Караваджо – история из первых уст

Дата публикации: 07 декабря 2020

В омском «Эрмитаже» оживили дух великого художника. 

            В Театре живописи, который базируется теперь в Центре «Эрмитаж-Сибирь», в рамках музейно-театрального проекта «Театр в театре», состоялась премьера спектакля «Я – Караваджо» (16+). В основе – история жизни и творчества Микеланджело  Меризи да Караваджо, одного из самых противоречивых и загадочных художников  XVII  века.

            Создатель и руководитель Театра живописи Николай МИХАЛЕВСКИЙ еще два года назад делился идеей спектакля, и вот – он родился. Слухи и загадки, подлинные факты биографии слились в увлекательный, почти детективный и немного мистический сюжет.

            Действие спектакля происходит в петербургском Эрмитаже. Под вечер три дамы репетируют там будущее концертное выступление. Они играют Вивальди на фоне картин Караваджо. И вдруг музыка словно вызывает дух автора полотен. Появляется импульсивный молодой человек в современной одежде (Егор УЛАНОВ), который упорно утверждает, что он и есть Караваджо.

            Неверие и насмешки перерастают в спор о личности художника. Актриса (Татьяна ФИЛОНЕНКО) сыплет обвинениями, приводя в качестве доводов то, что ей доводилось прочитать о Караваджо -  дуэлянте, убившем человека, гуляке и прожигателе, не отличавшемся почтительным поведением. Он же может рассказать другое: о вечном споре в себе божественного и земного, о таланте и греховных соблазнах, о творчестве, которое идет от сердца.

            И постепенно Караваджо остается на сцене один – один со своими произведениями. Его исповедь, его история звучит горячо, почти горячечно. И в этом невероятно взятом темпе УЛАНОВ великолепен.

            Мы понимаем, чего стоило его герою быть реформатором в живописи и писать свои библейские сюжеты с человеческих позиций, отстаивать право рисовать мадонн и святых с падших женщин – ведь они прекрасные натурщицы.  Наверное, сегодня Караваджо называли бы модным художником и с легкостью прощали бы ему взрывной характер и творческие вольности. Но в папской Италии не приветствовалось разрушение канонов, поэтому  востребованность и неприкаянность художника шли рядом, и восторги публики нередко заканчивались гонениями. Конфликты, мутные слухи… «Беги, Караваджо!» — и на видеопроекции вновь возникает неясная убегающая фигура в коротком плаще.

            Спектакль получился немного неровный. То, что происходит до и после почти полуторачасового монолога, выглядит натужно и надуманно. Конечно, главное здесь – выход именно на этот монолог, который хоть и рассказывает нам о многом, столько же оставляет за рамками. Специфика Театра живописи такова, что его спектакли должны побуждать зрителя на дальнейшее знакомство с биографиями художников и их произведениями.

            Вернувшиеся в финале девушки-музыканты (Светлана ШИРОКОВА, Виктория СУХИНИНА) и Актриса вдруг меняют свое отношение к Караваджо. Актриса предлагает сделать спектакль «Караваджо – молодец!» и приглашает молодого человека сыграть…самого себя? Пока она экзальтированно говорит об этом, тот тихо растворяется в полумраке зала.

            Беги, Караваджо! Как когда-то от злых слухов, беги от слащавого признания. Оно не идет тебе еще больше. И как ты там говорил: «Караваджо не золотая монета, чтобы всем нравиться».

            Спектакль вошел в программу проходящих с 5 по 7 декабря Дней Эрмитажа в Омске.       

            Фото @ Георгий РОМАНЕНКО



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/karavadzhoistoriya-iz-pervyh-ust