Движение вниз

Дата публикации: 10 июня 2019

Спектакль про детский сад получил возрастное ограничение 18+. 

В выходные в «Пятом театре» прошла премьера спектакля «Горка»» по пьесе нижневартовского автора Алексея ЖИТКОВСКОГО. В минувшем году она была признана пьесой года на конкурсе современной драматургии «Культноминация». Желание разобраться, что же в ней такого сверхактуального, а в спектакле – тянущего на возрастную категорию 18+, уже способно привести в зрительный зал.

В общем-то здесь – неновая тенденция всех современных драматургов, которых почему-то с завидным постоянством тянет на социальное дно. «Горка» – история о молодой воспитательнице детского сада Насте (Виктория ВЕЛИЧКО), которая живет в съемной каморке с «начинающим сварщиком» Олегом (Станислав ЛЯШЕНКО), ненавидит свою тупую работу и разрывается между претензиями руководства, «наездами» коллег, жалобами родителей и мерзкими выходками детей. 

В ближайшее время Насте надо организовать новогодний утренник и построить во дворе детсада горку. Оба мероприятия преследуют ее кошмаром. Она уже готова замерзнуть на ледовом строительстве, как КАРБЫШЕВ: «Помнишь, нам втирали: дети, это великий герой?!» Авторы спектакля, кстати, рискуют тут повторить скандал с камедивуменшей Натальей МЕДВЕДЕВОЙ и ее неудачной шуткой. С другой стороны, как говорила героиня старого фильма: «Мне приятно, что хотя бы в такой форме вы повторяете пройденный материал». Поскольку история о подвиге генерала рассказывается хоть вскользь и с долей иронией, но весьма правдиво, и для нынешних школьников – это вполне их формат. 

Спектакль создан московско-питерской командой. Режиссер Иван КОМАРОВ – недавний выпускник Щукинского училища. Также он окончил Магистратуру Школы-студии МХАТ и Центра им. В.С. Мейерхольда. Причем, если в первом случае он изучал режиссуру драматического театра, то во втором, заметьте, режиссуру современного театра. Чем, видимо, и является весь этот трэш и сюр, устроенный им на сцене. 

Пластикой занималась балетмейстер Анна ЗАКУСОВА (Санкт-Петербург), которая уже не впервые работает с коллективом «Пятого театра». В частности, она ставила здесь пластические сцены в спектакле «Пьяные».

Художник-постановщик Василина ХАРЛАМОВА (Москва) до этого плотно сотрудничала с Омским академическим театром драмы (спектакли «Кориолан. Начало», «Синяя борода»), и всегда проявляла тягу к аскетичной, но выразительной сценографии. На этот раз сценическое оформление заключается в наклонной треугольной площадке, если не брать во внимание то, что это вообще модная нынче у театральных художников форма, видимо, символизирующей вожделенную горку. Или – ту наклонную поверхность, которая неудержимо увлекает героиню в некую бездну. Отчаяния ли, безумия ли, самой смерти – трудно сказать. Как и трудно понять, удается ли ей «воскреснуть», согласно значению своего имени.

Интересно, что пьеса родилась из невинного родительского чата (с него же начинается спектакль), в котором драматург, а затем и режиссер увидели довольно страшненький театр абсурда. В спектакле нет реальности. И дети, и родители, и работники детского сада – это условные образы, зачастую несимпатичные и даже пугающие: медичка в костюме химзащиты, человек-паук в перчатках-крабах, одноглазый дворник дядя Ваня (замечательная работа Владимира ОСТАПОВА), заведующая в королевской мантии и короне, восседающая между портретами ПУТИНА и ЧУКОВСКОГО (Татьяна КАЗАКОВА). О портретах мы узнаем, правда, только из ремарок, которые читают-пропевают, на манер древнегреческого хора артисты массовки. Это не детский сад, а дурдом, ад, концлагерь. Лепрозорий, как говорит кто-то из персонажей. Видимо, все это делается для того, чтобы зритель понял, как ужасно живется среднестатистической «воспиталке». 

В духе древнегреческих трагедий решен и сон Насти, в котором она усыновляет Озода (Дмитрий МАКАРОВ), постигая все величие материнства. На деле же за мальчиком два дня не приходят его родители-гастарбайтеры, а потом забирают и спасибо не говорят. Межнациональное непонимание как тема, пусть и не главная, – тоже опасная тропа для театральной постановки.

В спектакле много отталкивающего, а зачастую и непонятного. Но его нельзя рассматривать с позиции «нравится – не нравится». Просто что-то попадает в тебя, что-то НЕ попадает. Лично меня больше всего зацепила история жуткого прессинга главной героини. И кульминация этого гнобления – то моральное изнасилование (иначе не скажешь), которому подвергают ее в кабинете заведующей, заставляя вставать на стул и петь дурацкие песенки про эскимосов и про снег, который «на землю медленно ложится и серебрится, и серебрится». Вот здесь, без всяких натяжек, героиня Виктории ВЕЛИЧКО поднимается до высот трагедии. И, учитывая другие недавние успехи актрисы, можно с уверенностью сказать: в «Пятом театре» зажглась новая звезда.

Фото © Александра ГОРБУНОВА, Пятый театр



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/dvizhenie-vniz