Путешествие на электромобиле из Польши в Японию через Омск

Дата публикации: 29 июля 2018

Марек КАМИНСКИЙ едет в Страну восходящего солнца через Калининградскую область, Литву, Латвию, Россию, Монголию, Китай, Южную Корею. 

18 июня в Омск на электромобиле прибыл польский путешественник, писатель, предприниматель Марек КАМИНСКИЙ. Это единственный человек в мире, который покорил оба полюса Земли в течение одного года. На его счету путешествия по всему миру, включая труднодоступные районы вроде долины Амазонки и горы Килиманджаро. В Сибири он оказался не случайно: едет на электромобиле из Польши в Японию через Калининградскую область, Литву, Латвию, Россию, Монголию, Китай, Южную Корею. О цели путешествия, о том, что случилось с ним на дорогах России, Марек КАМИНСКИЙ на хорошем русском языке поведал корреспонденту «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО.

– Пан Марек, расскажите об автомобиле, на котором передвигаетесь в этом путешествии.

– Это Nissan Leaf – стопроцентно электрический автомобиль, он работает без бензина. Дальность передвижения после зарядки батареи у него 300 километров. Но я его немного переделал: теперь там есть диван, можно спать, обедать. Это мой маленький дом на 2 – 3 месяца. Думаю, что за электромобилями будущее. Для меня очень важно доехать на нем до Японии и, возможно, обратно. Расстояние от Польши до Японии – 15 тысяч километров, потому что я поехал через Эстонию и Санкт-Петербург. Это действительно хороший современный автомобиль, а не детская забава, как иногда думают.

– Вам за время поездки приходилось ночевать в нем?

– Конечно, я уже раз пять спал в машине. Даже сегодня ночью.

– Не замерзли?

– Я ведь был на Северном и Южном полюсах, так что я – подготовленный человек (смеется). Мне не будет холодно, я взял с собой спальный мешок на десять градусов. Правда, сегодня ночью температура была 3 – 4 градуса. Но это не создало мне проблем. Все нормально, ведь это Сибирь.

– Вы много путешествуете по всему миру, а как часто приходилось бывать в России до этого проекта?

– Много, может быть, раз десять. Я дважды был в Сибири, когда через Хатангу улетал на Северный полюс, на Таймыре. В детстве посещал Ленинград и Москву. Получается, приезжал только в большие города. После моего пешего паломничества на запад — из Калининграда в испанский город Сантьяго де Компостело – я подумал, почему бы теперь не пойти на восток. И вот сейчас я путешествую через всю Россию из одного ее конца в другой.

– Почему вы выбрали целью своего путешествия на восток Японию?

– Мне очень нравится эта страна. Это, можно сказать, самый край Азии, континента Евразия. Я десять раз был в Японии, и однажды японская принцесса мне предложила сделать путешествие на ее родину. Начал думать, как можно добраться туда из Польши. Вспомнил свою первую экспедицию, как я шел на Северный полюс и тащил с собой весь мусор, и подумал, а можно ли путешествовать без мусора. И пришел к идее сделать путь «no trace» – не оставляя следа. Сегодня с этим сложно, даже когда мы летим в самолете, от еды остается много мусора. Мне интересно не просто путешествовать, бывать в разных странах, но и чтобы это имело какой-то смысл для меня и для других людей. И концепция «no trace» стала смыслом этого проекта.

– Что вас удивило в России, в Сибири?

– Хорошие дороги. Я думал, будут проблемы. Конечно, кое-где ведется ремонт, но особых сложностей с этим нет – трассы широкие. Второе, что меня удивило, – много электрических заправок. Мне говорили: «Ты на электромобиле даже до Москвы не доедешь». Но до вашей столицы я добрался без проблем, потому что есть CHAdeMO. Зарядные станции существуют в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Казани. Даже в Польше их не так много. И еще удивило, что в России много фанатов электромобилей.

– Вы с ними общались?

– Да, любителей Nissan Leaf я встречал в Перми. Вчера я ехал в Омск с таким автомобилем из Тюмени. Очень удивлен, потому что Nissan не продает электрические машины в России — нет спроса. Об этом сообщили в Nissan.

