Муниципальный пассажирский транспорт Омска переводят на нетто-контракты

Дата публикации: 30 ноября 2025

В горсовете обсудили бюджет на 2026 год. 

В Омском городском совете прошли публичные слушания по проекту бюджета города Омска на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов.

Бездефицитный бюджет

Директор департамента финансов Ольга ИЛЮТИКОВА рассказала, что впервые был сформирован бездефицитный бюджет, где доходы и расходы составляют 40 млрд 389 млн рублей.

— Доходы бюджета по сравнению с первоначальным бюджетом текущего года больше на 2 млрд рублей. 48% от всей доходной части составляют налоги. По сравнению с первоначальным проектом 2025 года, когда сумма составляла 17 млрд рублей, рост налогов составляет 2,2 млрд рублей. Такой рост обеспечен в том числе за счет прогноза социально-экономического развития города с положительной динамикой, роста потребительских цен, роста среднемесячной начисленной заработной платы и, конечно, с учетом государственных гарантий повышения минимального размера оплаты труда, – отметила глава департамента финансов.

Неналоговые доходы Омска в следующем году по прогнозам составят 3 млрд рублей. Цифра оказалась меньше ожидаемой на 1,23 млрд рублей в связи с отменой в 2026 году заключения муниципальных контрактов на организацию пассажирских перевозок, где доходы зачислялись в доходную часть бюджета.

— Мы переходим на использование механизма нетто-контрактов. У нас в доходе бюджета остается порядка 600 млн рублей от брутто-контрактов, которые заключены на три года и являются магистральными, – пояснила Ольга ИЛЮТИКОВА на комитете по экономическому развитию, который состоялся 6 ноября.

Напомним, брутто-контракт, от которого отказывается администрация, – когда оплата за билеты поступает в бюджет города, а он уже рассчитывается с перевозчиками за работу – исходя из пробега и т.д., а нетто-контракт подразумевает, что вся выручка идет непосредственно перевозчику.

Ольга ИЛЮТИКОВА рассказала, что на данный момент заключено 9 соглашений с застройщиками на поддержку строительства социальной сферы. В безвозмездных поступлениях на 2026 год такие перечисления от застройщиков составят 186 млн рублей. Уже подобные соглашения заключены на 787 млн рублей.

— На содержание и развитие инфраструктуры города в проекте бюджета на 2026 год предусмотрены средства в объеме почти 10 млрд рублей, или 24% от всех расходов. Только на содержание объектов ЖКХ запланировано 2,3 млрд рублей. На проведение капремонта МКД – 260 млн рублей, – отметила Ольга ИЛЮТИКОВА.

Дополнительно до конца 2027 года город получит из вышестоящего бюджета почти 1 млрд рублей на ремонт тепловых сетей.

В рамках новой программы по переселению граждан из аварийного жилья администрация Омска уже получила 150 млн рублей, что позволит расселить 80 человек.

Дорожный фонд – 4,7 млрд рублей

540 млн рублей в 2026 году предусмотрены на посадку деревьев, кустарников, цветников, уборку парков и скверов, 5,5 млн рублей – на создание безбарьерной среды (продолжение обустройства заездных карманов, посадочных площадок, замену остановочных павильонов), 28 млн рублей – на благоустройство общественных территорий (из вышестоящих бюджетов эта сумма привлечет 250 млн рублей). Кроме того, около 11 млн рублей будут вложены в восстановление городских лесов.

Муниципальный дорожный фонд на 2026 год составит 4,745 млрд рублей. Основные траты распределены так: на содержание дорог в нормативном состоянии – 2,5 млрд рублей, на ремонт тротуаров – 150 млн рублей, на ремонт межквартальных проездов – 100 млн рублей, на благоустройство сектора ИЖС – 170 млн рублей, на ремонт подземного перехода у торгового центра «Омский» – 50 млн рублей, на приобретение 39 единиц дорожной техники – 419 млн рублей.

— Всего в течение трех лет на обновление парка дорожной техники предусмотрен почти 1 млрд рублей. Это небывалая сумма за последние пять лет, – отметила Ольга ИЛЮТИКОВА.

На исполнение судебных решений по строительству объектов коммунального хозяйства на три года запланированы 290 млн рублей. По 23 млн рублей ежегодно планируют выделять на продолжение проектирования сетей водоснабжения к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям, протяженностью 16 км.

— Формирование бюджета – это всегда для нас поиск компромисса между потребностями (а они у нас достаточно велики) и реестром расходных обязательств, который требует исполнения полномочий в полном объеме. Он составляет 70 млрд рублей. При этом собственные доходы бюджета – налоговые и неналоговые – 22 млрд рублей. Нам не хватает ежегодно порядка 50 млрд рублей на исполнение полномочий в полном соответствии с установленными нормативами, – отметила Ольга ИЛЮТИКОВА и поблагодарила всех, кто работал над бюджетом.

Туристический налог

В публичных слушаниях приняла участие заместитель руководителя УФНС России по Омской области Евгения ГУБЕР. Она рассказала об администрировании налогов в бюджет города за 9 месяцев текущего года. В частности, отметила, что на конец сентября на территории города Омска было зарегистрировано 26 тыс. юридических лиц, что составляет почти 80% от общей цифры по региону. 37% из них используют общую систему налогообложения, а остальные – специальные налоговые режимы. Также в Омске работают 30 тысяч индивидуальных предпринимателей, из которых 97% используют упрощенную систему налогообложения.

По данным УФНС России по Омской области, за 9 месяцев 2025 года налоговой службой направлено в бюджет города около 12 млрд рублей.

