Открылась выставка книжной графики, созданной известным омским живописцем

Дата публикации: 06 октября 2025

Народный художник РСФСР Кондратий Белов известен прежде всего как живописец, но он был также иллюстратором книг. 

В Омском музее Кондратия Белова работает выставка книжной графики под названием «Палитра слов». Она стала завершающей в выставочном проекте «Сибириада Кондратия Белова». Проект был приурочен к 125-летию народного художника РСФСР Кондратия Петровича Белова. Из всех сибирских городов только в Омске было два народных художников РСФСР – это Кондратий Петрович Белов и Алексей Николаевич Либеров. Выставка состоит из двух частей. Первая часть посвящена живописи, вторая – книжным иллюстрациям, что вошли в издания. 

На одной из экскурсий по выставке побывал наш корреспондент. Экскурсию проводила Екатерина Петровна ЗАБОЛОТНЫХ, заведующая экспозиционно-выставочным отделением. Печатаем рассказ Екатерины ЗАБОЛОТНЫХ с сокращением: 

«Кондратий Петрович Белов родился 23 марта 1900 года в деревне Верхняя Уса Пермской губернии в семье безземельного крестьянина Петра Николаевича Белова и его жены Агафьи Карповны. В 1905 году семья Беловых переехала в Сибирь, в село Пача Томской губернии. Там прошли детство и юность Белова. В семь лет он начал рисовать. Его отец считал, что рисование – это дело пустое. Когда Кондратию Белову исполнилось 17 лет, отец решил женить его на племяннице местной купчихи. Белов сбежал от женитьбы в Томск». 

Впечатления от Томска будущий художник описывал в своих воспоминаниях: 

«Было страшно и в то же время радостно. Множество магазинов. На Почтамтской улице гостиница Ветрова с окнами в три человеческих роста из толстого зеркального стекла. На площади митинг, люди кричат, ругаются на трибуне, ругаются в толпе. Одни кричат: «Долой войну!». Другие – ещё громче: «Война до победного конца!» Всё перемешалось». 

В мае 1919 года юноша попадает под последнюю колчаковскую мобилизацию. В Омске его зачисляют в 43-й стрелковый полк. Он участвует в походе против алтайских партизан. Через три месяца службы в колчаковской армии попадает в плен красным. Кондратий Белов изъявляет желание служить в Красной армии. Его зачисляют в 48-й Сибирский стрелковый полк 5-й Красной армии, который находился в Иркутске. Екатерина ЗАБОЛОТНЫХ отметила: 

«Здесь начинается биография Белова как художника. В этом ему помог случай. Он нарисовал карандашом на стене казармы обнажённую женщину. Согласно складывающейся в Красной армии морали, такие рисунки, тем более на стене казармы, были недопустимы. За это должно было последовать дисциплинарное взыскание. Но на счастье красноармейца Белова, в казарму зашёл командир, которой разглядел в рисунке талант. Вместо взыскания он предложил своему командованию направить Белова в годичную художественную студию при политуправлении 5-й армии. В 1921 году Иркутске было неспокойно. Банды держали город в постоянном напряжении. Кондратий Петрович вспоминал: «Винтовки и кисти находились рядом». 

С 1924 года Белов поступает учиться в Омский художественно-промышленный техникум (Худпром) имени М.А. Врубеля. Худпром сыграл огромную роль в формировании сибирского искусства и дал путёвку в жизнь многим талантливым художникам, в том числе Кондратию Белову. 

В 1929 году на выставку, которая была посвящена десятилетию освобождения Омска от колчаковщины, Кондратий Петрович представил работу «Последний парад Колчака». Он был свидетелем этого парада. Картина до наших дней не сохранилась.

Далее экскурсовод остановилась на малоизвестной странице биографии Кондратия Белова – на его увлечении театром: 

«В 1932 году Кондратия Петровича приняли в члены Союза художников СССР. Он переходит работать художником в Дом Красной армии. Там он художественно оформляет сцену. Кондратий Белов увлёкся театром. Начал играть в спектаклях. Окончательный выбор между живописью и театром оказался для него достаточно сложным. В 1934 году освободилось место режиссёра в клубе имени К.Е. Ворошилова. Белов переходит туда, где совмещает одновременно профессии актёра, художника и режиссёра». 

Сохранились фотография, на которой Кондратий Петрович запечатлён в роли директора Дробного в пьесе драматурга Афиногенова «Чудак».