Мне по пути помогают разные люди. Компания «Россети» сама меня нашла и предложила помощь в заправке, когда я был в Санкт-Петербурге. Они сказали, что теперь везде смогу заправляться на их станциях. Российский концерн оказал мне помощь, хотя я поляк и еду из Польши в Японию. Я много путешествовал по Европе и очень удивлен, что жители здесь открытые, с ними можно запросто поговорить. В мире люди сейчас более закрытые, они не хотят общаться. Я никогда не был так долго в вашей стране, так что этот проект для меня очень интересен.

– За время вашего путешествия случались какие-то происшествия – на дороге или в городе?

– Вчера мне встретился дальнобойщик. Ночью они ездят очень быстро. Я хотел повернуть налево на заправке, у меня уже был включен сигнал. Если бы повернул, он бы в меня… Это происшествие говорит, что просто надо быть осторожным ночью в Сибири. Один шаг – и все…

– Вы едете и по ночам?

– Да, вчера, чтобы успеть, ехал до 4 часов утра. Но до этого успел поспать днем, пока пять часов заряжал автомобиль в Голышманово (от ред.: – Тюменская область).

– В машине спали?

– Нет, там была такая хорошая маленькая гостиница. Можно было спокойно отдохнуть, почитать. Книги – это тоже хорошее приключение. Я изучал русский язык, чтобы читать вашу поэзию – Ахматову, Цветаеву, Есенина, Высоцкого. Недавно был в Елабуге (от ред.: – Республика Татарстан, 73 тыс. жителей), где находится дом Марины Цветаевой. И вот вчера я начал читать ее стихотворение «Тебе – через сто лет». Она написала его в 1919 году, и там говорится: «Я вижу: на ветру ты ищешь дом, где родилась я – или в котором я умру». Когда я увидел эти строки, у меня было чувство, что она писала их для меня. Литература и поэзия вполне реальны. Некоторые люди говорят: «А, это в книжке написано». Они считают, что между жизнью и поэзией связи нет. Есть! Она писала, что я буду в ее доме, и я там был! И я читал это стихотворение практически через сто лет! Разве не удивительно, что так случилось?! А сегодня моим переводчиком была женщина по фамилии ЦВЕТАЕВА. Так что Марина Цветаева всегда со мной. В дороге происходит многое из того, что не планировал, но именно это интересно, потому что позволяет увидеть иную жизнь. Я ночевал в Санкт-Петербурге в доме, где жил Достоевский, а когда ехал сюда, не знал, что он был и в Омске – отбывал каторгу четыре года.

– Пан Марек, вам удалось посмотреть Омск?

– Я побывал в местах, где находился Достоевский. Смог пройти через Тобольские ворота, где он ежедневно ходил на работу. Мне показали памятник Достоевскому, дом коменданта. Понравились перспективы на город и реки Иртыш и Омь. Очень интересный главный храм, который находится на площади, где у вас областная власть. Там есть мощи Сильвестра Ольшевского. Я католик, христианин, такие духовные места для меня имеют большое значение. В храме висит икона Святого Николая – защитника путешественников. Я поблагодарил его за то, что сегодня ночью со мной ничего не случилось.

Целый год готовился к проекту. Мне очень нравится норвежский путешественник Руаль Амундсен, он был первым человеком в мире, который побывал на Южном полюсе. Он всегда искал новые способы путешествий. Начинал с собак, потом летал на самолетах, дирижаблях. И я двигаюсь в том же направлении: сначала побывал на Северном полюсе на лыжах, с санками, теперь еду на автомобиле в Японию. Возможно, поеду зимой из Владивостока до Санкт-Петербурга.

Путешествие на электромобиле – это новый опыт путешествий. Он хорош еще и тем, что электрические машины дешевле в обслуживании, чем другие. Зарядку можно получить всегда. Например, в гостинице вам никто не нальет бензина, а если попросить подзарядить электромобиль, это будет стоить не так много. При этом ты приносишь пользу всему миру, не оставляя за собой выхлопных газов. Это самое интересное для меня в этом проекте.

