Криминалистика – наука для адвокатов

Дата публикации: 21 марта 2022

О новом обучающем проекте «Адвокат-криминалист» для юристов и адвокатов рассказывает «КВ» генеральный директора ООО «Бюро судебных экспертиз», кандидат юридических наук Алексей АЛГАЗИН. 

– Алексей Игоревич, расскажите о вашем проекте. Почему такое название, для чего он создан?

– Всё по порядку. По сути мы продолжаем традиции практического обучения действующих юристов и адвокатов, существовавшие в юридических кругах достаточно давно. Еще в дореволюционной России лекции по судебной медицине и криминалистике были популярны ни только среди студентов университетов, но и среди практикующих адвокатов. Так, например, ещё в 1864 году среди практикующих судебных юристов пользовались успехом лекции и практические руководства по судебной медицине адъюнкт-профессора кафедры судебной экспертизы Московского университета Дмитрия Егоровича Мина, который был блестящим практиком и учёным.
Идея создания обучающего проекта для юристов-судебников и адвокатов, который мы осуществляем при поддержке «Ассоциации криминалистов и судебных экспертов», состоит в том, чтобы научить юристов правильно и эффективно использовать специальные экспертные познания.

С учётом специфики проведения различных видов судебных экспертиз, юристу-представителю стороны в арбитраже (или суде общей юрисдикции), а также адвокату, защищающему доверителя по уголовному делу очень сложно правильно назначить экспертизу (исследование), поставить нужные вопросы перед экспертом, и оценить выводы экспертов, не являясь специалистом.
Для того, чтобы юристы научились мыслить, как криминалисты, умели эффективно доказывать важные для дела обстоятельства с помощью судебных и криминалистических экспертиз, эксперты нашего Бюро подготовили комплекс обучающих материалов. Название «Адвокат-криминалист» мы выбрали исходя из целей спецкурса.

– Какие темы будут рассматриваться на вашем спецкурсе?

– Мы со слушателями рассмотрим несколько основных блоков, касающихся: видов современных судебных экспертиз, специфики их проведения в профильных экспертных организациях региона и страны, особенностей тактики назначения и оценки отдельных экспертных исследований (товароведенье, почерковеденье, лингвистика, пожаротехника, криминалистические и экономические исследования и др.). Такую специфику важно знать любому юристу-судебнику.

Так, например, перед назначением почерковедческой экспертизы по копии документа, необходимо быть уверенным, что данный документ не содержит признаки монтажа подписи или почерка. Если эксперт не может ответить на вопрос о монтаже, то вывод о принадлежности подписи конкретному лицу также можно поставить под сомнение.

Или, например, при назначении лингвистического исследования по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации, нужно различать высказывания лица, которые являются его личным субъективным мнением, от тех, которые являются утверждением о фактах. В первом случае, такие высказывания не рассматриваются как порочащие честь, достоинство и деловую репутацию, а во втором – наоборот.

– Вы часто рассказываете о том, как эксперты вашего Бюро проводят критическое рецензирование экспертиз других организаций, даже государственных. Будет ли данная тема в спецкурсе для юристов?

– Конечно, ведь рецензирование (критика) необъективных экспертиз – это очень популярное направление в судебном доказывании. Кроме того, у нас есть сотни примеров подготовленных в Бюро рецензий, которые будут интересны для юристов и адвокатов.

Так, например, по одному из уголовных дел была произведена экспертиза ДНК предполагаемого преступника, при ознакомлении с которой наши эксперты выяснили, что в ходе осмотра места происшествия было изъято одно доказательство с предполагаемыми следами ДНК, а экспертом поступило другое, в другой упаковке и со следами применения криминалистических порошков. Эти обстоятельства поставили под серьезные сомнения достоверность экспертизы ДНК, и суд не признал данную экспертизу достоверным доказательством.

По другой нашей рецензии, мы анализировали работу комиссии экспертов-психиатров. Оказалось, что специалисты исследовали не тот временной период жизни лица, который имел юридическое значение для оценки того, понимало ли лицо значение своих действий при совершении сделки, а на часть имеющихся записей в медицинской карте эксперты не обратили внимание.

При рецензировании материалов судебно-медицинской экспертизы, наши эксперты обнаружили, что судебный медик неверно определил причину смерти якобы от удара по голове тупым предметом, при этом указав прижизненные признаки смерти от переохлаждения, как посмертные. Такие критические рецензии, дают возможность юристам и адвокатам оспорить неполные и необъективные экспертизы путем заявдения ходатайств о назначении повторных судебных экспертиз.

– Получат ли юристы и адвокаты какие-то документы и материалы по окончании обучения?

– Да, конечно. Обучение предусмотрено в очной и заочной (дистанционной) форме обучения. В обоих случаях слушатели спецкурса «Адвокат-криминалист» получат сертификат о прохождении обучения, свидетельство установленного образца, а также комплект обучающих материалов.

– Алексей Игоревич, расскажите напоследок о какой-нибудь интересной экспертизе из новых!

– С удовольствием. Недавно нам поступила заявка о проведении внесудебного исследования обстоятельств смерти русского дайвера в Шарм-Эль-Шейхе, якобы от нападения тигровой акулы. Нашим экспертам предстоит исследовать поврежденное оборудование дайвера и определить, относятся ли разрывы и разрезы к следам зубов тигровой акулы или какого-предмета (ножа, стропореза и др.). К участие в этой сложной экспертизы будут привлечены эксперт-трасолог и эксперт-ихтиолог. 

ООО «Бюро судебных экспертиз» – исследования, экспертизы, рецензии, обучение
www.omsksudexpert.ru
8-913-159-1810

Фото © ООО «Бюро судебных экспертиз»

® На правах рекламы



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/kriminalistikanauka-dlya-advokatov