В Омске приезжают заказчики из крупных компаний, цифровых гигантов и присматривают себе кадры, делятся своим опытом, дают наставления.
25 сентября в Омске официально открыла свои двери школа цифровых технологий «Школа 21», где все желающие старше 18 лет могут бесплатно получить ИТ-профессию. Соглашение о реализации проекта подписано на Петербургском международном экономическом форуме-2025 между правительством Омской области, Сбербанком и ПАО «Газпром нефть». Сейчас объявлен уже третий набор. О том, кто, как и чему учится, директор «Школы 21» в Омске Наталья ШИЛКИНА рассказала обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.
— Наталья, ты ушла на эту должность с поста заместителя министра цифрового развития и связи Омской области. Для тебя этот виток — повышение, понижение или ответвление в карьере?
— Для меня это сверхдоверие со стороны губернатора Омской области Виталия Павловича, который одобрил становление Омска как ИТ-кузницы. По сути, «Школа 21» стала центром проектов, которые были запущены с моей помощью в течение последних двух лет, когда я работала в Минцифры.
— Что это за проекты?
— Марафон ИТ-чемпионатов, когда каждый месяц в Омске проходили чемпионаты по кибербезопасности, по искусственному интеллекту. Впервые к нам привезли окружной этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект» - обычно его принимал Новосибирск. В 2024 году нам удалось найти аргументы, что Омск достоин провести соревнования такого уровня. Также Омский государственный технический университет выиграл крупный федеральный грант «ТопИТ» на развитие углубленного ИТ-образования до 2029 года. И еще одна из побед: 1 сентября начал работу ИТ-кластер на базе Сибирского профессионального колледжа по национальному проекту «Молодежь и дети». Честно говоря, я мечтала о «Школе 21» с момента ее появления в стране. Они открываются именно в регионах с особой перспективой цифрового развития: Нижний Новгород, Липецк, Казань, Новосибирск и другие. Теперь в их числе и Омск: за два года нам удалось продемонстрировать, что мы умеем и принимать мероприятия, и заводить в регион успешные проекты. «Школа 21» — очередной катализатор развития сферы цифровых технологий в Омской области. Мы работаем с сентября, но уже запустили совместную программу обучения с ОмГУ, с ОмГТУ, скоро будем сотрудничать с ОмГАУ. Буквально на днях провели переговоры с двумя федеральными партнерами о проведении на нашей базе крупного хакатона для школьников по искусственному интеллекту. Уже выступили окружной точкой проведения Всероссийского конкурса «Моя профессия – ИТ» — в Омск приезжали ребята из Башкортостана, ХМАО и других регионов. Они защищали проекты по использованию искусственного интеллекта, например, в определении качества яблока. За 48 часов дети создали готовый продукт! Процесс подготовки выхода ребят в цифровой мир ускоряется на глазах.
— То есть ты продолжаешь работать пиарщицей: сводить людей с людьми и деньги с деньгами.
— Да, и продвигаю бренд Омска в мире ИТ. У нас недавно выступал руководитель центра «AI для науки» Сбербанка Алексей ШПИЛЬМАН. Он рассказал, что границы между науками — биологией, физикой, химией и т.д. — стираются. Искусственный интеллект ускоряет развитие науки в сто раз. То же самое происходит в экономике: стираются границы между отраслями, а цифровизация выступает неким клеем. Ребята, которые сейчас принимают участие в хакатонах, — наша заявка на успешное будущее. Они готовятся стать частью большой экосистемы в стране. Потому-то мы и заявляемся как ИТ-кузница страны. У нас уже очень сильная вузовская школа подготовки айтишников. Но колледжи тоже не отстают. Федеральное Минцифры прописало в своих стратегиях, что внимание на обучении в вузах и колледжах будет распределяться 50 на 50 — подготовка ИТ-кадров в колледже становится одним из приоритетов. Поэтому, я считаю, мы очень вовремя занялись вопросом создания лаборатории по кибербезопасности на базе СПК. Это самая настоящая подготовка специалистов для реального сектора. Занятия проводят профильные компании, лидеры своего рынка. Развитие сферы идет с такой скоростью, что даже не успевают выпускаться учебные пособия, все приходится осваивать буквально с колес.
— Так а что хакатоны дают региону?