Однако жизнь преподносила Кондратию Белову неприятные сюрпризы. Так, в 1937 году по чьему-то доносу он был исключён из рядов ВКП(б) с формулировкой «активный белогвардеец». В 1938 году для областной выставки художник пишет большую работу «Освобождение политзаключённых из Омской тюрьмы 19 декабря 1919 г.». Картина имела успех. Она демонстрировалась на Всесоюзной выставке 1939 года в Москве. Её репродукция была опубликована в журнале «Творчество». Но Белову снова напоминают о белогвардейском прошлом. Его исключают из Союза художников с формулировкой: «Творческая пассивность». Однако Кондратий Петрович не теряет бодрости духа и продолжает принимать участие в выставках.

В годы Великой Отечественной войны Кондратий Петрович не только пишет картины, но и выступает с беседами об изобразительном искусстве в школах и госпиталях. В это время он обращается к патриотической тематике в картинах: «Возвращение партизан в родное село» (1942), «Пленные немцы» (1944), «Хлеб фронту» (1944), «Расстрел Лизы Чайкиной» (1945). Справедливость восторжествовала. В 1944 году Белова восстанавливают в рядах ВКП(б). В 1945 году – награждают медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В 1946 году ему возвращают звание члена Союза художников России.

В послевоенный период многие работы художника посвящены теме революции, Гражданской войне в Сибири, а также пейзажам. Выполнены они в основном гуашью, реже маслом. 

Большую популярность приобрела картина «Предварительный арест Колчака». 

Пейзаж «Лесосплав на Иртыше» (1948) был включён в состав передвижной выставки советского искусства, прошедшей во всех странах народной демократии, а также в Индии и Финляндии. С пейзажа «Лесосплав на Иртыше» начинается важный этап в творчестве художника Кондратия Белова. Живописец открыл для себя жанр, давший возможность проявить те грани своего дарования, которые в полной мере отразили его мироощущение, мировосприятие. В этой работе определились его качества как художника-пейзажиста эпического склада. Выбор высокой точки написания картины становится для него традиционным. Благодаря этой точке открываются бесконечные просторы, необозримость которых подчёркивает весь композиционный строй картины. Появляется мотив, который будет показан в большинстве картин – небо, река с отражёнными в ней облаками. Этот мотив явился результатом осмысления природы Сибири, стремления выразить её суть. 

Картина «Бывшая Еловка» (1968) не оставляет быть равнодушными зрителей, чьё детство и юность прошли в сельской местности. Название картины «Бывшая Еловка» подсказывает, что деревня уже исчезла. Это навевает легкую грусть.

Это мировосприятие и композиционные принципы будут присущи многим его работам: «Половодье на Иртыше» (1949), «Над Иртышскими просторами» (1972), «Устье Тобола» (1977), «Ангара» (1977), «Памятник Ермаку» (1982), «Село моей юности» (1987).

Кондратий Петрович проявлял большой интерес к написанию картин о сибирских реках. Хотя главными для его творчества реками были Иртыш, Томь, Обь, не осталась без его внимания живописная сибирская река Енисей. Представляем фотокопию картины «Енисей».

Вместе с тем Кондратию Петровичу не чуждо лирическое и романтически-драматическое восприятие натуры, проявившееся в работах «Зима» (1979), «Салехард» (1962), «Древние солеварни» (1963), «Родные поля» (1960), «Окраина Тевриза» (1978) и других.

Во втором зале музея выставлены рисунки, которыми были проиллюстрированы книги. Многие, возможно, не знают, что Кондратий Петрович Белов не только интересовался революционным прошлым Сибири, но и делал иллюстрации к издаваемым книгам. В 1926 году Кондратий Белов проиллюстрировал первую небольшую книгу с названием «Пионеры». Позже создал обложку и внутренние иллюстрации для книги Фёдора Кистеня «Воронье гнездо». 

В 1941 году был объявлен конкурс на лучшие иллюстрации к книге «Дело Артамоновых». Автором литературного произведения являлся Максим Горький: 

«Из числа многочисленных претендентов победителем был признан омский художник Кондратий Петрович Белов. Он представил на суд жюри 17 работ, выполненных с использованием туши, пера и кисти. В итоге в книгу «Дело Артамоновых» вошли 11 иллюстраций».

В 1957 году вышел сборник стихов «На нашей реке», принадлежавший перу омского автора Тимофея Белозёрова. Этот дебютный скромный томик стихов был издан тиражом в 200 тысяч экземпляров: 

«Кондратий Петрович придал стихотворениям визуальную форму, создав при этом яркие иллюстрации. Подлинники сейчас находятся в коллекции Омского музея Кондратия Белова. Рисунки выполнены гуашью на плотной, слегка тонированной бумаге. Из четырнадцати иллюстраций до наших дней дошли двенадцать. На выставке представлена иллюстрация «На реке».