– Где будет у вас следующая остановка?

– Возможно, в Новосибирске. Но до него 600 километров, мне не хватит заряда батареи. Я могу проехать 300 – 400 километров от Омска, но где конкретно будет остановка, не знаю.

– Заказаны гостиницы, где планируете ночевать?

– Нет, я не знаю, где буду завтра. Все меняется. Я планировал, что доберусь до Иркутска в начале июля, но, скорее всего, смогу быть там уже 25 июня.

– Какие пункты путешествия наиболее значимы для вас?

– Елабуга, поскольку там жила Цветаева. Это маленькое местечко. Через этот город проходила первая автомобильная гонка Пекин – Париж на автомобилях больше ста лет тому назад. Также интересны, конечно, Москва и Петербург. Из тех мест, которые еще предстоят, наверное, важны Иркутск и Байкал. Потом Монголия.

– Что интересного ожидаете в Монголии?

– Я не планирую. Для меня самое важное – это интуиция. Не хочу быть туристом, который ездит в обязательные места. Возможно, я встречу человека, который мне скажет, куда пойти. Для меня на дороге более интересны маленькие города, чем большие, например, мне понравилось в Талице. Вы знаете этот город? Это в Свердловской области. Там жили поляки Поклевские-Козелл, они построили дом. Маленький, но очень интересный город. Через такие я могу познать жизнь России. В большом городе в гостинице тяжело что-то узнать о стране, а в маленьком я общаюсь с людьми. В Омск, Москву, Санкт-Петербург я могу приехать как турист, заказать экскурсию. Но в Елабугу и Талицу – совсем другое дело. Например, в Елабуге я ночевал в хостеле, где можно было позаниматься йогой. Приятно, потому что я этого не планировал. Это концепция, когда путь ведет человека. Мне не нравится знать, где что будет.

– Вы один путешествуете? Не страшно, что что-то случится с автомобилем, ведь есть участки, где на десятки километров нет населенных пунктов?

– Да, вы правы. Но я был на Северном полюсе, там совсем никого нет на тысячи километров, а не только на сто. Наверно, Сибирь — это опасно: нет людей, большегрузы едут быстро, потому что мало машин. Когда ночью температура упала до 4 градусов, мне показалось, что наступила зима, и я подумал, что емкость батареи снизится. При нормальной температуре ее хватает на 300 километров, а зимой – только на 250. Могло случиться, что я не успел бы доехать до станции. Конечно, это не дорога Москва – Санкт-Петербург. Там я мог съехать в деревню и поспать, но здесь может не оказаться населенного пункта. Конечно, вдвоем было бы легче. Но, с другой стороны, еще один человек в машине – это тоже уже не 300 километров, а 250. Приходилось выбирать. Мне бы очень нравилось путешествовать с кем-нибудь, но в этом проекте больше шансов доехать одному. Если бы я не знал русского языка, нужно было бы иметь русскоговорящего переводчика, но т.к. я говорю по-русски, это не требуется. И с другим человеком могут возникать конфликты. Для меня не проблема находиться в одиночестве. Я шел на Северный полюс два полных месяца и был наедине с собой, так что один день в машине — это не сложно. Тем более что я ежедневно встречаю много людей. Эта экспедиция не экстремальная, но в ней есть некоторые острые моменты, например, нужно постоянно контролировать уровень зарядки батареи.

– Запасной батареи у вас нет?

– Нет, может быть, если бы я ехал вокруг света, я бы сделал, чтобы ее хватало не на 300, а на 600 километров. Но сейчас у меня есть голова – это самая запасная батарейка (смеется).

– Есть ли у вас планы на следующие путешествия? Ну, кроме возвращения из Владивостока зимой?

– О нет, зимой – это был бы другой проект. Может быть, объехать вокруг света за 80 дней на машине?! (смеется) Для меня важно то, что здесь и теперь. Следующий проект – это пока не интересно. Я могу написать книгу после путешествия – это тоже определенный путь. Каждый день – это новый проект. Повезло, что сейчас участвую в этом путешествии, но я не гонюсь за проектами: главное то, что происходит с тобой каждый день.