— Во-первых, мы узнаем о трендах из первых уст. Например, на Цифровой прорыв кейсы давало Минприроды РФ. Руководитель проекта «Искусственный интеллект» в Аналитическом центре Правительства РФ Егор ОРЕЛ рассказывал про искусственный интеллект — тот уже давно внедрен в ведение протоколов в исполнительной власти. Во-вторых, в Омске приезжают заказчики из крупных компаний, цифровых гигантов и присматривают себе кадры, делятся своим опытом, дают наставления. В-третьих, мы привлекаем школьников и студентов из других регионов. В-четвертых, повторю, продвигаем субъект на федеральном уровне как цифровой оплот. «Школа 21» играет во всей этой системе роль дома — дома проектов ИТ-развития региона. Мы изначально проектировали конференц-зал под проведение хакатонов. Там особое техническое наполнение, специальная мебель — столы-конструкторы. Круговое оснащение камерами, потому что такие мероприятия проходят в гибридном формате, онлайн и офлайн, и картинка должна быть 360 градусов. Разумеется, обеспечен надлежащий контур безопасности школы. К нам приезжали студенты из Новосибирска, Кемерово, Иркутска и Красноярска на чемпионат по кибербезопасности и площадка полностью себя оправдала. Очень удобна она и для проведения уроков цифры в рамках всероссийского образовательного проекта для школьников в сфере информационных технологий. Мы можем одновременно разместить 300 человек.
— Что еще у вас есть в плане инфраструктуры?
— Помимо 300 компьютеров, три большие зоны коворкинга, где можно вести проектную деятельность. Есть отдельная обеденная зона, что немаловажно с учетом того, какое количество человек проводит в школе весь день. Большое количество баблов – цифровые инженеры такое любят. И так как школа работает 24 на 7, здесь абсолютно безопасный контур — порядка 100 камер.
— Помнится, проводились экспертизы, доказавшие, что здание бывшего кадетского корпуса непригодно к эксплуатации.
— Были выявлены ограничения в эксплуатации и даны рекомендации по их устранению. При капитальном ремонте эти мероприятия выполнены: облегчена крыша и полы, барельефы сделали ниже, закрепили металлические стяжки. Это же здание 1974 года, не историческое, здесь раньше располагались столовые. Вторая его часть долгое время стояла без отопления и разморозилась. Но сейчас все проблемы решены, что подтвердила новая экспертиза.
— Кто у тебя работает?
— Три комьюнити-менеджера, взаимодействующих с учениками, три айтишника (один из Новосибирска, один из Севастополя, один омич, вернувшийся из Питера) и сотрудник, ответственный за административно-хозяйственный блок. Главное качество, которые мы ищем в сотрудниках, — умение взаимодействовать с различными возрастными и социальными группами, потому что в «Школу 21» приходят и студенты, и руководители успешного бизнеса. Но правило едино для всех вне зависимости от возраста и статуса: мы все здесь на ты. И как показывает практика, люди 40+, 50+ вполне спокойно общаются со вчерашними выпускниками школы и решают совместные кейсы. Да, айтишникам в силу специфики их деятельности непросто работать в группах, но и они раскрываются. Мы намеренно поощряем проектную деятельность, мероприятия, где нужно обмениваться мнениями и опытом.
— Как выглядит обучение?
— Прошедшие предварительное тестирование попадают в «бассейн», который продолжается 26 дней — скоро мы сократим его длительность до двух недель, так как многие берут отпуска, чтобы поучиться. Сейчас у нас есть участники из Иркутской области, Кемерово, Тюмени, Москвы. Здесь изучают основы кода, а также проходит проверка мотивации и обучаемости. Самый большой отсев случается в первую и вторую неделю — примерно 50% приходят в «Школу 21» без опыта ИТ. Кому-то одно задание дается за час, а кому-то — за 12. Я не шучу. Но те, кто «выплывут», сдав экзамены, смогут выбрать обучение по одному из 20 направлений: проджект-менеджмент, биоинформатика, фронтенд и бэкенд разработка, кибербезопасность, тестирование ПО, data science и прочее. В среднем из 300 человек на основной модуль выходит 220 человек. У нас было уже два отбора, а в феврале состоится третий. Первый «бассейн» состоял в основном из студентов, средний возраст — 25 лет. Во втором — уже 31. В первом было 18 декретниц, во втором — 20. Так что мы приняли решение организовать у нас комнату матери и ребенка. Такие ученицы, кстати, как раз и «выплывают» — нет более многофункционального специалиста, чем мама в декрете.
— Обучение проходит в школе?
