Половина российских предпринимателей пробует применять ИИ в бизнесе

Дата публикации: 18 ноября 2025

Совместное исследование Сбера, ФОМ и Минэкономразвития позволило узнать, для каких целей предприниматели обычно используют искусственный интеллект. 

В преддверии международной конференции AI Journey Сбер, фонд «Общественное мнение» и Минэкономразвития РФ решили выяснить, насколько знаком российский малый бизнес с искусственным интеллектом и его возможностями. Появились технологии, которые помогают решать реальные бизнес-задачи, повышать эффективность бизнеса и снижать издержки. Но востребованы ли эти инструменты предпринимателями?

Опрос 803 владельцев ООО и ИП разного профиля из всех регионов РФ проводился в рамках ежеквартального исследования ПРИМ. Также в рамках ПРИМ были изучены мнения предпринимателей в четырёх фокус-группах. Совместный проект Сбера, ФОМ и Минэкономразвития «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ) анализирует состояние малого бизнеса, определяя потребности предпринимателей и эффективность мер поддержки.

В результате выяснилось, что с искусственным интеллектом знакомы 77% владельцев малого бизнеса. Одним знакомством дело не ограничилось: каждый второй из респондентов уже пробовал использовать ИИ в работе.

Заместитель министра экономического развития России Татьяна ИЛЮШНИКОВА рассказала:

«Искусственный интеллект – это один из способов повысить производительность компаний, не требующий больших финансовых вложений. В нашей работе с МСП мы видим, что предприятия активно используют мультимодальные модели, облачные AI-платформы, компьютерное зрение. Данные нашего исследования «ПРИМ» показывают, что ИИ помогает бизнесу в решении таких задач, как поиск информации (36%), написание текстов (29%), создание визуального контента (23%) и получение советов в сложных ситуациях (16%)».

Исследование показало, что предприниматели чаще всего понимают под ИИ-ассистентами чат-боты банков и голосовых-помощников. Уже использовали такие инструменты в работе 23% респондентов. Обычно с помощью ИИ-ассистентов предприниматели решали такие задачи, как проведение банковских операций, создание контента, консультации по правовым вопросам, подготовка документов, анализ рынка и конкурентов, оценка целевой аудитории.

Заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Анатолий ПОПОВ отметил:

«Многие предприниматели начинают работать с ИИ осторожно, но по мере накопления опыта – выбирая подходящие инструменты и осваивая навыки – используют его всё чаще. Ключевой результат, который отмечают респонденты, – экономия времени, и чем дольше и качественнее бизнес применяет технологии ИИ, тем сильнее выражен эффект. Треть предпринимателей, которые пока не используют ИИ, планируют начать в течение ближайшего года. Мы видим, что четверть предпринимателей активно следят за развитием технологий ИИ, ещё 52% – интересуются от случая к случаю».

По словам ПОПОВА, у предпринимателей растёт спрос на обучение и практические инструменты:

«В начале года мы представили ИИ-помощника для предпринимателей, созданного на базе собственной нейросетевой модели GigaChat. Сегодня он доступен 3,5 млн предпринимателей. Ассистент помогает анализировать продажи, автоматизировать процессы, создавать контент и даже запускать интернет-магазин за 5 минут. Внутри уже работают специализированные ИИ-агенты – по открытию новых точек, участию в тендерах, планированию развития и обучению сотрудников. Это не абстрактное будущее – это уже реальная практика. Искусственный интеллект становится союзником, помогая предпринимателям принимать решения быстрее и увереннее развивать свой бизнес».

По данным исследования, наиболее распространённые запросы бизнеса таковы: помощь в выборе решений (30%), техническое сопровождение и внедрение (25%), обучение написанию промптов (24%), оценка рисков применения ИИ (17%), поиск специалистов для работы с ИИ (17%).

Иллюстрация © www.sberbank.ru



© 2001—2025 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/polovina-rossiyskih-predprinimateley-probuet-primenyat-ii-v-biznese