это был незабываемый опыт: сумрак, пустой зал, я в буквальном смысле сидела при свечах. И в какой-то момент осознала, что хочу быть личностью, развивать свой потенциал так, как хочу я, а не как хотят другие. Эта неделя стала ключевой. После пандемии я два-три года искала себя. Пробовала быть фотографом, занималась личным брендом, но всегда чего-то не хватало. Боялась, что у меня недостаточно знаний, недостаточно опыта.
А потом поняла: больше всего я как рыба в воде чувствую себя в декоре, в создании атмосферы. Ко мне всегда приходили люди и говорили: «Как у тебя классно, нам не хочется уходить». Я создаю пространства из ничего, и это всегда вдохновляет. И я подумала: почему бы не пойти в то, что я знаю от и до.
– То есть после закрытия театра ты вернулась в Петербург и больше в найм не выходила?
– Да, пыталась зарабатывать различными способами.
– Как давно ты занимаешься декором как предприниматель?
– Полноценно – около года. Самым сложным был первый страх: «А смогу ли я? Получится ли? А если нет?» Начинала с простых заказов, ездила на объекты. Думала, что здесь все проще, чем в театре: быстрая сделка, быстрые деньги, без долгих согласований. Оказалось, нет. Согласование с клиентами тоже нужно. Но в какой-то момент я нащупала, где моя сильная сторона, и теперь больше принимаю решения я и советую я. Работаю только с теми людьми, которые мне доверяют.
Второй страх – ответственность. Раньше за меня решали вопросы, а теперь все легло на меня. Когда было несколько проектов одновременно, плюс продвижение, соцсети, контент, планирование, – казалось, это невозможно. Я боялась делегировать. Со страхом ответственности я справилась, а с делегированием – еще в процессе. Но мое утро теперь начинается с чашки кофе и прогулки около Исаакия. Это красиво, эстетично и очень вдохновляет.
– Сейчас у тебя уже есть команда?
– Да. Один обязательный помощник-ассистент, которому можно делегировать понятные задачи. Съемку контента делаем вместе. Общение с клиентами пока не делегирую – не нашла человека, который делал бы это так же вкусно и эстетично. Я знаю, как объяснить клиенту, как сделать не просто хорошо, а «вкусно». Это важное отличие моего продукта, оно идет от театрального бэкграунда. Есть и декораторы, которые приходят и создают объекты по моему руководству.
– То есть ты руководишь командой, которая воплощает твои идеи?
– Да. Поначалу, только открыв мастерскую, все делала сама. Это было тяжело для восприятия: после больших шоу и спектаклей снова стать «мелким работником», который все делает своими руками.
– Кто твои клиенты и почему они выбирают именно тебя?
– У меня другой подход. Я создаю не просто декор, а атмосферу для погружения. Гости, заходя, считывают детали. От клиентов часто звучит: «Свет, это можешь сделать только ты. Нам нужна глубина смыслов». Например, для дня рождения человека, который занимается музыкой, бизнесом и любит шахматы, нужно создать атмосферу, где читался бы его характер. Мне интересны такие задачи.
– Можешь привести конкретный пример?
– Был случай, который сначала казался провалом. Не хватало времени на идею для небольшого, но сложного заказа. Накануне я хотела позвонить клиентке и сказать, что сделаем что-то попроще, но она сама мне позвонила и сказала: «Мне некогда, я тебе доверяю полностью. Как сделаешь, так сделаешь». Я приехала на место с тем, реквизитом, который успела собрать, и поняла: это вообще не сюда. До прихода гостей оставалось полтора часа.
Я импровизировала на ходу: попросила у администрации ресторана какие-то вещи, совместила их со своими. Мы сделали не просто фотозону, как планировалось, а целый арт-объект. Расставили шахматные фигуры, поставили и подключили к колонке старинный проигрыватель, повесили картину. Люди могли гулять, как в музее, слушать скрип пластинки. Отклик был невероятный. Многие думали, что к этому готовились месяц. Мы сделали это за полтора часа.
– То есть ты занимаешься оформлением мероприятий: дней рождений, корпоративов?
– В том числе. Сначала брала все подряд, чтобы оплатить аренду и работу команды. Потом стала отсеивать то, что неинтересно. Мне неинтересно повторять чужие работы или делать то, что уже есть. Мне интересно создавать. Сейчас это уже более крупные проекты: арт-объекты для музеев, оформление мероприятий под ключ. Например, мы делали корпоратив в стиле «Алисы в Стране чудес». Все было продумано: указатели, пригласительные, бейджи, чашки, даже большое дерево с громадным столом. Человек, заходя, оказывался в сказке.
– Как формируется стоимость твоих услуг?
– В основном индивидуально. Я не тот человек, который сильно завышает цены. Если клиент и заказ интересные, я всегда иду навстречу в рамках его возможностей. Конечно, есть минимальный порог.
– Сколько получается зарабатывать? Если сравнить твои доходы в трех точках: работа в театре, поиск себя после пандемии и сейчас.
– В театре была стабильность, плюс я работала над сторонними проектами. Доход варьировался, но в среднем это было от 250 до 500 тысяч за проект. Но проекты иногда были ежемесячно, а иногда раз в 3 месяца. Минималка была около 150 тысяч. После пандемии, в период поиска себя, доход был плавающим: то ноль, то 50, то 100 тысяч. Это было непросто.
