Рай и ад «Отцов и детей»: новое прочтение тургеневского романа

Дата публикации: 09 ноября 2022

В «Пятом театре» состоялась громкая премьера. 

Знакомое каждому по школьной программе произведение Ивана ТУРГЕНЕВА перенесла на сцену «Пятого театра» режиссер из Стерлитамака Людмила ИСМАЙЛОВА. В прошлом году на фестивале «лиТЕрАТуРа» она показывала в Омске свой спектакль «Страна Айгуль», после чего и получила приглашение на постановку.

Зная специфику «Пятого театра», на классическую версию можно было не рассчитывать. И действительно, нынешние «Отцы и дети» – это чистой воды символизм и эстетство.

Сцена не закрыта занавесом, поэтому еще до начала спектакля можно рассмотреть присутствующую на ней красоту (художник-постановщик – лауреат премии «Золотая маска» Альберт НЕСТЕРОВ). Прекрасные цветы заключены в стеклянных (или ледяных?) кубах и аквариумах. Это мир замороженных, закрытых чувств, аромат которых нельзя ощутить. Мир главного героя – ведь именно через его восприятие нам показывают происходящее.

Едва появившись, Евгений Базаров (Дмитрий ИСАЕНКО), начинает нарезать по сцене даже не круги – углы, острые и резкие. «Важно, что дважды два – четыре. Остальное пустяки!» – как спасительную молитву, повторяет он. Сине-фиолетовый свет (работа Сергея ГАЕВОГО) делает пространство ирреальным, фразы в нем отдаются эхом. Холод и пустота…

Между тем, в имении друга, куда Базаров приехал в качестве гостя, всё дышит любовью. Милуются украдкой слуги в купальских венках (Петр – Вячеслав БОЛДЫРЕВ, Дуняша – Елена ЗАИГРАЕВА). Полон восторга в своем чувстве к полногрудой крестьянке Фенечке (Алина СИНОГИНА), недавно родившей ему сына, хозяин усадьбы Николай Петрович Кирсанов (Борис КОСИЦЫН). Фенечка, в свою очередь, растворена в счастливом материнстве. Эти проявления торжества жизни вызывают в Базарове ненависть, буквально до судорог. «Сельская романтика! Чепуха, гниль, художество!» – вновь твердит он, кажется, убеждая сам себя.

«Мы нигилисты!» – с гордостью заявляет Аркадий Кирсанов (Егор ЛЯБАКИН). Ему нравится быть передовым, играть во всеобщее отрицание. Он подражает своему другу, пытается выглядеть таким же циничным и язвительным. Аркадий и Базаров одеты во всё черное, тогда как окружающие поголовно в белом. Но как-то незаметно, полюбив, остепенившись, уже задумываясь о семье, Аркадий переоденется тоже. И, в общем-то, понятно, что конфликт отцов и детей, о котором во все времена так много говорилось, не конфликт вовсе, а неизбежная эволюция. И тот, кто не хочет эволюционировать, скорее всего, обречен.

В спектакле все ходят с цветами, их бережно высаживают и лелеют, в них… одеваются. Причудливый тюрбан из цветов венчает голову Одинцовой (Мария ДОЛГАНЕВА) в сцене бала. Сама она в прозрачном серебристом платье, абсолютно не скрывающем ее прелестей, выглядит райской птицей. Как Ева яблоком, Одинцова манит Базарова мячиком, похожим на маленькую модель земного шара.

Сравнения с раем возникают постоянно. Базаров же изгнан из него собственной философией отрицания жизненных ценностей. Он погружен в ад, где кривляются его псевдосоратники Ситников и Кукшина (Станислав ГОРЕНБАХЕР, Александра УРДУХАНОВА), откуда ловко ускользает Аркадий, и куда не рискует погрузиться Одинцова, лишь чуть-чуть попробовав мутную воду этого омута босой ножкой. Красные собаки, преследующие героя в предсмертном бреду, – церберы ада. Уже заранее на них намекает тряпичная красная псина – незатейливая игрушка, неоднократно оказывающаяся в его руках.

Неспособность на любовь, а значит, и на жизнь, – не только диагноз, поставленный Базаровым Одинцовой, но и его собственное проклятие. Он так же не умеет любить, а чувство приходит и раздирает его, причиняя почти физические страдания. Три часа бешеного градуса страсти и мук, внутренних противоречий, что называется, на разрыв аорты – за это стоит сказать «браво» Дмитрию ИСАЕНКО, сыгравшему свою первую большую роль на сцене «Пятого».

Спектакль полон легкого эротизма и каких-то моментов, которых не было в романе, хотя они, может быть, и подразумевались на уровне мыслей, желаний, мечты. В нем отсутствует социальная подоплека литературного первоисточника, есть лишь общечеловеческие мотивы. И, конечно, просмотром его не стоит полностью заменять книгу, готовясь к школьному сочинению, дабы не опростоволоситься. Кстати, возрастная рекомендация постановки – 16+.

Фото © Омский драматический «Пятый театр»



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/ray-i-ad-ottsov-i-detey-novoe-prochtenie-turgenevskogo-romana