Омск захватили «бетонно-асфальтные степняки»

Дата публикации: 05 декабря 2021

Местные активисты возмущены полным отсутствием диалога с властью. 

16 ноября в Международном пресс-центре МКР-Медиа состоялась пресс-конференция, посвященная благоустройству Омска.

Об облике города порассуждал эколог, профессор ОмГУПС Сергей КОСТАРЕВ:

– Года с 2005-го к управлению городом пришли люди с очень специфическим взглядом на благоустройство – я таких назвал бы «бетонно-асфальтные степняки». Они считают, что все должно быть ровно, прозрачно, зелени поменьше, побольше асфальта. С тех пор Омск взял тренд, на мой взгляд, очень неправильный, потому что специфика климата, специфика природы Омска в таких условиях трудно переносится человеком. Где-то году в 2008-м или 2009-м я был реально шокирован, когда вышел на стрелку Оми-Иртыша и увидел, что вокруг нашего замечательного музея, где, как говорят, сидел или бывал в кандалах Достоевский, вообще не осталось ни одного дерева.

КОСТАРЕВ посетовал, что активистам приходится отстаивать буквально каждый кусочек земли в городе от причинения тому «благоустройства»:

– Мне часто приходится общаться с администрацией – до недавнего времени очень часто – и я пытался их переубедить, доказать, что город Омск – это не огород, не грядка, где нужно выращивать исключительно ровные деревья, делать только прямые дорожки и прочие вещи. Они реально воспринимали город как агрономы, будто надо сделать среду, в которой мы «производим» листья, я не знаю… Люди по-другому воспринимают город, он все-таки должен быть комфортным. Мне нравятся европейские города, когда человек видит пространство,  пригодное для жизни.

Он привел в пример урбанистический Дюссельдорф, который в 1990 году выглядел,  выразился спикер, как «мечта Омска 2007 года». Судя по фотографии, в 2019 году немецкий город повернулся к своим жителям лицом: оброс зеленью и газонами, пешеходными улицами вместо дорог и мостов:

– Это отличие в восприятии города именно как среды для жизни человека, а не для перемещения автомобилей. В Омске благоустройство, которое делается администрацией, – это благоустройство для техники, чтоб было легко чистить дорожки, чтобы машины разгонялись с бешеной скоростью, чтобы существовали все кто хочет, только не человек.

Со слов профессора, существуют настолько понятные технологии, которые «просто бери и делай». Но для этого, конечно, нужна политическая воля администраторов муниципалитета:

– Нельзя расширять в городе дороги. Они убивают город, вдоль дорог жить вредно, люди болеют в разы больше. Посмотрите наши нынешние проекты благоустройства. Идет оценка количества уложенной плитки, поставленных урн, скамеек, количества высаженных деревьев. Именно высаженных, про выросшие вообще никто ничего не говорит, как они выросли, почему они здесь, какое качество среды создают?.. Хвастаются в отчетах всевозможными развлекательными комплексами в центре города. Мне кажется, в современном городе это атавизм страшный. Хотите Диснейленд? Постройте его где-нибудь за Московкой в лесу, пусть туда ездят, развлекаются сутками. А в центре пусть люди отдыхают, потому что, к сожалению, для Омска пригородов особых-то и нет, которые могут предоставить человеку общение с природой. Должны быть разные пространства в городе. Если я люблю более-менее дикую природу, пусть у меня будет дендросад. Развлечения тоже нужны, но они не должны замещать территорию, пригодную для жизни, рядом с домом. И конечно, транспорт с благоустройством не сочетается вообще. Если мы не ограничиваем частный транспорт в центре города, то получаем конфликт, который существует во всех крупных городах – либо мы для техники, либо мы для людей.

На видеосвязь из Москвы вышел Даниил ХЛЕБНИКОВ, руководитель проектов ООО «КБ Стрелка». Он согласился с КОСТАРЕВЫМ, что город должен быть зеленым, потому что деревья – это его легкие.

Архитектор Олег ФРЕЙДИН посетовал, что историки заняты осмыслением прошлого города, урбанисты – будущего, а настоящее остается словно не у дел. Власть, которая, по идее, должна быть им озабочена, больше увлечена исполнением бюджетных правил и освоением федерального финансирования, чем благоустройством:

– Мы с детства живем в определенной среде и постепенно наш взгляд замыливается, мы не замечаем многих вещей, в которых жить нельзя. Грубо говоря, мы привыкли жить на помойке, и нам уже через 10-20-30 лет кажется, в принципе можно жить и так... В 2018-2019 годах сделали большой проект по благоустройству по заказу «Идеалстроя» и Фонда стратегического развития Омска, но он лежит на полке, город не проявляет к нему никакого интереса. Зато появляются непонятные концепции набережных, причем использованы наши наработки, какие-то интернетные дела… Обсуждать серьезно эту концепцию вряд ли стоит. Проблема в том, что губернатор возил ее в Москву и показывал в высоких кабинетах, а я считаю, что такого уровня работу показывать просто нельзя.

По словам эксперта, благоустройство на самом деле не решение городских проблем, а лишь окончательное приведение среды в комфортный и достойный вид. Прежде нужно сделать очень многое:

– Не настолько важно, лежит асфальт, плитка или гранит. Достаточно выполнить пожелания горожан, дело не обязательно в больших деньгах. Сперва надо решить проблему инфраструктуры, заброшенных строек. Думая над проектом набережной Иртыша, Оми, мы все время упирались в строительные заборы, в отсутствие ливневой канализации. У нас вся поверхность набережных сливается в реки, хотя в проектах пишется про локальные очистные сооружения, но это только для прохождения экспертизы. А посмотрите на так называемое благоустройство улицы Жукова! Да, спасибо большое, сделали тротуар, наконец-то по одной из основных магистралей города теперь можно пройти пешком, а не только проехать по шестиполосной дороге. Но мы получили улицу вдоль заборов. То, что было 30 лет назад за заборами, так и осталось, только выросли большие деревья.

