Омичи увидели малоизвестные фотографии времен Гражданской войны

Дата публикации: 03 июня 2022

Архивист Максим СТЕЛЬМАК выступил с лекцией об изданной в 1923 году книге эсера Евгения КОЛОСОВА «Сибирь при Колчаке». 

Время все дальше и дальше уносит нас от событий братоубийственной Гражданской войны в Сибири. Однако интерес к ней не ослабляется, а, наоборот усиливается. В Омском государственном краеведческом музее прошла публичная лекция под названием «Анализ интервенции на востоке России в работе эсера Евгения Евгеньевича Колосова “Сибирь при Колчаке: Воспоминания, материалы, документы”». Организаторы мероприятия – Омское региональное отделение Союза краеведов России, Омский государственный историко-краеведческий музей.

Лекцию провел Максим Максимович СТЕЛЬМАК, кандидат исторических наук, ведущий архивист Исторического архива Омской области. Он рассказал о взгляде Евгения Евгеньевича КОЛОСОВА на интервенцию в восточной части России в годы Гражданской войны (1918–1920). Лекция была подготовлена на основе работы Евгения КОЛОСОВА «Сибирь при Колчаке: Воспоминания, материалы, документы». 

Книгу издали еще в 1923 году. В ней Евгений КОЛОСОВ показал свое отношение к иностранным союзникам, участвовавшим в антибольшевистском движении на стороне адмирала КОЛЧАКА. КОЛОСОВ являлся активным участником политических процессов, происходивших в сибирском регионе во время Гражданской войны. Видел иностранных солдат и офицеров, находившихся в Омске и других городах Сибири. В работе он отвел значительную часть чехословацкому корпусу, который выступил на стороне антибольшевистского движения в борьбе против Красной Армии.

Максим Максимович СТЕЛЬМАК указал: 

«Евгений Евгеньевич КОЛОСОВ в годы Гражданской войны являлся противником большевиков. Его исследование рассматривалось как часть советской историографии. Труды привлекли внимание не только в СССР, но и в эмигрантской среде».

Анализируя в своей книге степень поддержки Антантой политического режима Александра Васильевича КОЛЧАКА, Евгений Евгеньевич КОЛОСОВ выделял ряд особенностей. Хорошо вооруженные иностранные военные подразделения в Сибири и на Дальнем Востоке России оказывали значительную помощь омскому правительству – «так или иначе, вольно или невольно». Политические лидеры и военное руководство союзных стран, их дипломаты, за небольшим исключением, готовы были поддерживать омскую власть.

В своей книге КОЛОСОВ указал: 

«Простые легионеры Чехословацкого корпуса оказывали помощь против своей воли. Они попали в «заколдованный круг сложных международно-дипломатических отношений»… Чехи были славяне, как и все мы, русские, но они были славяне не такого, как мы, типа. Чехи были славянами, усвоившими европейскую культуру не внешне и не поверхностно, а внутренне, переработавшие ее и применившие к служению своим национальным задачам».

Далее Максим Максимович СТЕЛЬМАК, ссылаясь на КОЛОСОВА, подчеркнул: 

«Из всех союзнических стран, оказывавших помощь адмиралу КОЛЧАКУ, наиболее негативное значение в труде Евгения КОЛОСОВА принадлежит Японии. С ней он связывает все худшие тенденции в истории иностранной военной интервенции. Именно Япония выступала магнитом для всех реакционных, консервативных, праворадикальных сил антибольшевистского движения». 

Максим СТЕЛЬМАК зачитал выписку из книги КОЛОСОВА, где характеризуется роль иностранцев, воевавших на стороне КОЛЧАКА. 

«У сербов была одна хорошая черта: они бойко торговали казенными лошадьми и казенным оружием. Благодаря этому винтовки от них попадали на повстанческие фронты. Но делалось это не из сочувствия, а из корысти. Характерно также, что личная охрана КОЛЧАКА состояла из сербов. Югославия, как известно, была единственной державой, признавшей официально правительство КОЛЧАКА. Впрочем, КОЛЧАК от этого получил мало пользы и принял это скорее за насмешку. Он больше ждал признания от англичан и французов».

Во время лекции на большом экране демонстрировались фотографии иностранцев. Редкие снимки мы впервые предлагаем читателям «Коммерческих вестей».

В заключение Максим Максимович СТЕЛЬМАК сделал вывод: 

«На мой взгляд, труд Евгения Евгеньевича КОЛОСОВА внес свой вклад в советскую историографию в вопросах изучения интервенции в Сибири. При этом, несмотря на особенности его взгляда, работа КОЛОСОВА многократно использовалась в качестве ценного источника исследователями в советский период».

Справка

Евгений Евгеньевич КОЛОСОВ родился в 1879 в городе Нерчинск. В 1895 году после окончания Алексеевского реального училища он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1897 году КОЛОСОВ получил свидетельство, дающее право работать по юридической части. В 1897 году состоялась демонстрация в память Марии Федосеевны ВЕТРОВОЙ – курсистки, революционерки, арестованной жандармерией. В тюрьме она совершила самосожжение, протестуя против тюремных порядков, притеснения политических заключенных. В демонстрации принял участие Евгений КОЛОСОВ, за что и был арестован. В конце XIX века он вступил в Северный союз социалистов-революционеров. КОЛОСОВ считался одним из основателей эсеровской партии в России. В 1900 году он поступил в Томский технологический институт, но через год был отчислен. 

В годы Первой русской революции Колосов продолжал заниматься пропагандой и агитацией. В декабре 1905 года принимал участие в Московском вооруженном восстании. В 1906 году был приговорен к ссылке в Туруханский край, но бежал из тюрьмы и эмигрировал. В 1909 году вышел из партии эсеров. В марте 1917 года КОЛОСОВ был избран в Красноярский комитет партии эсеров. 

В январе-феврале 1919 года в Омске он расследовал обстоятельство убийства членов Учредительного собрания офицерами армии адмирала КОЛЧАКА. КОЛОСОВ был не согласен по ряду вопросов с режимом адмирала КОЛЧАКА. Не дожидаясь ареста, перешел на нелегальное положение.

В 1920 году в Омске КОЛОСОВА арестовали чекисты, но вскоре он был отпущен. Работал в экономическом отделе Сибревкома. В 1922 году вместе с семьей переехал в Петроград и устроился на работу в редакцию «Красной вечерней газеты», где вел отдел «Из прошлого». В 1925 года КОЛОСОВ был приговорен к трем годам тюремного заключения. В феврале 1937 году арестован органами НКВД. В августе 1937 года Евгений Евгеньевич КОЛОСОВ был расстрелян. В 1989 году его реабилитировали.

Евгений Евгеньевич КОЛОСОВ был убежденным народником и посвятил себя революции. О себе в 1923 году он написал: 

«Я всегда был народником, моя жизнь прошла вся в революции, и если бы я ее снова начал, я встал бы на ту же стезю».

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/omichi-uvideli-maloizvestnye-fotografii-vremen-grazhdanskoy-voyny-