Книжный клуб: «Формы творчества»

Дата публикации: 27 января 2023

Санкт-Петербургское издательство «Нестор История» выпустило книгу «Природу в звуки претворил...". А. Н. Скрябин глазами современников» (2022 год; 520 стр.: тир.1000 экз.).

Издание посвящено одной из ключевых фигур музыкальной жизни России начала XX века – композитору Александру Николаевичу Скрябину (1872–1915). В сборнике представлены тексты интервью, письма В. И. Скрябиной и Т. Ф. Шлёцер-Скрябиной к друзьям, а также стихи, посвященные композитору. Значительную часть сборника занимают воспоминания о Скрябине современников, среди которых дочери композитора Мария и Марина, его двоюродный брат Аполлон, поэт К. Бальмонт, скрипач Н. Авьерино, пианисты М. Мейчик, А. Дроздов, Эмиль Боскэ, музыковед Роза Ньюмарч. Многие тексты публикуются впервые. В приложении публикуются полные тексты обоих выпусков «Известий Петроградского Скрябинского общества» и два очерка составителей книги А. С. Скрябина и В. В. Попкова, посвященные биографии композитора и истории Скрябинских обществ. Книга иллюстрирована фотографиями, факсимильными воспроизведениями документов и снабжена необходимым справочным аппаратом.

Владимир Попков – музыковед, текстолог, заведующий отделом научной работы Мемориального музея А. Н. Скрябина. Александр Скрябин – кандидат исторических наук, доцент. Президент «Фонда А. Н. Скрябина». Член Союза композиторов России. Зам. гл. редактора журнала «Фортепиано».

В книге приведены тексты интервью композитора, например, 8 октября 1911 года с ним беседовал корреспондент «Южной мысли», пишущий под псевдонимом Бобыль (М. С. Кауфман). На вопрос «Вас, Александр Николаевич, причисляют к композиторам новейшей французской модернистской школы. Это правда?» Александр Николаевич ответил:

Я не примыкаю ни к одному из современных течений в искусстве. Подчеркиваю, что не примыкаю сознательно. Совпадения же возможны и неизбежны. Все указывают на характерную аналогию между творчеством Баха и Генделя; между тем композиторы эти при жизни отрицали друг друга. Вся современная модернистская французская школа воспиталась на Мусоргском и Римском-Корсакове. Дебюсси, Равель и многие другие взяли материалы для своего творчества у Мусоргского, переработали его чрезвычайно тонко и культурно и создали полные глубочайшего интереса формы творчества.

12 +



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/knizhnyy-klub-formy-tvorchestva