Шоу-ревю, частушки под аккордеон и персонажи-оборотни.
В Омском академическом театре драмы начался новый, 152-й театральный сезон. Академики открыли его премьерным спектаклем, которым завершался сезон предыдущий – «Зойкина квартира» (18+) по пьесе Михаила Булгакова в постановке Георгия ЦХВИРАВЫ и в хореографии Анны ЗАКУСОВОЙ (Москва).

К творчеству Булгакова главный режиссер драмы обращается уже в третий раз, до этого он ставил «Бег» в Омске и «Дни Турбиных» в Саратове. «Зойкина квартира» – та пьеса, которая на омских подмостках появляется регулярно. В Камерном драматическом театре им. В.С. Решетникова – это культовый спектакль-долгожитель, можно сказать, визитная карточка театра. Не слишком удачная постановка была в «Пятом». Но и там, и там были запоминающиеся героини. Зоя Денисовна Пельц, что в исполнении Натальи ВИТАШЕВСКОЙ, что в исполнении Ларисы ГОЛЬШТЕЙН – это страдающее благородство, великолепная порода, светская львица, вынужденная опуститься до содержания борделя.
У Ольги БЕЛИКОВОЙ сейчас получается довольно хваткая мещаночка, не слишком тяготящаяся ролью владелицы сомнительного салона. Впрочем, возвращению БЕЛИКОВОЙ на главные роли стоит порадоваться, ибо это актриса большого потенциала. И в том рисунке роли, который предложен режиссером, она тоже выкладывается по полной.

Пьеса «Зойкина квартира» была написана Михаилом Булгаковым в 1925 году, практически одновременно с «Собачьим сердцем». И тут тоже схожая завязка – приход председателя домкома с объявлением решения об уплотнении квартиры. От профессора Преображенского требовали освобождения части семи комнат, от Зои Пельц – шести. Открытие ателье, а под маркой его – элитного дома свиданий придумано Зоей и для сохранения жилплощади, и для зарабатывания денег, чтобы уехать в Париж с любимым человеком. Тот буквально погибает в условиях новой жизни, где все, к чему он привык – «бывшее».

У Булгакова было особое отношение к руководителям жилконтор: они попортили ему немало крови. Поэтому в произведениях писателя получились столь яркие сатирические образы – Швондер в «Собачьем сердце», Босой в «Мастере и Маргарите», Аллилуйя в «Зойкиной квартире». Анисим Зотикович тут тот еще взяточник и лицемер, за определенную мзду готовый закрыть глаза на любые нарушения или в противном случае найти оные там, где их нет. Когда «крышуемый» им притон накрывают, он изворачивается как уж, чтобы спасти свою шкуру. Сергей ОЛЕНБЕРГ играет роль выпукло, колоритно, не жалея красок, но при этом не перегибая в сторону лишнего гротеска.

То же самое можно сказать об Иване КУРАМОВЕ в роли Аметистова, кузена Зои Денисовны. Шулер и авантюрист, которого чуть не расстреляли в Баку, очень вовремя оказался в Москве, чтобы применить свои таланты в качестве администратора в зоином заведении. Многие скатываются в этой роли в пошлость, но КУРАМОВУ с его куражом острохарактерного актера удается сыграть Аметистова ярко, сочно, феерично и не выйти за рамки хорошего вкуса.

К сожалению, немного бледным получился Павел Федорович Обольянинов у Артема ИЛЬИНА. Он и обаятелен, и по-своему трогателен, и похож иногда на ребенка, забытого в толпе, но трагедии аристократа, которому приходится быть лабухом на вечеринках нового класса, в нем нет. А ведь у Зои именно стимул – вытащить его из этой страны, чтобы он ожил за границей.

В спектакле занята почти вся труппа, а действие захватывает даже первые ряды партера и не только. То и дело через зал к сцене бодро проходит человек в буденновке и с аккордеоном, распевающий частушки (Александр ГОНЧАРУК). Персонаж его числится как Мертвое тело Ивана Васильевича, поскольку мертвецки пьян. Но тело, как мы видим, довольно живое.

Спектакль получается длинным, сложным по построению. Можно было бы вполне отказаться от некоторых сцен и ничего при этом не потерять, но режиссер отнесся к данному моменту трепетно. «Зойкину квартиру» многие ставят как Зощенко, считает ЦХВИРАВА, он же хотел сохранить здесь Булгакова. Но все-таки и ему не удалось избежать общей тенденции. Именно о Зощенко напоминают сатирические оттенки нэпманского быта, какие-то юмористические «прихваты», персонажи вроде того же Ивана Васильевича или разбитной горничной Манюшки (Мария ТОКАРЕВА) с накладным прямо поверх платья бюстом. Да, это точно не Гелла.

Но Булгаков все же ощущается в атмосфере спектакля, в какой-то чертовщине, фантасмагории, в неочевидности людей и предметов. Многие здесь персонажи-оборотни: сотрудники уголовного розыска в долю секунды превращаются в сотрудниц Наркомпроса и наоборот, пролетарки в красных косынках – в дам полусвета, а китайцы Газолин (Олег ТЕПЛОУХОВ) и Херувим (Игорь КОСТИН) надевают и снимают свою национальность, как одежду.

И, конечно же, «нехорошая» квартира. Из скромного помещения с большим шкафом, в котором прячутся и в который упрятывают, она вдруг раздвигается почти до вселенских размеров. В этом огромном пространстве – свет, дым, наряды в духе кабаре, песни и танцы. Словом, вакханалия. Большая сцена вечеринки у Зои поставлена в жанре шоу-ревю. И помимо прекрасного вокала актеров и живой музыки, хочется отметить работу художника-постановщика Николая СЛОБОДЯНИКА, художника по костюмам Ники ВЕЛЕГЖАНИНОВОЙ и художника по свету Дениса СОЛНЦЕВА. В сцене слышатся отголоски и шоу в Театре Варьете, и бала у Сатаны. И сама Зоя танцует здесь полуголая ради своего недостойного «мастера».

Когда после всего в квартире, вернувшейся к своим размерам, останется лишь мертвое тело, на сей раз реальное, сотрудникам уголовного розыска придется лишь ловить воздух: все гости и хозяйка словно растворяются, уползают в какие-то щели. «Прощай, моя квартира!»
В спектакле нет назидания и нет обличения, он лишь напоминает о том, что человеческие страсти и пороки одинаковы во все времена, и разве только чуть-чуть их еще более усугубляет квартирный вопрос. Да и финансовый тоже.
Фото © Омский академический театр драмы
