В Сибирском федеральном округе профицит зерновой продукции составляет 5 млн тонн, и на то, что она будет здесь переработана, в ближайшее время можно не рассчитывать.
В областном Конгресс-холле 14 августа в рамках Окружного совещания по реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» состоялось встреча в формате «без галстуков» с предпринимательским сообществом СФО.

ЖЕРЕБЦОВ
Генеральный директор красноярского ООО «ИТЦ «ЗемЛесПроект» Антон ЖЕРЕБЦОВ, которого модератор дискуссии, вице-президент АО «Российский экспортный центр» Александр МОЛОДЦОВ представил как координатора Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по Сибирскому федеральному округу, осветил проблемы лесопромышленного комплекса. Он отметил снижение мер поддержки, особенно компенсаций, связанных с усложнившейся логистикой:
– Отрасль сегодня находится в сложном положении в регионах Сибирского федерального округа. Спад в основной номенклатуре продукции продолжается. И причина здесь в отсутстви, в том числе новых рынков. На действующих рынках, особенно в Китае, именно покупатель диктует объемы и цены на товар. А лесопромышленный комплекс – экспортно-ориентированная отрасль, 80% продукции уходит на экспорт. Государство стремится изменить этот дисбаланс, настроить внутренний рынок. Субсидии на внутренние перевозки могли бы помочь, ведь мы находимся в самом центре России, но мы прогнозируем, что глобально ситуация в ближайшие год-два не изменится.
Представленные предложения единомышленников-предпринимателей в Российский экспортный центр содержали просьбы об увеличении объемов поддержки по программе субсидирования транспортировки лесопродукции – в идеале полном возвращении к предыдущей программе:
– Хотя система не нравилась многим лесопользователям, когда буквально за минуту разбирались все лимиты. Мы знаем истории, когда это происходило за 50 секунд! Конечно, это неправильно. Минпромторг сейчас формирует новые критерии в части конкурсного отбора, но лимиты в любом случае необходимы.
Также предприниматели запрашивают снижение банковских требований к получателям предэкспортных кредитов и лоббирование российскими политиками исключения Китаем из запрещенных к ввозу в страну товаров пеллетов и топливных брикетов. Последнее позволило бы запустить простаивающие лесопромышленные мощности в Сибири – производство пеллетов из отходов лесозаготовки упало на 50%:
– Мы очень много говорим о шоу-румах, магазинах «Сделано в России». Но там продукция сельхозсектора, продуктовая линейка. Мы же в прошлом году обсуждали тематику промышленных шоу-румов – постоянно действующих площадок, на которых промышленники могли бы знакомить китайский рынок со своим товаром. Понятно, что на выставки проще привозить условную кондитерскую продукцию, чем очень серьезное высокотехнологичное оборудование. Именно поэтому площадки должны быть постоянными – например, в индустриальных парках. Это было бы действительно хорошим подспорьем для сибирских предприятий.