Менеджер проектов ИТП «Град» Валерия МАРКОВА заявила, что в основу обновленного генерального плана как раз легли все те ценности, о которых высказывались предыдущие ораторы – озеленение, появление общественных пространств, встраивание прибрежных территорий и пустырей в каркас города:

– Мы предлагаем создание порядка 50 новых скверов, их теперь можно включать в муниципальные программы по благоустройству. Все решения, в том числе по функциональному зонированию документа, по насыщению локальных центров в районах общественными функциями и сервисами, приветствовались администрацией. Документ получился согласующийся с потребностями горожан.

Архитектор Ефим ФРЕЙДИН признал, что 2021 год не стал исключением в череде лет, когда «мы теряем шанс сделать город лучше». Ошибки продолжают совершаться, как и  преждевременные действия перед реализацией проектов благоустройства:

– Мы видим, что на набережной Оми в течение этого сезона крутится танк, потому что он мешает то строителям, то жителям. Не представляю, как его сейчас поставить обратно, потому что он перегородит основную аллею. Сообщается, что на Зеленом острове планируется строительство дороги между яхт-клубом и 6-й Северной, которое физически невозможно. При этом реализация активно пропагандируется, под этим подписывается экс-мэр, поддерживает проект, хотя дорога явно перерубит парк. То есть нам подают сигналы: «Вы можете проектировать, но мы раньше сделаем все, что нам интересно. У меня возникает когнитивный диссонанс: с одной стороны, мы заявляем о комфортном городе, с другой, делаем что-то непонятное.

Планы благоустройства возле «Арены-Омск», хоккейной академии «Авангард», гостиницы Cosmos до сих пор остаются туманны. Зато, как отметил спикер, стали появляться новые коммерческие общественные пространства вроде арт-центра на Кемеровской или парка на Кольцевой.

Предприниматель Сергей ПАРАТИКОВ, идеолог упомянутого проекта на Кемеровской, рассказал, что было необходимо создать трафик для торговли навынос в условиях ковида:

– Как многодетный отец могу сказать, что достаточно тяжело найти в Омске место, где интересно папе и маме, и детям. Поэтому возникла идея создания арт-пространства. Для вдохновения использовалась уже существующая в Кемерове «Клумба».

ПАРАТИКОВ с партнерами вложил почти пять млн рублей в благоустройство прилегающей территории – положили плитку, асфальт, установили малые архитектурные формы, лавочки, урны. Только на общественный туалет ушло 1,5 млн. В пространстве бесплатно проводят занятия по йоге, детские праздники:

– Понятно, что есть коммерция – мы сдаем в аренду часть помещений, часть используем под свои проекты. Следующим летом хотим проводить музыкальные, танцевальные фестивали, стендап.

Предприниматель признался, что сильно подкашивает возросший тариф на вывоз мусора:

– В Новосибирске, например, куб стоит 360 рублей, а у нас 1640. Может, у нас химические отходы в мусоре? У нас за порядком следят наши сотрудники, туалет чистит клининговая служба. Мы и дальше готовы ухаживать за территорией — поливать, стричь газоны и так далее. Но мы же вывозим общественный мусор в том числе, не только свой, и платить 80 тысяч рублей в месяц очень тяжело. Даже ходили в прокуратуру уточнять правила игры, предлагали поставить за свой счет большие баки, бункеры и сами убирать их. Это все равно было бы дешевле, чем платить за вывоз мусор. Пускай, я не знаю, администрация организует одну точку общественного мусора, площадку для перегрузки.

Бизнесмен уточнил, что множество его знакомых единомышленников готовы материально вкладываться в благоустройство, если администрация шла бы навстречу, например, позволяла заключать договоры на аренду земли на пять-десять лет, а не на год-два, как сейчас. Разумеется, тяжело вкладываться в установку различных урн и лавочек, зная, что уже в следующий сезон твоей условной кофе-точке в парке мэрия может предпочесть другого арендатора.

Тему общения с омскими чиновниками затронула и бренд-дизайнер Лола САМБОРСКАЯ. Она рассказала, что участвовала во множестве проектных сессий, касающихся благоустройства, но дальше разговоров дело так и не пошло:

– Были собраны пожелания граждан, изучены все чаяния, представления, разработаны документы, планы, но все оказалось задвинуто. Я не увидела ни одного воплощения, сделанного нашими архитекторами, урбанистами. Ситуация ровно как сегодня – нет никакого диалога, все кто здесь собрались, более-менее с общими ценностями, а люди, которые действительно что-то решают, не пришли. Молодым перспективным дизайнерам, архитекторам хочу посоветовать в ближайшее время не связывать свою карьеру с этим городом – это беспросветный бесперспективняк. Омские ребята делают очень крутые проекты, которые дико востребованы в других городах, в других странах. Своему городу они не нужны. Сначала нам говорили: «Вы все классно придумайте, хорошо оформите, принесите нам, и, возможно, мы пойдем вам навстречу». Мы придумываем, но ничего не происходит. А в других городах это работает! Омские урбанисты делают проекты, например, для Южно-Сахалинска по расчистке территории – там за два года было уничтожено более 3000 несанкционированных свалок. В Казани ведется очень много важных работ с участием омских профессиональных разработчиков, например учет деревьев.

Выступали и поуехавшие из Омска – в прошлом известные активисты. К сожалению, они признали полную правоту САМБОРСКОЙ.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 ноября 2021 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/omsk-zahvatili-betonno-asfaltnye-stepnyaki