«Экспорт стал ядом для экономики»

Дата публикации: 03 июля 2022

Первые лица финансовой элиты обсудили переукрепление рубля. 

17 июня в рамках 25-го Петербургского международного экономического форума состоялся деловой завтрак Сбера на тему «Российская экономика: как построить мост в будущее?». Вход был только по приглашениям. «В 2022 году Россия столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением. Под запретом или угрозой запрета оказалась значительная доля экспорта и импорта, а существенная часть финансовой системы оказалась отрезанной от мировых рынков. В результате в ближайшие годы российской экономике предстоит масштабная структурная трансформация, которая потребует пересмотра экономической политики», – гласил анонс мероприятия.

Модератор дискуссии, председатель правления Сбера Герман ГРЕФ сообщил, что эффект от санкций оказался куда мягче предсказанного как российскими, так и зарубежными экспертами:

– Рубль укрепился, инфляция замедлилась. Снижение ставок и возобновление кредитования экономики – важнейшие факторы придания ей устойчивости. Огромный профицит торгового баланса, резкое снижение спроса на валюту, резкое снижение импортных потоков привели к переукреплению рубля. Такой парадоксальной ситуации не было никогда.

Глава Сбера отметил, что невиданные ранее в мире санкции ставят большую часть экономику нашей страны под удар:

– На страны, введшие санкции против России, приходится 56% отечественного экспорта. Под угрозой – 15% ВВП. Планируется усиление санкционного давления: от 90% российской нефти ЕС собирается отказаться к концу 2022 года, а к 2027 году – от российского газа. 51% импорта в Россию приходится на недружественные страны (из них 31% – Европейский Союз, в целом 30 млрд. долларов). Это затрагивает ряд очень чувствительных сфер: машины и оборудование, фармацевтические препараты, автотранспортные средства. Серьезно ограничена логистика, особенно сильно упали морские перевозки. В шесть раз сократился объем контейнерных перевозок, очень осложнено воздушное движение. Если ничего не предпринимать, инерционное возвращение на уровень ВВП 2021 года может занять 10 лет.

Один из вероятных сценариев спасения – «труба на Восток», который уже начал частично реализовываться. Имеется в виду реализация традиционных для нашей страны экспортных товаров – нефтепродуктов и газа. ГРЕФ объяснил быструю перестройку тем, что по большей части российская экономика опирается на частных субъектов. 73% поставок нефти в марте-мае уже перенаправлены в дружественные страны. Глава Сбера признал, что этого недостаточно и потребуется существенно переструктурировать отечественную экономику.

Министр экономики РФ Максим РЕШЕТНИКОВ согласился, что впереди действительно много работы – построение самостоятельной системы внешнеэкономической деятельности, расчетов, курсов, ценообразования в контрактах, которое давно пора отвязать от доллара, создание своих биржевых индикаторов, разработка собственных технологий и так далее. Чиновник предложил создать условия для нормального ведения бизнеса, а не ударяться в субсидирование каждой отрасли в целях оперативного импортозамещения.

Дмитрий ЧЕРНЫШЕНКО, заместитель председателя Правительства РФ по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, культуры, туризма и спорта, признал, что Россия сама вошла в технологическую колониальную зависимость, покупая коробочные решения, переход же на собственные технологии будет болезненным:

– Во всем мире 70% инвестиций в Research and Development идет со стороны бизнеса. В России эта воронка перевернута. А государство сейчас не очень качественный заказчик. Я имею в виду гражданский сектор. Военно-промышленный, обреченный на автаркию, демонстрирует передовой, мировой уровень. Для меня идеальная картинка распределения государственных и бизнес-инвестиций в RnD – в Израиле. Там 90% инвестиций в развитие науки – со стороны бизнеса, причем половина этих денег от внешних инвесторов, хотя интеллектуальная собственность остается в стране. Мы пока о таком можем только мечтать, но к этому надо стремиться. Наша государственная программа научно-технологического развития – 1,2 трлн. рублей в год. А сколько патентов мы получаем? Сколько продукта вышло на рынок? Конверсия оставляет желать лучшего. Мы сейчас разворачиваемся в сторону бизнеса, когда квалифицированный заказчик технологии масштабирует ее на рынке. Но нашего рынка недостаточно, мы обречены смотреть в сторону экспорта.