Сейчас доход пока нельзя назвать стабильным, но у меня понятное количество клиентов каждый месяц. Чистыми, после выплаты команде, получается доход примерно в районе 300 тысяч. Но я много вкладываю в материалы, в мастерскую, в себя. Я недавно переехала в новое пространство в центре Петербурга. Мне важно, что меня окружает красота и эстетика, это меня вдохновляет, и я в это вкладываюсь.
– Была ли проблема с поиском клиентов на старте? Как ты ее решала?
– Это история, достойная кино. У меня было имя в театральной среде, но в декоре его не знали. Я размещала объявление на «Авито», но оно не работало. Люди, глядя на мои театральные работы, спрашивали: «А бантик вы можете сделать?» Я не понимала, где найти клиентов, которые оценят мой уровень.
Потом я прошла школу «Авито». Два месяца обучения дали один ключевой момент. Преподаватель, посмотрев мое объявление, сказал: «Почему у тебя эта классная фраза стоит в самом конце? Она должна быть в начале». Я поменяла фразу местами. Проснулась утром – у меня несколько заявок. Они шли и шли, я не успевала отвечать. Это был потрясающий, неожиданный поворот.
– Что это была за фраза?
– Что-то вроде: «Создам вау-эффект за ваш бюджет».
– Какая у тебя цель на следующий год?
– Сейчас я корректирую свои желания. Хочется больше свободы, больше наслаждаться жизнью, хотя свою работу я обожаю. Помимо декора, я веду занятия в школе блогинга по раскрытию смыслов и глубины. Также я открыла пространство, где есть зал для подкастов. У меня много интересных знакомых, и я планирую снимать встречи с ними.
У меня есть давний проект, связанный с «Алисой в Стране чудес». Это метафора творческого человека, который смотрит на мир иначе. Хочу его запустить. По декораторским проектам цель – брать интересные, большие заказы под ключ. Пока я не ставлю глобальных финансовых целей, мне хорошо там, где я есть. Я восстанавливаю силы после переезда.
– Назови три вещи, которые помогли тебе прийти к нынешнему результату.
– Первое – смелость. Я просто делаю шаг, даже если страшно, даже если в неизвестность. Именно первый шаг всегда самый сложный, но не сделав его, останешься на месте. Второе – окружение. Оно дает вдохновение и силы. Когда видишь, как другие добиваются целей, проще идти самому. Третье – творчество, желание жить этим и создавать.
– Какой совет ты дала бы себе пятилетней давности, сидящей в том театральном зале?
– Не бояться сделать этот первый шаг. Просто сделать. А остальное придет само. Искусство маленьких шагов – это потрясающая вещь.
Я вспомнила одну историю, которая идеально вписывается в эту концепцию. Еще до пандемии я работала с одной женщиной костюмером. Мне нужно было срочно найти помощника для большого фестиваля на ВДНХ. В записной книжке было два контакта с именем «Мария Костюмер», и я по ошибке позвонила не той, с кем была знакома. Разговор сорок минут шел очень живо, по-дружески, с шутками. И только потом выяснилось, что я говорю с другой Марией, человеком, который в театральном мире и мире моды имеет такой же статус и вес, как в музыке Алла ПУГАЧЕВА.
В итоге мы подружились, встречались в Москве, и у нас родился совместный проект – мы сделали показ совместной коллекции одежды. Потом, конечно, пандемия все заморозила. Но сама история о том, как случайный звонок и смелость быть собой могут открыть невероятные двери, – это именно та история, которую я хочу рассказывать. К слову, я планирую продолжить историю с коллекцией одежды. В мае уже будет показ, на который меня позвали, дизайн будет абсолютно не похож на ту моду, которая господствует сейчас. Я люблю эстетику, женственность, но в то же время дополненную брутальностью. То есть такое сочетание несочетаемого. Бренд называется СПБ: расшифровывается, как «Стиль питерский бомж». Так что с нетерпением буду ждать фанатов и хейтеров.
– Про ПУГАЧЕВУ – просто невероятная история. Прямо подтверждение твоего правила: смелость решает.
– Да. И еще один короткий момент, который, возможно, кому-то поможет. Как-то летом мы с подругой собрались купаться ночью. Идти было далеко, и мне очень лень было нести полотенце, вдруг вообще купаться не будем. А подруга, она психолог, сказала: «Ты пойми, ты берешь с собой не полотенце, а возможность искупаться». Вот так и в жизни: берите с собой возможности, а не страхи и сомнения.
– Отличный совет. Какую книгу посоветуешь нашим читателям?
– Если брать из классики, то «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». Она либо даст понять, что ты готов идти своим путем, либо покажет, что ты из тех, кто остается в стае.
Еще очень классная книга «Сделано, чтобы прилипать». Она помогает понять, почему одни идеи выживают, а другие умирают. Объясняет это через истории, просто и понятно.
– Спасибо. Мне кажется, получилось отличное интервью с кучей пользы для начинающих предпринимателей.
Ранее интервью было доступно только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 декабря 2025 года.
Фото © из архива Светланы СНЕГ
