Омские муниципальные рынки планируют сделать многофункциональными.
В октябре на заседании комитета по вопросам экономического развития Омского городского совета генеральный директор АО «Муниципальные рынки» Илья ОЧКИН рассказал о планах долгосрочного развития предприятия.
— Концепция развития нашего АО включает создание новых современных площадок для реализации продукции омских товаропроизводителей, предпринимателей, сотрудничество с фермерскими хозяйствами, организацию фуд-кортов нового формата, – начал свою презентацию со слайдами глава омских муниципальных рынков и рассказал, что на базе Ленинского рынка уже создан фуд-корт.

Он функционирует больше месяца. Там находятся 12 омских корнеров (так называют точки общественного питания в фуд-кортах, у которых есть и кухня, и касса), которые предлагают посетителям кухни России и мира.
— Мы для себя видим развитие в новых трендах – это гибридные пространства, совмещение рынков с кафе, кулинарными зонами, местами для отдыха. Такие мероприятия превращают рынки в мультифункциональные пространства, которые не только удовлетворяют потребности покупателей в продуктах, но и создают уникальный опыт взаимодействия. По сути, они создают некий эмоциональный фон, который способствует тому, что покупатели, клиенты к нам возвращаются, – пояснил идею Илья ОЧКИН.
Он заметил, что одним из направлений деятельности АО по-прежнему является проведение губернских ярмарок.
— Нам интересны и якорные предприниматели. В частности, на Центральном рынке мы заключили договор с федеральной сетью «Умный ритейл». Это «Самокат». Там уплотнили размещение наших торговых объектов. Это позволило повысить как прибыльность филиала, так и загрузку торговых мест, – отметил глава рынков.

Якорным арендатором на Советском рынке стала компания «Бест Прайс» («Фикс Прайс»).
— Там присутствует аудитория, которой интересен данный формат торговли. Мы, со своей стороны, увидели рост трафика в результате размещения этого торгового объекта, а также увеличение прибыльности Советского филиала. Он у нас вышел в прибыльную работу. Была повышена загрузка торговых мест, – пояснил руководитель.
Илья ОЧКИН обозначил проблемы АО, мешающие развиваться. Среди них ограниченные собственные финансовые средства, высокий износ зданий, в том числе кровли, инженерных сетей.
Развитие муниципальных рынков в Омске будет проводиться на средства, которые АО получает от сдачи в аренду торговых площадей. Для реализации запланированной программы ему до 2030 года необходимо вложить 82,7 млн рублей, но сначала их надо заработать. Планируется привлекать и сторонних инвесторов для организации новых форматов рынка. На эту тему уже идут переговоры. Вложения в один из омских муниципальных рынков инвесторы оценивают в сумму около 200 млн рублей.
После выступления руководителя АО «Муниципальные рынки» депутат Валерий СТУДЕНИКИН уточнил, не планируется ли, в частности, у Советского рынка сделать остановку общественного транспорта для лучшей доступности объекта, и заинтересовался, проводился ли анализ – на каком виде транспорта омичи чаще всего добираются до рынков. Илья ОЧКИН заметил, что от остановок у объектов АО не отказалось бы, и пояснил, что, по их данным, 70% посетителей рынков добираются до них на общественном транспорте.
— Вы большой акцент делаете на местном производителе, на фермерских хозяйствах. Это очень хорошо. У вас есть понимание, сколько таких потенциальных арендаторов, которые под эту категорию попадают? Ведь не огромные количества готовы на постоянной основе в долгосрочную или в краткосрочную аренду работать? – уточнил Валерий СТУДЕНИКИН.
ОЧКИН и пояснил:
— Мы взаимодействуем с Министерством сельского хозяйства Омской области. Перечень такой имеется. И ведется диалог. Но все решает экономика. Кому-то интереснее работать в формате реализации продукции через торговых представителей, кто-то после взаимодействия с нами решается и встает на рынки. Мы предлагаем попробовать в ярмарочном формате. Если появляется интерес, предлагаем места и на постоянной основе. Здесь нет универсальных решений.
Валерий СТУДЕНИКИН в свою очередь заметил:
— Я прекрасно это понимаю, но если у нас всего 7–10 потенциальных, то они же все ваши потребности не закроют! Если фермер вырастит трех-четырех бычков, ему не надо постоянно участвовать. Он на ярмарку приедет бесплатно постоять, продать то, что вырастил, и все. А мы говорим о хозяйствах, которые имеют более значительные объемы.
Глава комитета Алексей ПРОВОЗИН заметил, что план развития АО «Муниципальные рынки» вызывает вопросы:
— На фоне жесточайшей конкуренции и падения покупательной способности мы почему-то находимся в парадигме, что это торговое предприятие реализует социальные функции. Я бы рекомендовал начинать избавляться от этой мысли и думать, как получать максимальную прибыль с имеющихся активов. Вы ставите в план развития взаимодействие и сотрудничество с фермерскими хозяйствами. Почему-то много разговоров про фермеров. Зачем нам думать про их дела? Нас это вообще не интересует. Нас интересует зарабатывание денег! Почему вы решили, что надо работать с фермерскими хозяйствами? Почему не с крупными производителями? У вас же есть возможность предоставлять площади вообще без аренды? Если вы построили фуд-корт, зарабатывайте на нем деньги. Для фуд-корта нужен трафик. Поставьте «якорь» для трафика и зарабатывайте на трафике! Зачем вы хотите зарабатывать на «якоре»?! Откройте представительства (условно) крупных, мощных агрохолдингов. Пусть птицефабрика выкладывает свое яйцо по самой низкой в городе цене. На это яйцо пойдет трафик, и вы на нем заработаете! На мой взгляд, ваш план хороший, но очень неполный. Куцый по инструментарию.
Алексей ПРОВОЗИН предложил муниципальным рынкам предоставлять крупным товаропроизводителям площади без аренды, например по договорам совместной деятельности.
— АО располагает большим количеством квадратных метров. Это просто активы. И логистически эти квадратные метры расположены весьма удачно. Рассмотрите возможность их использования под склады, под локальные пищевые производства. У нас департамент образования проводит тендеры на школьное питание. А что, на рынке нельзя централизованно лепить пельмени?! Кроме того, у вас есть технические условия. Еще с советского времени вам достались прекрасные подстанции, диаметры труб. На некоторых рынках можно хоть сейчас завод построить! – набросал варианты использования рынков Алексей ПРОВОЗИН.
«У нас практически по всем рынкам достигнут предел по электрической мощности», – заметил ОЧКИН и добавил, что в плане стоит мероприятие по оценке покупки дополнительной электроэнергии.
Валерий СТУДЕНИКИН предложил сделать одно из заседаний комитета выездным – на обновленном рынке.
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 октября 2025 года.
Иллюстрации © презентация АО «Муниципальные рынки»
