Издательство «Альпина Паблишер» выпустило в свет книгу Надежды ДЕМКИНОЙ «Право на творчество: Судьбы художниц Российской Империи» (М.; 2026 год; 300 стр.; тираж 2000 экз.; 12+).
Софья Сухово-Кобылина и Елизавета Бем, Вера Ермолаева и Александра Щекотихина, Елизавета Званцева и Магда Нахман, Юлия Оболенская и Елена Поленова, Ольга Розанова и Елена Гуро, Варвара Бубнова и Анна Голубкина – как правило, читатель слабо представляет себе их творчество, находящееся в тени их современников: Ильи Репина, Виктора Васнецова, Константина Коровина, Исаака Левитана. Как вышло, что выдающиеся художницы не получили той славы, которой были достойны? Каким был их путь к большому искусству, чем они жили, что их вдохновляло? Как переплетались их судьбы с бурной эпохой? Об этом написала книгу-исследование петербургская художница и журналистка Надежда ДЕМКИНА.
В начале XIX века в академических списках получивших звания и серебряные медали появляются женские имена. Софья Сухово-Кобылина стала первой женщиной, получившей золотую медаль Академии художеств.
«Часто это жены или дочери художников либо те, кто мог себе позволить несколько лет брать частные уроки живописи у профессоров самой Академии или у мастеров за границей. Кстати, были и те, кто брал уроки, но не подавал свои работы на академические выставки, не претендуя на официальное признание. Художницы были, и медали (серебряные и малые золотые) им присуждали, но все они, как и сама Софья, не учились в прекрасном здании на Университетской набережной, а занимались индивидуально у профессоров из Академии или получали образование в других местах и странах. Затем подавали свои картины на участие в академических выставках. И в итоге могли получить поощрение в виде медалей и даже (если сдавали экзамены) звание неклассного художника. «Неклассный» – не оценка творчества, а показатель того, что художник не имеет класса или чина и не может продвигаться по службе. Женщины на службу не принимались и, следовательно, иметь чин не могли. Единственным исключением были чины придворных дам, состоявших на официальной службе при императорском дворе (фрейлин и т.д.), однако они не включались в Табель о рангах и не сопоставлялись с мужскими чинами» («Альпина Паблишер», Forbes Woman).
Автор книги Надежда ДЕМКИНА окончила факультет филологии СПбГУ, отделение русского языка и литературы. Занимается графикой (пастель, линогравюра), живописью.