-На основном обучении можно учиться в смешанном формате. Кампус открыт 24/7, как и доступ к заданиям на платформе. Часть проектов можно сдавать онлайн — только на экзамены необходимо приходить в школу. Учиться очень удобно — платформа выставляет дедлайны, советует ускориться, перейти к тому или иному заданию. Помимо образования у нас есть программа стажировки. Есть даже ребята, которые еще учатся, но уже подрабатывают по специальности. Это разработка простейших приложений, тем не менее, заказчики находятся.
— Получается, вы не конкурируете с вузами, а дополняете их?
— Именно. У нас общая цель — подготовить кадры для ИТ-отрасли. Недавно на нашей площадке состоялся совет ректоров, и там я как раз это подчеркнула. Наши двери открыты для университетов, они могут свободно пользоваться инфраструктурой «Школы 21» для проведения мероприятий, соревнований. Навыки работы с современными информационными технологиями, которыми можно овладеть в школе, однозначно облегчат обучение в вузе, дополнят и разнообразят уже приобретенные в университете.
— И куда сейчас движется ИТ-образование, на твой взгляд?
— В мае 2025 года зампредседателя правительства России Дмитрий ГРИГОРЕНКО объявил, что ИТ-компании с численностью сотрудников от 100 человек и годовым оборотом свыше 1 млрд рублей, использующие госльготы, должны выделять минимум 3% на подготовку кадров. Омская область уже в тренде, потому что мы запустили эти процессы еще раньше. Как раз в мае 2025 года в Политехе открылся «Центр технологий 1С», предусматривающий бюджетные места для подготовки программистов, тестировщиков, системных аналитиков и системных программистов. На базе ОмГУПС действует «Астра-лаборатория» — учебный центр, обучающий работе с отечественным программным обеспечением. Также мы сотрудничаем с компанией «Киберпротект», ставшей спонсором регионального ИT-чемпионата по кибербезопасности «OmCTF». То есть подготовка кадров для отрасли ведется при помощи частных компаний. Бизнес быстрее, гибче, маневренней и только в кооперации вуз-спо-власть-бизнес возможна требуемая сейчас скорость развития. Предприниматели хотят получать на выходе не джуниоров, нуждающихся в допобучении, а уже готовых мидлов, которых можно быстро развить до сеньоров. То есть у бизнеса-то всегда был интерес к взращиванию кадров, просто власть сейчас откликнулась на него и законодательно предложило налоговые льготы тем, кто вкладывается в образование. Похожая история наблюдается и в науке, когда корпорации создают целые институты, центры и сотрудничают с государственными площадками. Так что Омск имеет все возможности для того, чтобы выйти в передовики подготовки ИТ-кадров.
— Есть ли еще проекты, кроме основного обучения?
— В ближайшее время начнем проводить коммерческие интенсивы — корпоративное обучение, основанное на конкретных запросах заказчика. Например, связанных с искусственным интеллектом или работой с большими данными. У нас уже есть заявки из омской, новосибирской и тюменской компаний из сферы торговли и логистики. Я сама проходила такой коммерческий интенсив в новосибирской «Школе 21»: госсектор обучали цифровой трансформации, работе с нейросетями.
— Пригодилось?
— Конечно! Само обучение взламывает шаблоны и стереотипы. В «Школе 21» применяется методика «равный равному», где участники обмениваются знаниями и опытом, а обучение проходит на цифровой платформе. Собственно, именно поэтому мы и можем разработать эксклюзивную программу под конкретный запрос бизнеса или бюджетной организации.
— Какие планы на следующий год?
— Расширить пул партнеров. Провести шесть наборов — график федеральный, но мы можем незначительно от него отклоняться.
— Судя по всему, вы можете и чаще, раз вы за два месяца умудрились собрать два «бассейна».
— Первый набор получился даже больше, чем нужно, — 310 человек. Второй набор самостоятельно укомплектовался. На февральский поток уже заявилось 150 человек.
— Когда ты поймешь, что «Школа 21» заработала на полную мощность?
— Через полтора-два года, когда выпустятся участники первых потоков. Но в глобальном смысле моя задача встроить «Школу 21» в омский межвузовский кампус, вернее стать его одним из самых надежных кирпичиков. Мы постараемся сделать все, чтобы межвузовский кампус получился по-настоящему цифровым.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 декабря 2024 года.
Фото из архива Натальи ШИЛКИНОЙ.
