Работы удивляют внушительным форматом, сочетанием техник и необычным названием.
Выставка «Эпифании Марии Смольяниновой» (0+) начала работу в Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. На ней представлено более 70 офортов.

– Чаще всего мы показываем современных художников на примере Омского и Сибирского регионов, а сейчас у нас есть замечательная, редкая возможность познакомить зрителей с творчеством представителя московской школы графики, – подчеркивает старший научный сотрудник Музея имени М.А. Врубеля Елена РЕУТОВА.

Мария СМОЛЬЯНИНОВА – автор с самобытным, индивидуальным художественным почерком и богатым творческим потенциалом. Печатной графикой она занимается с 2008 года, до этого практиковалась в живописи и пастели.

– Работаю я сериями, так мне легче выразить свое мироощущение, – рассказывает художница. – Использую технику акватинта, сухая игла и другие, часто сочетаю различные техники и приемы. Создание офорта – длительный процесс, и от идеи до воплощения может пройти много времени.

Впечатления Мария накапливает постепенно, делает дневниковые записи. Ее работы поражают большим форматом, часто до метра – сразу представляешь, насколько сложно было их сделать. С другой стороны, рисунок так легок, что, кажется, появился сам собой. Это отражает один из творческих принципов художницы. «Не должно быть видно труда и пота в работах», – говорит она.

На выставке представлены серии «Январь в Крыму», «Московский рэгтайм», «Музыка Петербурга», «Сакартвело», «Вечный пейзаж», «Свияжск». Это отражение поездок автора по России и другим странам.

Тема дороги вообще важна для творчества Марии СМОЛЬЯНИНОВОЙ. Эта тема ярко проявляется, например, в работе «Зима», где мы видим железнодорожные пути, словно расчерчивающие снег, крыши пристанционных домиков и, кажется, даже слышим гудки паровозов.

Петербург для художницы – это стройное музыкальное звучание, тогда как Москва – нечто совершенно иное. Это скорее джазовая импровизация, поэтому и серия называется «Московский рэгтайм». Есть и несколько отдельных листов с московскими пейзажами.

– Вот это – набережная возле здания Новой Третьяковки, – показывает Мария. – Там происходит очень активная жизнь: брызжут фонтаны, бегают дети, ездят люди на самокатах, и все это создает такой шум города. Я много лет ходила туда со студентами на пленэры, наблюдала, мне хотелось как-то для себя сохранить именно это ощущение. И от первоначального замысла до воплощения прошло три года. В этом листе у меня практически соединились все офортные техники. Чтобы получить эти брызги, мне пришлось сделать резерваж: это когда тушь разводится со специальным сахаром, потом делается рисунок на доске, высушивается, затем покрывается тонким слоем кислотоупорного лака. После этого я кладу доску в кипяток, тушь «взрывается», срывает пленку лака, и получается рисунок, который уже можно засыпать акватинтом и дальше травить.

Офорт – это девяносто пять процентов процесса и пять процентов результата, считает Мария СМОЛЬЯНИНОВА. Но этот процесс такой интересный, что захватывает тебя полностью. И еще это сотворчество с материалом, который может продиктовать тебе что-то свое и значительно изменить задумку.

Куратором выставки выступает директор Музея-заповедника «Остров-град Свияжск», соучредитель Фонда поддержки современного искусства «Живой город» Артем СИЛКИН.

– В Свияжске у нас есть Арт-резиденция, куда я приглашаю и омских художников, – говорит он. – Там у нас мастерская печатной графики с офортным станком, керамический участок с печами для обжига, небольшая мастерская художествееного стекла. Мария тоже принимала участие в нашей Арт-резиденции, и после знакомства с нею, с ее работами родилась эта выставка.

Эпифании – так с легкой руки искусствоведа Александра МЕЛЬНИКА стали называть работы Марии СМОЛЬЯНИНОВОЙ. Слово это греческое, и у него много значений, но в данном случае оно означает вспышку, озарение, короткий импульс, когда реальность преображается.

«Эпифании Марии Смольяниновой» можно увидеть в Омске до 1 февраля. Две работы останутся в подарок музею.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ
