Маркировка тормозит развитие и этого бизнеса, парадоксально не способствуя сокращению фальсификата.
В пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Сделано в России». Кто захватывает рынок российской косметики и парфюмерии?»
На протяжении нескольких лет санкции ограничивают доступ российских производителей косметики и парфюмерии к сырью, оборудованию и рынкам сбыта. Отрасль оказалась перед вызовом – создавать продукты не только на своем сырье, но и по собственным уникальным формулам. Сегодня российский рынок парфюмерии, косметики и бытовой химии оценивается более чем в 1 трлн рублей. По данным Минпромторга России, в отрасли действует более 700 компаний, из которых около 200 имеют собственные производственные мощности. Согласно данным Роскачества, 73% российских потребителей положительно относятся к отечественным брендам косметики. Несмотря на это, с января по сентябрь импорт китайской косметики вырос в 1,6 раза – до 115,4 млн долларов. Популярнее всего на рынке китайские средства для ухода за кожей (61,9 млн долларов).
Основательница компании «Perfumes stories» Елизавета ТУРКЕНИЧ сообщила, что доля импортозамещения в российской косметике и парфюмерии составляет около 65% от общего объема продукции на полках. Эксперты прогнозируют ее увеличение до 75% к концу 2025 года. Несмотря на сложности, связанные с санкционными пакетами и логистикой, российские производители адаптируются к новым условиям: появилось множество новых компонентов, продолжаются исследования и вывод на рынок новых рецептур и составов, которые по своей эффективности не уступают, а зачастую и превосходят зарубежные аналоги.
Экономист Сергей РАЗОВ уточнил, что Китай производит значительную часть упаковки для косметики – более половины мирового объема, включая баночки и тюбики. Однако в отношении самой косметики он выразил сомнение, поскольку азиатские продукты не всегда подходят для российского рынка из-за различий в строении тела и кожи азиатов и европейцев. ТУРКЕНИЧ подтвердила оба тезиса: что 70-80% упаковки в российском косметическом производстве приходится на Китай (даже крупные отечественные производители пока не могут сравниться с ним по качеству упаковки), и что китайская косметика нежелательна для российской кожи. По ее словам, корейская и японская косметика, в отличие от китайской, более высокотехнологична и адаптирована под европейский тип.
В России китайская продукция присутствует чаще в эконом-сегменте, где акцент делается на внешний вид кожи, а не на долгосрочную действенность продукта. Отмечаются случаи, когда недобросовестные производители переклеивают этикетки, изменяя заявленный состав, что и ведет к формированию мнения о небезопасности китайской косметики. ТУРКЕНИЧ подчеркнула, что основная часть химического сырья импортируется из Турции и Европы, из Китая поступают лишь редкие компоненты, стоимость которых сопоставима с европейскими из-за прекращения поставок из Италии и Франции.
Сопредседатель Союза потребителей России Петр ШЕЛИЩ выразил обеспокоенность по поводу снижения конкуренции на рынке, если доля отечественных товаров достигнет двух третей или трех четвертей. Он отметил, что китайская продукция лишь замещает ушедшую западную. ШЕЛИЩ критически отозвался об инициативе введения в магазинах «российской полки», считая ее унизительной для отечественного производителя и потребителя, поскольку качество товара не гарантируется – только его российское происхождение.
ТУРКЕНИЧ, напротив, положительно оценила подобные инициативы. По ее словам, получение, к примеру, знака «Сделано на Кубани» подтверждает качество продукции: проводятся двухэтапные испытания – в лабораторных условиях и перед комиссией, включающей представителей Роспотребнадзора. Меньше половины заявителей успешно проходят отбор. Однако предпринимательница согласилась с тем, что «российская полка» без подтверждения качества может привести к недоверию потребителей, если среди продукции окажутся некачественные товары.
Обсуждая конкуренцию между магазинами косметики и маркетплейсами, ТУРКЕНИЧ отметила, что несмотря на массовый переход продаж в онлайн, сохраняется значительная доля клиентов, предпочитающих офлайн. В частности, парфюмерию необходимо слушать и дегустировать лично, так как аромат может раскрыться иначе, чем ожидалось. С косметикой ситуация схожа: знакомство с новым продуктом требует тестирования на коже. Предпринимательница объяснила, что сейчас наблюдается отток поставщиков с маркетплейсов, так как их комиссии (с учетом логистики и рекламы) могут достигать 65%, делая работу там нецелесообразной и вынуждая бизнес либо снижать качество, либо искать альтернативные площадки сбыта.
ШЕЛИЩ выразил сожаление по поводу отсутствия уголовной ответственности за фальсификацию косметики – она существует только за подделку лекарственных средств, а мораторий на проверки Роспотребнадзора с 2022 года связывает руки надзорным органам. ТУРКЕНИЧ добавила, что выявление фальсификата ложится на потребителей, которым на маркетплейсах сложно отследить оригинальность товара до его получения.
Поговорили и про маркировку косметики. ШЕЛИЩ заявил, что Союз потребителей с самого начала выступал против обязательной цифровой маркировки для тех видов продукции, у которых нет острой проблемы нелегального оборота. По его мнению, маркировка (стоимость марки 50 копеек плюс НДС 10 копеек, а также затраты на оборудование и перестройку бизнес-процессов) становится просто очередной добавкой в цену товара, которую оплачивает в итоге потребитель. Опыт с табачной продукцией и обувью, по данным Счетной палаты, не показал значительного сокращения нелегального оборота.
ТУРКЕНИЧ полностью поддержала ШЕЛИЩА, уточнив, что маркировка влечет за собой необходимость приобретения дополнительного ПО, оборудования и даже найма отдельного сотрудника. Это приводит к финансовым и временным потерям, усложняя процессы и действительно не влияя на сокращение фальсификата, поскольку всегда есть способы обойти требования. РАЗОВ отметил, что в Китае нет наклеек на алкоголе или сигаретах, так как за подделку предусмотрены очень суровые наказания. ШЕЛИЩ напомнил, что Китай пытался ввести маркировку для продовольственных товаров около 15 лет назад, но отказался от нее из-за неэффективности системы.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 ноября 2025 года.
Стоп-кадр © телетрансляция nsn.fm
