Если будет политически обеспечено сквозное движение флота, гарантированы глубины, судно может выходить из Китая на Иртыш, а в Омске перегружаться на суда большего тоннажа класса «река-море»

Дата публикации: 15 февраля 2026

Омский речной порт займется контейнерными перевозками и хочет возвести судостроительный завод. 

В Международном мультимедиа центре «Евразия сегодня» в январе прошла встреча в формате открытого разговора, посвященная перспективам развития транспортной системы Иртыш – Северный Морской путь.

Руководитель спортивной школы «Сибирь» Сергей ЩЕРБАКОВ отметил инфраструктурные ограничения развития судоходства по Иртышу. Глубина реки варьируется: до Омска – 2,5 м, выше до Павлодара – до 1,5 м, а в верховьях до Усть-Каменогорска – всего 0,5 м. Для прохода судов требуются попуски воды с плотин, что усложняет навигацию, а современный флот, адаптированный под разные глубины, просто отсутствует.

ЩЕРБАКОВ добавил, что имеют место и геополитические факторы. После распада СССР прервались связи с Казахстаном и Китаем, что затруднило восстановление судоходства. Сейчас Китай активно забирает воду из Черного Иртыша в свои промышленные районы, что снижает сток и опять же усложняет навигацию.

Генеральный директор АО «Омский речной порт» Алексей ВАСИЛЕНКО (на фото) подтвердил, что доходить до Китая мешает отсутствие подходящей глубины. Решить проблему могут дноуглубление и гидротехнические сооружения:

– Нужно произвести соответствующие исследования, запланировать строительство гидротехнических каскадов, проведение дноуглубительных работ. Осложняется все тем, что в некоторых районах скальный грунт, и в этих же районах находятся города и мосты. Соответственно, взрывные работы запрещены, которые предполагает дноуглубление, – обычным земснарядом скальный грунт не возьмешь.

В 2025 году грузооборот Омского речного порта составил 220 млн тонн на км, переработано 4,5 млн тонн грузов – и это всего лишь 40% загрузки порта. Сейчас порт запускает контейнерные перевозки:

– У нас есть контейнерные площадки, приобретен новый ричстакер, также портальными кранами перерабатываем. Получили параграф на Российских железных дорогах для отправки и получения контейнеров ж/д транспортом, в дальнейшем заводим контейнеры на реку: это перевозка контейнеров речным транспортом класса «река-море» на Северный морской путь и в Китай.

ВАСИЛЕНКО рассказал, что они представили проект маршрута транспортного коридора между Азией и Европой по водным путям Обь-Иртышского бассейна, в котором ключевую, осевую, роль играет Иртыш:

– Движение грузов возможно по двум сценариям. Первый – аккумуляция грузов в Омском речном порту и загрузка их в навигационный период в суда класса «река-море», отправка на Северный Морской Путь, а также загрузка на мелкосидящий флот, отправка на Казахстан и Китай. Сценарий второй: если будет политически обеспечено сквозное движение флота, гарантированы глубины, судно может выходить из Китая на Иртыш, в Омске перегружаться на суда большего тоннажа класса «река-море», выходить на Северный морской путь. Этот маршрут делает из Иртыша не просто водный путь, а транспортный коридор, соединяющий Китай, Казахстан и Россию, дает импульс для развития экономики стран, соответственно, и, Омской области.

Помимо этого, порт лоббирует проект судостроительного завода для производства судов класса «река-море»:

– Каждый год мы восстанавливаем порядка 6-7 судов, приобретаем новую технику. В дальнейшем будем покупать новые портальные краны, хотя это очень дорогостоящее мероприятие.

Директор Омского института водного транспорта – филиала ФГБОУ «Сибирский государственный университет водного транспорта» Татьяна НИКИШКИНА сообщила, что в этом году впервые будет объявлен набор по направлению «Цифровая логистика на транспорте». Однако учат там и на традиционные специальности – капитанов, механиков, судовых электриков:

– Потребность в кадрах великая. При распределении на производственную практику наши работодатели даже ругаются на нас: только на одно предприятие требуется 150 человек, а у нас столько нет. Курсантов, к сожалению, не хватает, чтобы закрыть потребность даже Омского региона, не говоря уже о базе за его пределами. Недавно к нам зашли две компании с Волги, тоже хотят забрать наших студентов на практику.

Тем не менее 40% выпускников не работают в полученной профессии: занятость сезонная, флот зачастую отпугивающе старый. Однако новые технологии позволят обеспечить судоводителей стабильной работой, – выразила уверенность НИКИШКИНА.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 января 2026 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



© 2001—2026 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/202735