– Вы прошли там, где немногие бывали. Случалось ли делать открытия?

– Нанести на карту новые реки и озера – это не самое важное в жизни. Мне удалось сделать какие-то открытия внутри себя. Это — нетленная карта внутреннего мира человека.

– Что это за открытия?

– Может быть, свет. Я всегда думал, что свет только вокруг нас, но в нас самих больший мир, чем вокруг. В школе не учат открывать его. Я считаю, что путешествовать по миру нужно, чтобы открывать мир внутри себя. Я нашел свой метод борьбы с депрессией. Для меня путь – это материал, опыт, чтобы делать другие дела. Само место – это только место. Гораздо важнее люди.

– Ваше путешествие имеет какие-то политические задачи?

– Нет, политикой я не занимаюсь. Я знакомлюсь с другими людьми как человек с человеком, и не с политическими целями. Не хочу быть политиком.

– Сегодня многие считают, что наша жизнь неотделима от политики, об этом часто говорят в средствах массовой информации…

– Я не смотрю телевизор. Уже месяца четыре даже новости в Интернете не читаю. Мне нравятся книги. Пользуюсь Интернетом, чтобы иметь возможность читать стихотворения.

– Но вы ведь знаете, что в России действуют экономические санкции?

– Я слышал об этом. Одни говорят, что они не имеют эффекта, другие – что имеют. Мне тяжело сказать, как санкции сказываются на жизни в России.

– Сейчас в нашей стране проходит чемпионат мира по футболу, а вы удаляетесь от места главных событий…

– Да, я был во многих местах, где проходят матчи, – в Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Видел все стадионы. Я специально не планировал, чтобы мой проект совпал с чемпионатом мира, но так вышло. Невозможно быть везде. Вернусь в Польшу – прочитаю о результатах. Конечно, для России это очень важное событие, она к нему хорошо подготовлена. В Казани много фанзон. Я был в Екатеринбурге как раз в день матча Египет – Уругвай. Когда посещал Храм-на-крови, встретил футбольных фанатов. Удивился, откуда такие дивные люди, а потом понял, что это болельщики из Уругвая. Я не увлекаюсь футболом. Мне больше нравится поэзия. Если бы Польша была в финале, конечно, я бы остановился и посмотрел. Может так получиться? Если бы вышли в финал не Германия или Испания, а другие страны, такие как Россия или Польша, было бы интересно посмотреть.

– Марек, с вашей точки зрения, путешествовать по России интересно?

– Сейчас у меня другие задачи – я еду транзитом. Но я бы посмотрел Сибирь, Камчатку, Сахалин, Белое море, Архангельск, Карелию. В России много интересного. В Перми мне сказали, что недалеко от города можно совершить много разных путешествий. Меня привлекают Камчатка и Сахалин, хотелось бы взойти на какой-нибудь вулкан. Россия – это большая страна. Сегодня я ехал через Сибирь и наблюдал за туманами, лесами. У вас совсем другое небо: я видел очень много больших хмурых облаков. В Польше таких нет. Здесь у них даже другая форма.

– Вы путешествовали не только на полюсы, в дальние страны, но и по Польше, в том числе с женой и дочкой. Насколько интересно бродить по родному краю?

– В Польше много интересного: река Висла, исторические места, природа. Краков, Казимеж (от ред.: – Исторический район в Кракове), Татры. Мой друг – директор Татранского национального парка, и мы часто вместе там бываем. Раз в два месяца я еду в Татры, чтобы заняться скалолазанием. Мне нравится место, где я живу, – города Гдыня и Гданьск. Там очень красивые места – озеро, лес, Балтийское море. Я ежедневно в течение часа делаю пробежку по окрестностям.

– Пан Марек, большое спасибо за беседу. Счастливой вам дороги!

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от от 27 июня 2018 года



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/puteshestvie-na-elektromobile-iz-polshi-v-yaponiyu-cherez-omsk