Елизавета КРИВОЩЕКОВА: Нарушителя ловят, а он не дается

Дата публикации: 14 декабря 2025

«Ужесточили штраф». 

Омский городской совет пытается заставить потребителей услуг общественного транспорта оплачивать проезд. Всех буквально. Председатель профильного комитета Юрий АРЧИБАСОВ толкует об этом особенно настойчиво:

— Сегодня департамент контроля озвучил результаты работы службы контроля, которая находится в составе муниципальных предприятий транспорта. Хочу отметить, что мы выходили с инициативой в Законодательное Собрание региона и ужесточили штраф за безбилетный проезд до 1000 рублей. Тем не менее, за последний период число выявленных случаев безбилетного проезда увеличилось по сравнению с предыдущими годами. Поэтому наша работа заключается еще и в разъяснении важности для граждан обязательного внесения платы за использование общественного транспорта.

Депутат Юрий ИВАНИЩЕВ, выразил уверенность, что сознательное игнорирование обязанности оплатить поездку должно сопровождаться адекватным финансовым воздействием:

— Это важно понимать каждому пассажиру: намеренно избегать покупки билетов недопустимо. Поэтому мера наказания должна соответствовать степени осознанности поступка гражданина (omskgorsovet.ru).

Причины лежат на поверхности. Жадные экономят: проезд дорожает. Экономные жадничают по привычке. Молодые и азартные ищут адреналин. Особо упертые наказывают городской транспорт за дурное качество перевозок. Общество отстранилось и не формулирует внятной реакции. Социологи еще с десяток лет назад отметили, что для российского общества характерно чрезвычайно лояльное отношение к безбилетникам: каждый третий из опрошенных относился к ним с пониманием и столько же – безразлично. Среди пассажиров и их окружения, полагают исследователи, не существовало резкого порицания действий, связанных с безбилетным проездом на транспорте. Вряд ли ситуация изменилась в лучшую сторону.

Граждане и власть друг друга стоят. К примеру, в мае этого года как ответила омская мэрия на жалобы граждан, что с Левого берега невозможно уехать? С олимпийским спокойствием ответила, что запуск дополнительных автобусов на Левобережье не планируется по причине того, что весь подвижной состав распределен по действующим маршрутам. Все равно, что нарушитель на вопрос контролера ответил, что с удовольствием приобрел бы билет, да денег-то нет.

Мегаполисы полнятся безбилетниками. Власти ищут новые решения. Контролеры и турникеты не способны полностью искоренить проблему. Энтузиасты толкуют о необходимости оплаты общественного транспорта через налоги. Крепнет надежда на искусственный интеллект. Комитет по вопросам транспортной инфраструктуры Омского горсовета подумывает о создании Службы контроля в одном из департаментов, а также рабочей группы по работе общественного транспорта.

Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 декабря 2025 года.



© 2001—2025 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/narushitelya-lovyat-a-on-ne-daetsya