Председатель Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Андрей МАКАРОВ заявил, что структурная трансформация российской экономики неизбежна. Вопрос лишь в том, в каком она предстанет виде – деградации или модернизации. МАКАРОВ поинтересовался, кто будет строить мост в будущее, на какие деньги и кто будет за это отвечать. И тут же сам ответил на последнее: "Ах да, никто. У нас ведь в стране никто никогда ни за что не отвечает". Депутат напомнил, что последние семь лет в России уже действовала программа модернизации, которая не дала реальных плодов. Он откровенно поиронизировал над «импортозамещением», когда китайские станки, с его слов, просто перекрашивали и выдавали за отечественные.

— Мы отчитываемся планами, и это страшно. Вопрос не в дешевом труде или даже сырьевых ресурсах, сегодня главная конкуренция в мире разворачивается за качественное государственное управление. Дутые или даже реальные цифры ВВП ничего не значат, важно благосостояние людей, качество жизни, – резюмировал политик.

Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис ТИТОВ подчеркнул, что главное – не скатиться в директивную экономику. По его данным, санкции затронули 87% предпринимателей: заморожен импорт, в три-пять раз подорожала контейнерная доставка, замедлены мировые расчеты. ТИТОВ уточнил, что бизнесу нужна помощь в пополнении оборотных средств, введение нулевых таможенных пошлин.

— Мост в будущее почему-то строим до середины реки, – посетовал омбудсмен.– Нам нужна супер мягкая денежно-кредитная политика, выкуп с рынка денежных обязательств регионов, инфраструктурных проектов, бизнеса разного уровня через облигации, умные налоги, 15%-е страховые взносы, управление развитием должно быть отделено от управления текущим состоянием. 56% опрошенных нами бизнесменов сообщили, что их развитию мешает непредсказуемость политики государства.

ГРЕФ парировал тем, что для рациональных предпринимателей проблемы с импортом – это возможности для производства. А министр финансов России Антон СИЛУАНОВ добавил, что 3 трлн рублей сверх плана направлено на поддержку бизнеса, однако постоянно заливать деньгами экономику не выйдет – ресурсы ограничены, да и неполезно это для всего финансового организма страны. Заместитель председателя Банка России Алексей ЗАБОТКИН уточнил, что денежная эмиссия неизменно приводит к росту инфляции, поэтому это тоже не выход.

Председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей МОРДАШОВ призвал оставаться открытыми миру: только имея доступ к лучшим бизнес-решениям, можно развиваться.

— Нам нужна открытая, свободная рыночная экономика, а для этого нужно убирать барьеры, которых у нас исторически было много, сейчас стало еще больше в виде ответа на санкции. Нам бы не отрезать себе же доступ к пока имеющимся ресурсам! Отмена валютного контроля и выталкивание валюты за рубеж – благо, остро необходимое. Как минимум НДС с авансов надо отменять, – рассуждал предприниматель, отметив чрезмерное укрепление рубля.

ГРЕФ в свою очередь призвал бизнес к перестройке: «Курс выровняется, если вы начнете инвестировать! Не надейтесь на правительство, начните действовать сами». «Давайте ослабим ставку, давайте ослабим валютный контроль, давайте снимем ограничения. Это и даст толчок бизнесу», – настаивал МОРДАШОВ.

– Экспорт становится ядом для экономики, а импорт – лекарством от переукрепления рубля и уничтожения национального производства. Все перевернулось. Человек не способен даже переосмыслить эту ситуацию, а уж перестроить транспортную логистику, инфраструктуру, цепочку платежей… Раньше я и представить себе не мог субсидирование импорта. Резервы заблокированы, у нас нет возможности влиять на курсообразование. Правительство оказалось в руках бизнеса. Макроэкономический баланс будет зависеть от того, как бизнес наладит внешнюю торговлю. На первый план выходит не только скорость перестройки, но и коллаборация бизнеса и власти, – подвел итоги обсуждения ГРЕФ.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 июня 2022 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/eksport-stal-yadom-dlya-ekonomiki