— Это превышает цифры аналогичного периода прошлого года на 17%, или 1,7 млрд рублей. По всем налоговым источникам достигнута положительная динамика, – рассказала Евгения ГУБЕР и отметила, что основным источником пополнения бюджета города остается НДФЛ.

В текущем году он вырос на 15%.

С 2025 года налоговая начала администрировать на территории Омска туристический налог. На этой теме Евгения ГУБЕР остановилась более подробно:

— За первое полугодие 116 компаний оказали услуги по проживанию 127 тысячам человек на сумму 1,2 млрд рублей. За 9 месяцев этого года в бюджет города направлено более 19 млн рублей туристического налога. Это тоже является дополнительным источником бюджета. Здесь наши контрольные мероприятия направлены пока на декларирование – ищем тех, кто не предоставляет декларации, а должны.

6 ноября на заседании комитета по экономическому развитию Омского городского совета Ольга ИЛЮТИКОВА тоже представила депутатам данные по туристическому налогу. Она отметила, что прогноз на 2025 год – 42 млн рублей налога, а на 2026-й – 63 млн рублей.

— В январе следующего года будет оплата туристического налога еще по ставке 1% – за четвертый квартал 2025 года. Второй, третий, четвертый кварталы пойдут по ставке 2%. Все эти средства целевым образом мы направляем на благоустройство общественных территорий, особенно тех, которые находятся в туристической зоне, где проходят общественные и городские мероприятия, – пояснила директор департамента финансов.

Евгения ГУБЕР рассказала, что в Омске налоги платят за 675 тыс. объектов недвижимости, где владельцы – физлица, 150 тыс. земельных участков и 410 тыс. транспортных средств.

— Ежегодно мы фиксируем рост сумм исчисленных налогов. Так, по сравнению с прошлым годом сумма начисления выросла на 327 млн рублей и составила 2,746 млрд рублей. В 2026 году увеличение налогов прогнозируется не менее, чем на 10%. Собираемость в 2024 году была высокая – 99,8%. Мы вошли в топ-10 регионов России. На текущую дату пока 52%, – пояснила Евгения ГУБЕР и напомнила, что 1 декабря – срок уплаты имущественных налогов.

Омичи предлагают содержать КТОСы за счет жителей

На публичных слушаниях выступили руководители общественных организаций и простые омичи. Большинство выходящих к трибуне пытались обратить внимание депутатов на имеющиеся проблемы.

Президент ассоциации охранных предприятий Омской области Юрий АЛЕКСАНДРОВ заявил:

— При проведении анализа государственных закупок на оказание охранных услуг в 2025 году мы сделали вывод, что руководители государственных организаций, учреждений не до конца понимают всю сложность вопросов по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.

Он считает, что организация охраны муниципальных образовательных учреждений в 2023–2025 годах создает благоприятные условия для организации террористических актов в их зданиях.

— Привлечение к обеспечению безопасности неквалифицированного персонала – сторожей и вахтеров, как разъяснили в департаменте образования города Омска, связано с экономией бюджетных средств. Вопрос тогда к депутатам: о какой экономии речь, из какого бюджета оплачивается труд сторожей?, – обратился выступающий к слушателям.

Юрий АЛЕКСАНДРОВ внес конкретные предложения. Председатель финансово-бюджетного комитета Омского городского совета Сергей ГРУШИЧЕВ пообещал, что проект будет рассмотрен на комитете в декабре.

Активный омич Игорь БАСОВ предложил достроить бассейн в школе №124, а также выдавать дотации тем, кто проживает в удаленных районах города:

— Если Крутая Горка – это Омск, то и проезд должен быть по тарифам городского транспорта. Там медицинскую помощь у узких специалистов получить невозможно, а чтобы житель приехал на ул. Малиновского (От ред.: там находится поликлиника) за ней, он должен отдать 300 рублей. Просил бы обратить на это внимание и заложить субсидии, чтобы не было дискриминации.

Омич Владимир ЧЕРНОВ обратился с проблемой к депутатам:

— Мы – ваши избиратели – 95 семей. Живем в микрорайоне Загородный. Построились фактически на озере. Не каждый год, но регулярно нас затапливает весенним половодьем. А в этом году до июля в половине огородов стояла вода. Обращались мы ко многим. Вот это отписки чиновников, – потряс пачкой с перепиской выступающий и продолжил: – Нам в 2007 году выдали инвестиции – 16,5 млн рублей – на водоотведение. Но благодаря тому, что нас исключили, нам так ничего и не провели. Мы просим у городского совета деньги на канализацию. Умные люди мне сказали, что в декабре 2025 года понадобится 72 млн рублей. Вокруг нашего поселения выделили земли многодетным семьям – около 50 участков. Некоторые – 7 домов – начали строиться. У них нет ни воды, ни газа. Правда, электричество провели. Живет всего одна семья. Мы просим деньги не только для себя, но и для этих многодетных семей, которым выделили участки. В вашей программе написано: 23 млн рублей для многодетных семей на водоснабжение. А на водоотведение ни одной копейки! Хотя мы там тонем! Те многодетные, которые пытались строиться, до июля не могли зайти на свои участки!

Еще один активный омич Анатолий СТЕПАНОВ предложил сделать остановки у каждой школы и детского сада, мотивируя это тем, что тогда будет теряться меньше детей. Также он считает, что содержать КТОСы надо за счет жителей.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 ноября 2025 года.

Инфографика © презентация администрации Омска



© 2001—2025 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/munitsipalnyy-passazhirskiy-transport-omska-perevodyat-na-netto-kontrakty