Необычным образом решила отметить юбилей старейшая телерадиокомпания.
В Доме художника открылась выставка «Одно сплошное телевидение» (12+), посвященная 70-летию ГТРК «Иртыш». Кураторами стали художник Елена БОБРОВА и директор ГТРК Елена МОРЕНИС.

«Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение», – таким видел недалекое будущее герой фильма «Москва слезам не верит». Прошло немного времени, и вот уже можно говорить о том, что скоро все вытеснит один сплошной интернет, но тем не менее телевидение не сдает позиций.

– Приход телевидения, радио – это изменение пейзажа, это провода, антенны, линии коммуникаций. Это изменение портрета, потому что он уже пишется не в свете свечи, как мы привыкли у Поленова или Тропинина, а в свете голубого экрана. Это изменение натюрморта, интерьера, потому что появляется то, без чего мы уже не представляем нашу жизнь – телевизоры, гаджеты и так далее. Вот это изменение мира и образа жизни нам хотелось показать, и, мне кажется, это получилось, – говорит Елена БОБРОВА.

Телевизор, вокруг которого собирается целая семья или с которым человек остается один на один, встречается в самых разных сюжетах – от бытовых до экзистенциальных. Это ироничная работа Ивана ПРЕДИТА «Поклонение голубому экрану», ностальгическая – Анны БРЮХАНОВОЙ «Сделай погромче», комикс-хроника Тимура ИСИНБАЕВА «Голубь, или Маленькое недоразумение».

Как всегда, полны философии работы Георгия КИЧИГИНА: «КВН и помидоры» и особенно – «Когда гаснет экран». В этом погасшем экране человек видит собственное отражение и, может быть, возвращается к самому себе, избавившись от влияния медиа.

Центром экспозиции стал объект Владимира НОВИКОВА «Оружие информационного фронта». Объектив в нем переходит в ствол пулемета, а клавиатура становится гашеткой. Параллели очевидны: строчит пулеметчик, «строчит» журналист.

Еще один, более мирный, уютный объект – «Телевизор "Омич"» Владимира БОГДАНОВА и Алексея ЯКУШИНА.

Здание омского Телецентра и телебашня всегда попадали в работы омских авторов. А специально к выставке был организован пленэр на закрытой территории Телецентра, и тут уж и здание, и башню во всей красе и свойственной каждому манере изобразили Геймран БАЙМУХАНОВ, Сергей ВИРГАНСКИЙ, Сергей ДЕМИДЕНКО, Елена БОБРОВА, Евгений ДОРОХОВ, Александр СЕРДЮК и другие. Работы совсем свежие, и в зале еще пахнет краской.

Может быть, кому-то покажется удивительным, что свой юбилей телерадиокомпания решила отметить подобной выставкой, но на самом деле у художников и телевизионщиков давние дружеские связи.

– Каждый раз, бывая и в Доме радио, и в нашем Телецентре, мы идем по коридорам, на стенах которых развешаны произведения омских художников, – говорит Елена МОРЕНИС. – Это естественно, потому что, приходя на эфир, им как-то хочется поблагодарить журналистов, которые этот эфир с ними проводят, и они дарят свои работы. Уже собралась целая коллекция. И то, что касается омских художников, сопровождает нас каждый день.

Кстати, омский Телецентр и Дом художника появились почти одновременно, с разницей в несколько лет, и были первыми за Уралом.

Значительной частью экспозиции являются сейчас уникальные образцы теле- и фототехники из фондов ГТРК «Иртыш», аутентичные предметы эпохи развития омского телевидения, фотографии, запечатлевшие легендарных журналистов, операторов, моменты их работы.

Знакомые лица встречаются в произведениях изобразительного, декоративно-прикладного искусства: в зале присутствуют портрет Людмилы ШОРОХОВОЙ, созданный Владимиром БЕЛОУСОВЫМ, шарж на Юрия КОРОБЧЕНКО Николая КЛИКУШИНА, мозаичная работа «Репортаж» Антона КОЗЛОВА, в которой он изобразил Марьяну КИСЕЛЕВУ.

На открытии выставки художники делились воспоминаниями.

– Мое детство прошло под знаком омского телевидения, – рассказал Николай МОЛОДЦОВ. – Моя мама Августа МОЛОДЦОВА вскоре после образования омской телестудии была приглашена туда в качестве художника. Тогда были телевизионные спектакли, и для передач нужно было делать много заставок, декораций. Это была огромная работа. Она приносила домой ворох бумаг – рисунки с прошедшей передачи, садилась делать новые. Отец ей помогал. Я часто бывал в Телецентре, бегал по коридорам, заглядывал в студию. Даже где-то есть фотография, где я стою за камерой в наушниках.

Автором эскиза знаменитой вывески «Телецентр», которая появилась на фасаде здания в 1986 году, был художник и дизайнер Сергей КРАМОРОВ. Он рассказал, как получил заказ от комбината художественного фонда РСФСР, как делал работу вместе с мастерами по металлу Анатолием СОКИНЫМ и Николаем ВИШНЯКОВЫМ. Проект был новаторским для своего времени, к тому же выполнен в рекордные сроки.

– Убежден, что для многих выставка откроет понимание, что такое телевидение, – подчеркнул заместитель председателя правительства Омской области Егор ГОРБАТЕНКО. – Для кого-то это будет приятное воспоминание, отголоски того времени, а для кого-то новая веха и своеобразный толчок для вхождения в эту профессию. Телевидение у нас сейчас такой флагман, которому люди доверяют, потому что оно – верифицированный источник информации.

Экспозиция действительно получилась очень насыщенная, разнообразная и при этом удивительно цельная. Часть работ из нее авторы дарят будущему музею ГТРК «Иртыш», о создании которого также было объявлено на вернисаже. Свою методическую помощь уже предложил министр культуры Омской области Юрий ТРОФИМОВ – как опытный музейщик со стажем.

Выставка «Одно сплошное телевидение» будет работать до 23 октября. В рамках нее пройдут творческие встречи с ведущими программ ГТРК «Иртыш» и кураторские экскурсии.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ
