Мыслительный «Процесс»: в Омске поставили спектакль с непредсказуемым финалом

Дата публикации: 07 июля 2021

У зрителей в нем тоже есть роли – роли присяжных. 

В драматическом «Пятом театре» состоялась премьера судебной драмы «Процесс». Не совсем обычный спектакль поставлен по широко популярной в Европе пьесе Фердинанда фон ШИРАХА «Террор». Название изменили из опасения, что для омской публики оно окажется слишком шокирующим. 

Действие происходит в мае 2014 года в берлинском суде, где слушается дело по обвинению военного летчика Ларса Коха в предумышленном убийстве 164 человек. Во время его дежурства террорист-смертник захватил пассажирский лайнер и направил его в сторону стадиона, на котором проходил матч, собравший 70 тысяч болельщиков. Официально министерство обороны не могло дать приказ об уничтожении самолета, так как это противоречит государственному закону, в который, впрочем, не раз вносились поправки на этот счет. И тогда майор Кох принял единоличное решение – спасти многих ценой «малых жертв». Можно ли принять его право на такое решение?

Режиссер Дмитрий ЛИМБОС знаком омичам по спектаклю «Лысая певица и что-то еще» – классике театра абсурда. Сейчас он вновь выводит на сцену абсурд, только жизненный. С одной стороны, ВВС вроде бы призваны предотвращать угрозы с воздуха. С другой – при возникновении такой угрозы вынуждены бездействовать, находясь в тисках законодательства и этических норм. Нарушивший их во исполнение своего профессионального долга офицер становится преступником.

Фердинанд ШИРАХ – успешный берлинский адвокат, большинство книжных сюжетов черпающий из собственной юридической практики. Однако его пьеса «Террор» – полностью выдумка. Симулятор. Игра. Зрителям поставленным по ней спектаклям отводится роль присяжных. Именно они голосуют за то, виновен герой или нет, по их решению выносится приговор. И у одного и того же спектакля каждый раз может быть разный финал.

Омская постановка в России первая. Результаты голосования омичей теперь будут появляться в международной статистике приговоров, которую ведет сайт terror.theater, производя своеобразное социальное исследование.

Хотя сюжет и вымышлен, история выглядит документальной. Наверное, потому что террористических атак в мире много, и ровно такая ситуация может сложиться хоть завтра. Зал судебных заседаний тоже воспроизведен точно (художник Федор ШМЕЛЬКИН). Абсолютно точна и Татьяна КРЫЛОВА в роли Председательствующего. Ни на секунду не сомневаешься, что перед тобой судья, и послушно вскакиваешь при ее просьбе-приказе: «Прошу всех встать!»

Вообще, кажется, что у актеров нет личного отношения к своим персонажам: они просто озвучивают, обозначают их. Но какими-то красками, безусловно, наделяют. Более раскован адвокат господин Биглер (Дмитрий МАКАРОВ), который постоянно язвит суду. Более сурова, эмоционально сдержана, изощрена в риторике прокурор госпожа Нельсон (Мария ДОЛГАНЕВА). Она, как коршун, кружит вокруг обвиняемого, задавая свои каверзные вопросы. В том числе и тот, на который невозможно ответить теоретически: «Как бы вы поступили, если бы в самолете были ваша жена и сын?» И вдруг срывается, выходит за рамки.

Становясь перед судьей, персонажи часто оказываются спиной к залу, тогда их лица мы видим на мониторах. На крупных планах – напряженный, волнующийся до пересохшего горла свидетель Лаутербах (Станислав ГОРЕНБАХЕР), молчаливый Ларс Кох (Евгений ФОМИНЦЕВ) с его внутренними противоречиями, которые будут, наверное, раздирать его теперь всю жизнь. Недаром после оправдательного вердикта, он не спешит покидать место обвиняемого, словно не слыша или не принимая этого.

Отметая всю шелуху казуистики, мы, в общем-то, осознаем, что, не сбей Ларс Кох тот злополучный лайнер, террорист все равно уронил бы его на многотысячный стадион. И действительно очень жаль – это не пустые слова, как считает овдовевшая в результате инцидента Франциска Майзер (Анна СОТНИКОВА), – но у 164 пассажиров по любому не было шансов. Однако такова мораль: террористу убить можно, на то он и террорист, а законопослушному гражданину – нельзя. Пусть это даже необходимая жертва.

В спектакле присутствуют элементы и иммерсивности, и вербатима. Но самое главное – он действительно запускает в наших умах процесс. Процесс размышлений о том, готовы ли мы на малое зло, защищаясь от большого, как далеко каждый вправе зайти в этом.

Ответом, наверное, становится зрительское голосование в ту или иную сторону. Это как никогда живой спектакль, который всякий раз актеры будут начинать, не зная, чем он завершится. И раз за разом майор Кох будет ожидать своего приговора. 

​Фото © Анна ШЕСТАКОВА



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/myslitelnyy-protsess-v-omske-postavili-spektakl-s-nepredskazuemym-finalom