Растет разрыв в подготовке кадров: сеньоры уезжают, джуниоров на местах переизбыток.
В Москве состоялась III Межрегиональная конференция региональных ИТ-сообществ, организованная комитетом по региональной политике Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий и Ассоциацией «ИТ-Кластер Сибири». Эксперты обсудили состояние ИТ-бизнеса в регионах.
Председатель комитета ТПП Алтайского края по информационным технологиям, генеральный директор ООО «Центр информационной безопасности» Павел ПЛЕТНЕВ отметил, что если исключить региональные и федеральные бюджеты, то основным источником выживания для региональных IT-компаний последние 5 лет является работа с крупными московскими интеграторами. Он объяснил, что разница в заработке и затратах между центральными и региональными компаниями остается существенной. Для развития он предложил создавать площадки коллаборации, где представлены как столичные заказчики, так и региональные исполнители, что позволило бы легче находить друг друга.
Представительница Ассоциации сотрудников, инвесторов и организаций в сфере информационных технологий МИТ подтвердила заявление ПЛЕТНЕВА о том, что IT-компании в регионах в основном зарабатывают за счет крупных контрактов в Москве, «каскадируясь по субподрядам». Если же предприятие создает уникальный продукт, ноу-хау, то старается «вытянуть» его из региона. Спикер привела пример компании из Омска, разработавшей технологию калибровки, но испытывающей сложности с ее выводом на рынок из-за его расслоения. Причем региональным компаниям проще переехать, условно, в Узбекистан, чем в Москву, в которой приходится подолгу выстраивать связи.
Исполнительный директор Ассоциации «Кластер социально-технологического развития территорий Калужской области» Максим ЛЕДКОВ рассказал, что их IT-кластеры начали разделяться по отраслевой принадлежности. В сфере IT для развития территорий (строительство, ЖКХ, проектирование, архитектура) в регионе практически отсутствует розничный или B2B-заказчик, основные клиенты – муниципалитеты или госзаказчики. Сравнивая с другими IT-кластерами Калужской области (например, в медицине, где есть розничные заказчики), ЛЕДКОВ подчеркнул, что специфика региональных IT-компаний определяет их зависимость от государства. В их направлении, связанном со строительством, эта взаимосвязь составляет 99%.
Директор челябинского кампуса «Школы 21» Дмитрий КОЗЛЕНКОВ сообщил, что многие челябинские компании успешно выявили перспективные ниши и начали активно позиционироваться исключительно в них, ища клиентов по всей стране. Он привел пример компании, создающей цифровые порталы и сервисы для хоккейных, волейбольных, футбольных клубов и расширившей свою деятельность далеко за пределы региона, включая даже страны СНГ. Другие предприятия, по словам КОЗЛЕНКОВА, успешно сотрудничают с крупным ритейлом (X5 Retail Group, «Красное & Белое» и т.д.). Второй тренд – продуктовые компании чувствуют себя лучше, продавая свои решения бизнесу по подписке, так как государственные бюджеты стали менее надежными. Что касается налоговых изменений, КОЗЛЕНКОВ отметил, что все «гундят, расстраиваются и переживают», но у предприятий наблюдается рост выручки.
Игровые компании (создающие графический контент) начали сокращать персонал из-за удешевления производства контента искусственным интеллектом. Однако явного тренда на массовое увольнение разработчиков пока не наблюдается, ИИ чаще используется для быстрого создания MVP-решений. Также IT-компании Челябинска конкурируют за специалистов не друг с другом, а с BigTech. В связи с этим реализуется множество региональных проектов по развитию кадрового потенциала, направленных на то, чтобы студенты и школьники как можно раньше начинали IT-карьеру.
Генеральный директор компании Inostudio, президент Ассоциации разработчиков цифровых решений «Брэйнхорн», Максим БОЛОТОВ (Ростовская область) акцентировал внимание на растущем разрыве в подготовке кадров. Сеньоры по-прежнему востребованы, а джуны не нужны, но при этом их количество растет. У джунов отсутствуют возможности набрать реальный опыт, так как компании не готовы их нанимать. Особенно остро эта проблема ощущается как раз в регионах, откуда «забирают» сеньоров. Также БОЛОТОВ отметил недостаток маркетинга и PR в IT-индустрии, что приводит к ее низкой значимости, буквально «на уровне статистической погрешности, несмотря на все декларации» – 1,9-2,5% ВВП.
Проректор по ИТ и цифровой трансформации РАНХиГС (Президентской академии) Павел КЛЕПИНИН отметил появление большого количества региональных компаний в сфере искусственного интеллекта. По его словам, порог входа в этот бизнес невысокий – около 5 млн рублей. Однако основная проблема их мультиагентных продуктов заключается в использовании иностранных моделей и облачных решений. КЛЕПИНИН предложил сети профессиональных IT-сообществ поддержать эти компании, помочь им с первыми сделками и переходом на российские LLM-модели (GigaChat, Яндекс GPT, Тинькофф, МТС), что, по его мнению, будет полезно для страны и обеспечит конкурентное преимущество в новом мире, сравнимое с ядерным оружием.
Президент Ассоциации «ИТ-Кластер Сибири» Александр ТИМОФЕЕЧЕВ поделился результатами опроса, проведенного в Минцифры Омской области: малый IT-бизнес (5-30 сотрудников) не нуждается в избыточной господдержке, так как мобилен и быстро адаптируется.
Валентин МАКАРОВ, президент НП «Руссофт» описал три основных способа заработка для региональных компаний. Во-первых, это уже упомянутая работа на субподряде с крупными московскими компаниями, реализующими проекты по всей России. Во-вторых, компаниям из крупных промышленных центров доступно прямое сотрудничество с директорами, начальниками цехов и IT-руководителями местных предприятий. Они предлагают услуги и решения под конкретные запросы заводов, с которыми хорошо знакомы, – например, промышленный искусственный интеллект для оптимизации работы печей. В третьих, партнерство с соседними странами: Новосибирск тесно работает с Казахстаном и Китаем, используя налаженную торговлю и личные контакты; Севастополь пытается наладить контакты со Средиземноморьем, позиционируясь как «витрина России»; Калининград работает с Европой.
Помимо этого МАКАРОВ заявил, что Минфин часто не понимает специфику IT, а отношение правительства к льготам для IT-отрасли неверно, так как они воспринимаются как послабления, но не как правильный режим, соответствующий бизнес-модели индустрии. Президент «Руссофта» подчеркнул отсутствие у российских IT-ассоциаций права законодательной инициативы, в отличие от Bitkom в Германии, а также редкость встреч президента страны с представителями IT-сообщества. По мнению МАКАРОВА, государству не хватает цифровой модели индустрий, а IT-ассоциации могут помочь в создании цифрового двойника каждой из них для эффективного налогообложения и инженерного подхода к управлению.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 ноября 2025 года.
Фото © стоп-кадр онлайн-трансляции
