Издательство «Летопись» выпустило в свет книгу Кирилла МОШКОВА «Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922—2022» (СПб.; 600 стр.; тираж 2000 экз.).
Книга издана в год 100-летия российской джазовой сцены и стала результатом многолетней исследовательской работы автора. На этих страницах собраны малоизвестные исторические факты, многочисленные интервью с носителями языка джаза, рассказы о легендарных персоналиях российского и зарубежного джазового движения, авторские высказывания о музыке, звуке, инструментах, стилях и манерах исполнения, обширная подборка уникального фотоматериала.
Этот фотоальбом – дань памяти и уважения людям, чьи судьбы неразрывно связаны с джазовой сценой России и вплетены в ее историю. Издание вышло при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Фонда Игоря Бутмана, предназначено для профессиональных музыкантов, любителей джаза и всех тех, кто интересуется историей музыкальных движений в России.
В основу книги лег максимально развернутый сценарий телеверсии фильма «ДЖАЗ 100», над которым автор работал в 2021-2023 годах (фильм был показан на 45-м ММКФ в апреле 2023). В том виде, в каком книга вышла, она была создана чуть более чем за год – параллельно с работой над сценарием, съемками и монтажом фильма.
Как отметил автор (moshkow.net), «на самом деле я писал ее не год, а более четверти века: некоторые интервью с музыкантами, фрагменты которых я использовал в книге, были взяты в 1996 году, то есть 27 лет назад (ох ты, неужто так давно?)
Текст состоит не только из интервью: я суммирую все, что узнал об истории российского джаза из других источников, обильно цитирую тексты своих коллег и предшественников, а также автобиографические книги ряда музыкантов, чтобы панорама представленной информации была максимально разнообразной, а факты попадали к читателю из первых рук. При этом бОльшую часть текста составляет, как теперь говорится, авторский нарратив, то есть рассказ от лица автора. Пришлось и побороться с расхожими мифами и легендами, накопившимися за столетие; в ряде случаев – уточнить версии, казавшиеся незыблемыми, а кое-что и опровергнуть».
Кирилл МОШКОВ выразил глубокую признательность исполнительному директору Фонда Игоря Бутмана Роману Христюку, ассистенту Наталье Кравченко, а также патриарху российского джазоведения Владимиру Борисовичу Фейертагу.