СОКОЛОВ
Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», координатор региональных отделений «ОПОРЫ РОССИИ» по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам Сергей СОКОЛОВ рассказал, что как генеральный директор АО «Новосибирскхлебопродукт» 20 лет занимается зернотрейдингом, 10 из которых активно работает на экспорт. Он поделился тем, что беспокоит агропромышленный комплекс:
– В Сибирском федеральном округе профицит зерновой продукции составляет 5 млн тонн, и на то, что она будет здесь переработана, в ближайшее время можно не рассчитывать. Поэтому развитие торговых и экспортных компетенций – единственный выход.
Предприниматель предложил установить лимиты на одного заявителя по субсидиям Минсельхоза России на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции железнодорожным и автомобильным транспортом по постановлению Правительства РФ от 15 сентября 2017 года №1104. Он признал, что средства выделяются огромные, но достаются они одним и тем же компаниям:
– Когда кто-то получает миллиард рублей, остальным ничего не остается. И такая практика складывается не первый год. По субсидиям Минпромторга «крышка» – 200 млн, и я считаю, это справедливо. Надо и по продукции сырьевого экспорта сделать «крышку», потому что все мы работаем и рискуем одинаково. Нужно просто поправить документ, даже никаких законов менять не придется.
Посетовал СОКОЛОВ и на неравномерное распределение квот на экспорт: Сибирский федеральный орган производит 12% российского зерна, а получает меньше 1% квот:
– В самый пик сезона, начиная с февраля, мы просто сидим и смотрим в окно либо ищем компанию, у которой избыток льгот, чтобы отправить свою продукцию в тот же Китай. В этой ситуации есть предложение продлить эксперимент, который проводило правительство в этом году, введя возможность получения дополнительных квот в размере 300% от первоначально выданного объема. Для Сибири это будет выход.
Конечно, зашла речь о стоимости капитала и нехватке длинных денег. СОКОЛОВ обратил внимание, что Центральный банк активно рекламирует размещение облигаций для малого бизнеса:
– Размеры выпуска могут быть разные. При этом у вас безотзывные деньги на три года, наверное, чуть больше и дороже, чем в банке, но я хочу отметить, что второй год не работает программа субсидирования части расходов предпринимателя на выпуск этих облигаций и на выплату процентов.
Также СОКОЛОВ попросил высшее руководство страны заранее обрисовывать географические перспективы для планирования бизнеса:
– К нам долго шел, сам стучался Вьетнам. В прошлом году он стал «открытием» для сибирских экспортеров... Если бы Российский экспортный центр, профильные министерства обосновывали страновые стратегии на среднесрочную перспективу, было здорово для разработки наших стратегий. Например, мы могли бы сориентироваться в плане продуктовых линеек с учетом платежеспособного спроса. Предприниматели на самом деле – мягкая сила за рубежом, потому что у нас личные контакты. Мы, как правило, ногами протаптываем эту дорогу. У нас есть возможности в том числе оказывать правильное воздействие на лиц, принимающих решения, через местный бизнес для преодоления независимых барьеров с двух сторон. Нет смысла биться отсюда в одиночку!
Спикер рассказал, что в этом году у Новосибирской области появилось представительство в Циндао:
– Нужны бизнесовые сервисы, а не просто формальная структура: стол, стул и коммуникатор. Там должны быть заряжены недостающие опции, которыми не располагают предприниматели находясь дома: помощь в сглаживании работы, наращивании объемов. Как правило, возникают юридические вопросы. Ведь сегодня совершенно непонятно, что делать предпринимателю, если его обманули в Китае. Нужны в хорошем смысле именно наместники за рубежом. Можно совместно с бизнесом поизучать этот вопрос.
БАРИНОВ
Президент Ассоциации пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области, генеральный директор ООО «Сибирский комбинат хлебопродуктов» Илья БАРИНОВ вслед за СОКОЛОВЫМ отметил неравномерность выдаваемых квот на экспорт зерна и вызванный этим колоссальный переток в бобовые культуры: урожай чечевицы вырос в 7 раз и теперь не ясно, куда его сбывать:
– И конъюнктура, и курс тяжелые для экспорта, ставки просто его останавливают. Расчет по многим контрактам даже превышает 90 дней с момента поставки, а деньги дорогие и субсидий нет. Мне стыдно говорить о банковских процентах, которые мы выплачиваем, – у нас фактически изымают обороты.
БАРИНОВ обратил внимание на прирост кормов, которые тоже можно экспортировать:
– Экспорт муки, к сожалению, по прогнозам проседает – нам тяжело держаться на этих рынках. Страны начинают покупать у нас сырье и сами производят муку. Они правильно себя ведут. Мы должны делать настолько интересную продукцию, чтобы от нее нельзя было отказаться.
Отдельно предприниматель остановился на явно заградительных транзитных тарифах Казахстана, в 3,5–4 раза удорожающих продукцию. Он уверил, что субсидируй государство экспортные перевозки через вроде бы дружественную страну, сибирская кормовая мука могла бы занять свою нишу на центральноазиатском рынке и китайском, на который как раз с этим продуктом зашел Казахстан. БАРИНОВ оценил открывающиеся возможности в 400 млн долларов США. Такая же история с отрубями. Сейчас их у Сибири закупает Турция, производит корма и снабжает ими все страны Азии. БАРИНОВ настаивал, что и этот экспортный путь можно перехватить, поставляя именно не сырье, а продукты переработки.

ГЕРМАН
Совладелица и управляющий директор красноярского агрохолдинга «Дары Малиновки» Анна ГЕРМАН назвала лотереей как меры поддержки, так и таможенные пошлины – спрогнозировать ведение бизнеса в таких условиях крайне сложно. Предпринимательница привела пример, когда они начали загружать рапсом поезд при нулевой экспортной ставке, а закончили при 30%! Она попросила удерживать ставки на одном уровне хотя бы год, а желательно, конечно, дольше:
– Еще сильно усложняет работу несогласованность экспортных разрешительных документов. Экспортируя сельскохозяйственную продукцию, мы вынуждены оформлять фитосанитарные документы, выпускать различные протоколы, проходить лабораторные испытания. Но пока мы оформляем одни документы, срок деятельности других документов заканчивается! Поэтому есть предложение синхронизировать работу институций так, чтобы сроки действия были согласованы на всех этапах.
Раскритиковала ГЕРМАН бездумность в исполнении задач высшего руководства страны по экспорту продукции высокого передела – в случае с рапсовым маслом конечный продукт не понятен. В Красноярском крае, по словам предпринимательницы, как грибы, стали появляться заводики, иначе их не назовешь, по переработке этого масла:
– Мы, по сути, берем дорогой продукт и портим его, получая что-то непонятное, и экспортируем. Знаете, это как из черной икры делать паштет. Мы очень давно работаем с Китаем, и уверяю вас, что представление о качестве у них совершенно иное, чем у нас.
МОЛОДЦОВ уверил, что все предложения будут обсуждены на государственном уровне.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 20 августа 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ
