Кто не рискует, тот... не сядет: бизнес в России вести по-прежнему опасно-1

Дата публикации: 28 февраля 2021

Даже в 100% легально действующую компанию могут прийти с обыском – просто потому, что под уголовное дело попал ее контрагент, партнер, даже арендодатель. 

В конце января Центр конференций «СЕГОДНЯ» провел в веб-формате мероприятие на тему «Уголовно-правовые бизнес-риски-2021». За 20 лет существования Уголовного кодекса РФ наибольшему реформированию подверглась система норм, предусматривающих ответственность за экономические преступления, в том числе в предпринимательской сфере. Начиная с 2009 года наметилась тенденция на гуманизацию уголовной политики. Тем не менее громкие дела не увеличивают уверенность бизнеса в завтрашнем дне – более 70% опрошенных Федеральной службы охраны считают ведение бизнеса в России небезопасным. Приводим наиболее любопытные выступления спикеров конференции.

Дмитрий ГРИГОРИАДИ, председатель коллегии адвокатов города Москвы Grigoriadis Group, общественный представитель уполномоченного при Президенте РФ: «Если региональная прокуратура, региональные суды говорят, что все нормально, не надо останавливаться – после судебной реформы очень много отмен в апелляции, вышестоящих инстанциях»

— В настоящее время даже на 100% законопослушные компании, на 100% легальные, с каждым годом имеют все больше шансов столкнуться с процессуальными действиями надзирающих, следственных органов и непосредственно оперативных служб. Важный факт: количество возбуждаемых уголовных дел по экономической направленности динамично растет. С одной стороны, бесспорно активизировались МВД РФ, Следственный комитет России в части контроля расходования средств госкомпаний, компаний с госучастием в части уплаты налогов, поиска связей с компаниями-однодневками, расходования средств при строительстве многоквартирных жилых домов (таких дел особенно много на юге России). С другой стороны, очень большую часть расследований инициирует именно деловое сообщество, как ни странно – преследуя своих конкурентов, партнеров, контрагентов, бывших или действующих директоров. У инициирующих уголовное преследование есть право не ходить в арбитражный суд, воспользоваться именно уголовным преследованием для того, чтобы защитить свои права, оказать давление... Этим злоупотребляют сами предприниматели, повторю.

Все это повышает риск того, что даже в 100% легально действующую компанию могут прийти органы с обыском, допросом – просто потому, что под уголовное преследование попал ее контрагент, партнер, даже арендодатель. Для бизнеса это, разумеется, шок. Вот небольшой курс молодого бойца. Нужно понимать, что обыски проводятся только в рамках возбужденного уголовного дела. Обыск существенно отличается от обследования жилых помещений – последние проводятся чаще и связаны с налоговыми проверками, исследованиями предварительных данных, для них достаточно рапорта оперативника. Обыск в жилых помещениях должен быть согласован и утвержден решением суда. Без судебного решения обыск в жилом помещении незаконен, но обыск может проводиться без решения, если нет времени для обращения в суд. Если речь идет о нежилом помещении, то обыск проводится на основании постановления следователя, которое вручается при производстве обыска. Из него надо обязательно сделать выписки – копировать его не дают, поскольку там содержится фабула уголовного дела. Есть небольшой лайфхак: включить диктофон и зачитать постановление вслух. На обыске в обязательном порядке должны быть понятые. Без их наличия обыск незаконен.

При обысках оперативные работники могут запретить покидать помещение присутствующим, запретить общаться между собой, у них есть право проводить личный досмотр с изъятием телефонов, электронных устройств. У обыскиваемых есть право копировать изымаемые документы, данные с электронных носителей – предприятие ведь не должно быть парализованным. По итогам проведения мероприятия составляется протокол, куда в обязательном порядке необходимо записать свои возражения, замечания к процедуре обыска, какие нарушения были зафиксированы.

Деловое и адвокатское сообщество сейчас сталкивается с формальным отношением к доводам – жалобы, обращения не изучаются должным образом, зачастую их попросту перенаправляют вниз: из генеральной прокуратуры обращение попадает в прокуратуру субъекта Федерации, а затем частенько к лицу, на которого пожаловались. Это нарушение действующего законодательства, очень большая проблема. Стоит обратить внимание на специальные площадки, созданные для того, чтобы усиливать доводы лица, пытающегося заявить о незаконности проводимых действий. Их много, но наиболее эффективный, на мой взгляд, Аппарат уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей, имеющий большую сеть своих представителей. Есть Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» с достаточно экспертными адвокатами. Есть очень интересная, недавно появившаяся цифровая платформа «ЗаБизнес.РФ». Я часто обращаюсь туда по своим доверителям. Есть «Опора России» с межведомственной группой в прокуратуре.

Важно в процессе защиты от незаконного давления проявлять большую активность, методично оспаривать в порядке 124-й и 125-й статей Уголовно-процессуального кодекса действия или бездействие должностных лиц. По ступенькам продвигаться выше. Сразу писать наверх не надо! Если региональная прокуратура, региональные суды говорят, что все нормально, не надо останавливаться. После судебной реформы очень много отмен в апелляции, вышестоящих инстанциях. Надо добиваться справедливости, в том числе формируя судебную практику. Как только вас услышат, ситуация придет в правовое поле, а там всегда побеждает правда.

Каждый год успешных кейсов становится все больше. В 2020 году был очень интересный кейс на цифровой платформе, связанный с прекращением уголовного преследования по липецкой трубной компании «Свободный сокол». Это большое предприятие на 2000 человек, трубы отправляются в Австрию, Великобританию, Коммунарку и так далее. Они столкнулись с достаточно серьезным уголовным давлением, были арестованы директора, активы, компания оказалась на грани уничтожения. Все обвинения полностью сняли, разъяснили права на реабилитацию, возмещение расходов, прокуроров области уволили по требованию генерального прокурора, произошли ротации, чистки в следственных органах. По Аппарату уполномоченного при Президенте было несколько оправдательных приговоров, в дела которых включался очень активно омбудсмен. Был громкий оправдательный приговор по Александру ХУРУДЖИ, директору компании «Энергия» в Ростове. Тоже был уволен прокурор округа, ротации, перестановки. Дел, возбужденных в отношении незаконно действующих полицейских, немного, видимо, спасают честь мундира... Но они есть.

Ксения АМДУР, советник уголовно-правовой и общей практики Alliance Legal Consulting Group: «У меня есть опыт работы на крупной выездной налоговой проверке, когда подчиненные впали в панику и наговорили того, чего даже не было на самом деле»

— Необходимо обучить своих сотрудников поведению в случаях, когда правоохранительные органы могут посетить офис: при обысках, при выемках, при осмотре места происшествия, при проведении оперативно-розыскных мероприятий (опроса, наведении справок, обследования помещения), а также при вручении корреспонденции. Я выделяю последнее в отдельную категорию – это может быть вручение повестки или письма, чего-то незначительного, не имеющего отношения к уголовному делу, но все это позволяет собрать информацию.

Уведомите сотрудников секретариата, ресепшен, охрану, тех, кто сталкивается с посетителями, что визит правоохранительных органов в принципе возможен. Нужно выяснить информацию о том, кто вручает корреспонденцию – имя, фамилию, должность, место службы. Если сотрудник отказывается назвать себя, важно сохранять спокойствие. Нельзя отвечать на дополнительные вопросы, важно вежливо порекомендовать переговорить с руководителем предприятия. Сотрудникам, которые не контактируют с посетителями, рекомендуется не принимать никакую корреспонденцию.

К сожалению, сотрудники часто злоупотребляют плачем, истерикой. У меня есть опыт работы на крупной выездной налоговой проверке, когда подчиненные впали в панику и наговорили того, чего даже не было на самом деле! Общаться с правоохранительными органами без адвоката сотрудникам нельзя. Как правило, правоохранители негодуют, если им не отвечают на вопросы, но потом вручают повестку и согласовывают время опроса.

Важно записать, какие документы оказались в ведении органов, какие вопросы задавались. Передавая документы, проследить, чтобы они оказались в общей стопке, а не ушли на сторону. Как только пришли правоохранительные органы, нужно прекратить работу, заблокировать компьютер.

Большую информационную безопасность обеспечивает хранение документов в облачном хранилище с отдельным паролем для входа, отличающимся от пароля для компьютера. Видеокамеры, установленные в офисе, также помогут зафиксировать серьезные нарушения.

Вячеслав ВОРОНИН, доцент кафедры уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина: «Уголовное законодательство используется нашим законодателем в качестве универсального инструмента для решения любой проблемы»

— Хочу отметить, какой популярной стала уголовная повестка в том числе на бизнес-конференциях. Это связано, на мой взгляд, с репрессивностью российской политики. Уголовное законодательство используется нашим уважаемым законодателем в качестве универсального инструмента для решения любой проблемы, любого общественно резонансного кризиса, в том числе связанного с бизнесом. На мой взгляд, уголовное право не должно препятствовать экономическому развитию, а должно ему содействовать, должно обеспечивать безопасность бизнеса. Самый действенный метод избавления от этих уголовно-правовых рисков – это профилактика на более ранних стадиях.

Продолжение читайте здесь.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 февраля 2021 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/kto-ne-riskuet-tot-ne-syadet-biznes-v-rossii-vesti-po-prezhnemu-opasno-1