Книга «Конёк-Горбунок» поэта Петра Павловича Ершова с иллюстрациями Кондратия Петровича Белова увидела свет в 1959 году, затем она была переиздана в 1985 и в 2020 году. Рисунки долгое время бережно хранились семьёй художника, а затем были переданы в фонд Омского музея Кондратия Белова: 

«Работы подобного объёма, как при оформлении книги «Конёк-Горбунок», он прежде не выполнял. Рисунки попали на обложку, на титульный лист и внутрь книги: три разворотных иллюстрации, три заглавные буквы, начальные и конечные украшения глав, а также 20 полностраничных иллюстраций. Рисунки были выполнены гуашью и тушью. Особенно примечательна внимательность художника к деталям».

Кондратий Петрович проиллюстрировал повесть «Коля и Люба», автором которой являлась Нина Николаевна Ваганова. Книга, которая вышла в 1955 году, была адресована школьникам младшего возраста. 

В 1956 году Кондратий Белов выполнил в цветном варианте 15 рисунков к книге «Леночка» Андрея Лядова. На обложке книги была изображена главная героиня рассказа. Техника исполнения рисунков была смешанной. Именно это обеспечило образам выразительность и привлекательность. 

В 1958 году увидел свет сборник материалов для художественной самодеятельности «Сибирские просторы», содержащий материалы для организации различных мероприятий и праздников. Сборник не содержал внутренних иллюстраций, однако Омское книжное издательство поручило художнику Белову создание обложки и титульного листа. В результате его работы появилась яркая иллюстрация, на которой были изображены четыре танцующие девушки в нарядных платьях. 

В 1955 году увидела свет книга Феоктиста Алексеевича Березовского «Таёжные застрельщики», в которой подробно описывается один эпизод революции 1905 года – выступление железнодорожных рабочих на станции «Зима». Кондратий Петрович оформил обложку, а также выполнил черно-белые рисунки к четырём фрагментам книги. Семье художника удалось сохранить только четыре эскиза иллюстраций из десяти. В настоящее время эти карандашные рисунки хранятся в Омском музее Кондратия Белова. 

В 1958 году Омское книжное издательство выпустило в свет произведение Юрия Иннокентьевича Шухова под названием «Укрой, тайга». Книга повествует о действиях партизан во времена Гражданской войны в период с 1918 по 1920 год. Книги Кондратий Петрович выполнил для книги красочную обложку, а титульный лист оформил чёрно-белой заставкой. 

Для сборника рассказов «Случай в Урмане» Николая Максимовича Бутова художник оформил обложку, титульный лист, а также чёрно-белые заставки и концовки к шести рассказам сборника. 

Иллюстрировал Кондратий Петрович и многочисленные рассказы. Он создал обложку и титульный лист для сборника «Весна» (1955), автором которого является Сергей Николаевич Шибаев. 

Екатерина ЗАБОЛОТНЫХ подробно рассказала о встречах Кондратия Белова с писателем и капитаном теплохода Иртышского речного пароходства Виктором Петровичем Рожковым: 

«Писатель получил известность за увлекательные историко-приключенческие книги о Севере. Книга «Срочный рейс» была посвящена будням иртышских речников. Для этой повести художник Белов создал оформление, включающее обложку, титульный лист (в цвете), а также чёрно-белые рисунки тушью в начале и конце каждой из четырёх глав».

Рисунки Кондратий Петровича также появлялись и в различных литературных произведениях. Например, сборник произведений омских писателей для детей «Юный сибиряк» был издан Омским книжным издательством в 1959 году и содержал публикации 13 разных авторов. Примечательно, что сборник оформляла целая группа художников. Среди них был и Кондратий Белов.

На выставке демонстрируются книги, в которые вошли иллюстрации, сделанные Кондратием Беловым: «Конёк-Горбунок», «Случай в урмане», «Укрой, тайга», «Таёжные застрельщики», «Весна», «Юный сибиряк», «Срочный рейс», «На нашей реке» и другие.

Кондратий Петрович, как известно, являлся очевидцем и свидетелем важных исторических вех, начиная с революционных потрясений и последовавшей за ними Гражданской войны. Екатерина ЗАБОЛОТНЫХ закончила свою экскурсию словами:

«Кондратий Петрович Белов проявлял глубокий интерес к истории, уделял много времени чтению мемуарной литературы. В его исторических полотнах увековечены образы многих деятелей, оказавших значительное влияние на российскую историю. Примечательно, что эта тематика активно использовалась им даже в книжной графике. Иллюстрации в книгах – не просто украшения, а важные части их художественных образов, которые помогают читателям лучше понять и оценить произведения».

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2025 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/otkrylas-vystavka-knizhnoy-grafiki-sozdannoy-izvestnym-omskim-zhivopistsem